Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-260/2022 ~ М-144/2022 от 16.02.2022

Дело №2-260/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Раевский                                 «12» апреля 2022 г.

Альшеевский районный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Бондаревой О.В.,

при секретаре Евграфовой Т.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Альшеевского района РБ Аминева А.Т. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации СП Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район РБ об обязании оформить право муниципальной собственности на объекты холодного водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Альшеевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Альшеевский районный суд с исковым заявлением к Администрации СП Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район РБ об обязании оформить право муниципальной собственности на объекты холодного водоснабжения. В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Альшеевского района Республики Башкортостан по поручению прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , во исполнение решения совещания от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу обеспечения населения регионов Приволжского федерального округа качественной питьевой водой проведена проверка исполнения Администрацией муниципального района <адрес> ПБ, Администрацией сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района <адрес> РБ требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере в части организации водоснабжения и водоотведения.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения.

В соответствии с ч.ч.3,4 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные часть1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.2 ст.7 Закона Республики Башкортостан от 18.03.2005г. –з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 ст.14 Федерального закона. Данным Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 ФЗ вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 4, 4.1, 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона.

Таким образом, в соответствии с положениями федерального законодательства, законодательства Республики Башкортостан полномочия по организации в сельских поселениях водоснабжения и водоотведения населения закреплено за органами местного самоуправления в лице муниципальных районов.

Согласно п.п.1, 2 ч.1 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды.

Советом муниципального района Альшеевский район РБ с главами сельских поселений, расположенными на территории муниципального района Альшеевский район РБ, заключены соглашения о передачи сельским поселениям части полномочий муниципального района.

Данными соглашениями сельским поселениям переданы, в том числе полномочия по организации в границах поселений водоснабжения и водоотведения населения.

Указанными соглашениями также установлено, что в целях исполнения переданных полномочий район обязан предусматривать в бюджете МР Альшеевский район РБЬ на очередной финансовый год и плановый период расходы на предоставление переданных полномочий в очередном финансовом году и плановом периоде, передать поселениям в порядке, установленном соглашением финансовые средства на реализацию переданных полномочий, осуществлять контроль за осуществлением поселением переданных полномочий, а также за целевым использованием предоставленных финансовых средств для реализации переданных полномочий.

В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Установлено, что на территории сельского поселения Кипчак-Аскарвоский сельсовет по <адрес> РБ имеются водонапорная башня, водопроводная сеть и скважина. В нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет МР <адрес> РБ указанные объекты холодного водоснабжения не приняты в муниципальную собственность. На протяжении длительного периода времени органом местного самоуправления не принимаются меры к постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения с последующим оформлением права муниципальной собственности на указанные объекты.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Администрацией СП Кипчак-Аскаровский сельсовет МР Альшеевский район РБ требований законодательства в части организации водоснабжения населения сельских поселений, находящихся на территории МР Альшеевский район РБ.

Данные нарушения законодательства о водоснабжении влекут за собой угрозу обеспечения населения, объектов социального назначения бесперебойным водоснабжением.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи, с чем просит суд обязать администрацию сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в срок до 01.02.2024г. оформить право муниципальной собственности на объекты холодного водоснабжения, находящиеся на территории сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район РБ, а именно: водонапорная башня, водопроводная сеть и скважина, расположенные в с. Отрада Альшеевского района РБ.

В судебном заседании помощник прокурора Фарвазов Ш.Р. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.

Ответчик – глава администрации сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, заблаговременно извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела. В своем ходатайстве просил рассмотреть дело без участия, с исковыми требованиями прокурора согласен.

Представитель третьего лица Администрации МР Альшеевский район РБ в судебное заседание не явился, заблаговременно извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии с положениями части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав помощника прокурора, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 ГК Российской Федерации, в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 данного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ч. 1 ст. 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК Российской Федерации, в силу ч. 3 которой, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу ст. 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Защита нарушенных прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

По смыслу ст. 131 ГК Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водопроводная сеть включает в себя комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

В силу пункта 5 части 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственность. Поскольку данная вещь является объектом водоснабжения, а обязанность сельского поселения осуществлять водоснабжение населения надлежащим образом, последнее должно принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения.

Соглашением между органами местного самоуправления муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан и сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района, администрация муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан передала сельскому поселению Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан полномочия по организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий установленных законодательством РФ.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной прокуратурой Альшеевского района проверки установлено, что на территории сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан имеются объекты холодного водоснабжения: водонапорная башня, водопроводная сеть и скважина, расположенные в <адрес>.

Сведений о зарегистрированных правах на указанные имущества не имеется.

Указанные объекты водоснабжения, исходя из материалов дела, не являются муниципальной собственностью и на балансе муниципальных предприятий не состоят, собственник не определен, спорные участки инженерных сетей ни за кем не закреплены, и никто не следит за их техническим состоянием.

Таким образом, указанные объекты холодного водоснабжения, расположенные на территории сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан являются бесхозяйными в соответствии с п. 1 ст. 225 ГК, согласно которому бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Удовлетворяя заявленные исковые требования прокурора, суд исходит из того, что администрация сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, и действующее законодательство носит императивный характер по предписанию в обязательном порядке постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.

Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения или водоотведения, установлению их владельца может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права граждан и юридических лиц.

Буквальное толкование положений п. 3 ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующим заявлением является обязанностью органа местного самоуправления, так как данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Альшеевского района Республики Башкортостан Аминева А.Т. заявленного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан об обязании оформить право муниципальной собственности на объекты холодного водоснабжения удовлетворить.

Возложить на администрацию сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет объектов холодного водоснабжения, находящихся на территории сельского поселения Кипчак-Аскаровский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан: водонапорная башня, водопроводная сеть и скважина, расположенные в <адрес> РБ с последующим оформлением права муниципальной собственности на указанные объекты в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Альшеевский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

судья п/п                О.В. Бондарева

Копия верна

Судья О.В. Бондарева

Решение изготовлено в окончательной форме 12.04.2022

2-260/2022 ~ М-144/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор района
Ответчики
Администрация СП Кипчак-Аскаровский сельсовет
Другие
Администрация МР Альшеевский район РБ
Суд
Альшеевский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Бондарева О.В.
Дело на странице суда
alsheevsky--bkr.sudrf.ru
16.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2022Подготовка дела (собеседование)
03.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее