Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-466/2023 ~ М-409/2023 от 22.06.2023

Дело № 2-466/2023

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Москаленки Омской области             9 августа 2023 года

Москаленский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Янович Д.Н.,

при секретаре Гартман И.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дюсенбаева Алпыса Шахпутовича, Дюсенбаевой Нурслу Габдуллиновны к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Большевик» о признании права собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Дюсенбаев А.Ш., Дюсенбаева Н.Г. обратились в суд с исковым заявлением к СПК «Большевик», о признании права собственности на квартиру.

В обоснование заявленных требований указано, что семья истцов с 1990 года проживает в квартире по адресу: <адрес> Жилой дом в ДД.ММ.ГГГГ году был построен колхозом <данные изъяты> правопреемником которого является СПК «Большевик». До продажи квартира находилась на балансе СПК «Большевик». ДД.ММ.ГГГГ Дюсенбаев А.Ш. внес в кассу СПК «Большевик» денежные средства за покупку квартиры в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. Покупка указанной квартиры подтверждается уведомлением о том, что правление СПК «Большевик» приняло решение передать в собственность Дюсенбаеву А.Ш. квартиру в жилом доме по адресу: <адрес> а также квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ о внесении денежных средств в кассу СПК в размере <данные изъяты> рублей. Свои обязательства по покупке квартиры Дюсенбаев А.Ш. выполнил полностью. Поскольку квартира куплена в период брака, то она является совместной собственностью супругов Дюсенбаева А.Ш. и Дюсенбаевой Н.Г. Истцы заказали технический план здания. В своем заключении кадастровый инженер описывает квартиру как жилой дом блокированной застройки, который расположен на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Площадь жилого дома блокированной застройки составляет <данные изъяты> кв.м. При этом в приложении Плана этажа указывает, что жилой дом блокированной застройки имеет с соседним блоком только общую стену, что само по себе соответствует именно дому блокированной застройки. Кроме того, указывает, что образуемое здание расположено в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж1. Основным видом разрешенного использования для данной территориальной зоны является блокированная жилая застройки в соответствии с решением Совета Москаленского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района <адрес>». В соответствии с п. 40 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации образуемое здание является домом блокированной застройки. На основании вышеизложенного просит признать за Дюсенбаевым А.Ш., Дюсенбаевой Н.Г. право общей долевой собственности по <данные изъяты> доле каждому на объект недвижимого имущества – жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: <адрес>

В судебном заседании истцы Дюсенбаев А.Ш., Дюсенбаева Н.Г. и их представитель Головко Е.В заявленные исковые требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме, при этом пояснили, что поскольку отсутствуют первичные документы о праве собственности на жилое помещение, истцы не смогли оформить его в свою собственность без решения суда.

Ответчик представитель СПК «Большевик» в судебное заседание не явился, в отзыве просит рассмотреть дело без их участия, подтверждает, что в ДД.ММ.ГГГГ года СПК «Большевик» Дюсенбаеву А.Ш. была продана квартира, расположенная по адресу: <адрес>, состоявшая на балансе кооператива. Дюсенбаевым А.Ш. были внесены денежные средства в кассу СПК «Бльшевик» в полном объеме в сумме <данные изъяты> рублей. Договор купли-продажи не сохранился. СПК «Большевик» на спорное имущество не претендует, против удовлетворения заявленных требований не возражает (л.д. 54-55).

Представители третьих лиц администрации Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в судебное заседание не явились, в отзыве просят рассмотреть дело без их участия (л.д.64, 59).

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Согласно п. 1 ст. 158 ГК РФ сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Как следует из п. 1 ст. 161 ГК РФ, сделки юридических лиц между собой и с гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки, должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.

На основании ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В судебном заседании установлено, что Дюсенбаев А.Ш. и Дюсенбаева Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес> что подтверждается штампом о регистрации по месту жительства в их паспортах и справкой администрации Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11, 40). Из материалов дела следует, что указанный жилой дом в ДД.ММ.ГГГГ году был построен хозяйственным способом колхозом «Большевик», правопреемником которого является СПК «Большевик» (л.д. 20). До продажи квартира находилась на балансе СПК «Большевик». Покупка указанной квартиры подтверждается уведомлением Дюсенбаева А.Ш., направленного в его адрес ДД.ММ.ГГГГ администрацией СПК «Большевик». Из данного уведомления следует, что заявление Дюсенбаева А.Ш. о передаче в собственность квартиры в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> рассмотрено правлением СПК «Большевик» и принято решение передать в собственность Дюсенбаеву А.Ш. квартиру в жилом доме по выше указанному адресу по балансовой стоимости, которая составляет <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ Дюсенбаев А.Ш. внес в кассу СПК «Большевик» денежные средства за покупку квартиры в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ о внесении денежных средств в кассу СПК в размере <данные изъяты> рублей.

Из справки БУОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отсутствуют сведения о регистрации права собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> В учетно-технической документации БУ «Омский центр КО И ТД» и в ЕГРН объект недвижимости не значится, сведения об объекте отсутствуют (л.д. 57, 65).

Указанное жилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленном Дюсенбаеву А.Ш. в бессрочное (постоянное) пользование, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-14, 15).

Свои обязательства по покупке квартиры Дюсенбаев А.Ш. выполнил полностью. Поскольку квартира куплена в период брака (свидетельство о заключении брака на л.д. 38), то она является совместной собственностью супругов Дюсенбаева А.Ш. и Дюсенбаевой Н.Г.

Возражений по заявленным исковым требованиям у ответчика либо третьих лиц, на момент рассмотрения дела не поступило, что подтверждается их письменными отзывами (л.д. 59-61, 64).

Таким образом, заявленные истцами требования в части признании за ними права общей долевой собственности на спорный объект недвижимости подлежат удовлетворению.

Разрешая заявленные истцами требования в части признания права общей долевой собственности на жилой дом блокированной застройки суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

В соответствии со статьёй 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.

Замена ранее выданных документов или внесение в них изменений, внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении блока, указанного в части 1 настоящей статьи, не требуются и осуществляются по желанию правообладателей объектов недвижимости. Полученные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы, которые удостоверяют право на указанный в части 1 настоящей статьи блок, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления (ч. 2).

В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в Единый государственный реестр недвижимости были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), с заявлением об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости указанных сведений (ч. 3).

При изменении в соответствии с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости орган регистрации прав одновременно с изменением в отношении всех блоков вида объекта недвижимости на "здание", назначения объекта недвижимости на "жилой дом", вида разрешенного использования на "дом блокированной застройки" и исключением наименований объектов недвижимости, не соответствующих данному виду разрешенного использования, снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены указанные в части 3 настоящей статьи блоки (ч. 4).

В случае, если созданный до дня вступления в силу настоящего Федерального закона жилой дом блокированной застройки, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), расположен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, решение, указанное в части 3 настоящей статьи, может содержать указание на решение таких собственников о разделе данного земельного участка с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки. В этом случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в настоящей части раздела земельного участка (ч. 5).

Внесение изменений в выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона разрешения на строительство жилых домов блокированной застройки, разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов блокированной застройки и иные документы, в которых содержатся указания на создаваемые или созданные жилые дома блокированной застройки (в значении, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), не требуется (ч. 6).

В соответствии с частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома; дома блокированной застройки в случае, если количество этажей в таких домах не превышает трех, при этом количество всех домов блокированной застройки в одном ряду не превышает десяти и их строительство или реконструкция осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Из Письма Росреестра от 28 марта 2022 года № 14-2287-ТГ/22 «О реализации статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 476-ФЗ (статья 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 476-ФЗ), вступившего в силу 1 марта 2022 года) следует, что согласно указанной статье:

блок, указанный в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 476-ФЗ, далее - ГрК), соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 ГрК, со дня вступления в силу Закона № 476-ФЗ признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании (часть 1);

в случае, если до дня вступления в силу Закона № 476-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 476-ФЗ), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в орган регистрации прав с заявлением об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных Законом № 476-ФЗ. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в ЕГРН указанных сведений (часть 3);

при изменении в соответствии с указанным заявлением вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости орган регистрации прав одновременно с изменением в отношении всех блоков вида объекта недвижимости на "здание", назначения объекта недвижимости на "жилой дом", вида разрешенного использования на "дом блокированной застройки" и исключением наименований объектов недвижимости, не соответствующих данному виду разрешенного использования, снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены указанные в части 3 статьи 16 Закона № 476-ФЗ блоки (часть 4);

решение, указанное в части 3 статьи 16 Закона № 476-ФЗ, может содержать указание на решение таких собственников о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников блоков в таком доме, с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки. В этом случае одновременно с заявлением, указанным в части 3 статьи 16 Закона № 476-ФЗ, в орган регистрации прав должно быть подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки с приложением документов, необходимых для осуществления таких государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен данный земельный участок, указания на соответствующий вид разрешенного использования, а также утвержденных предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков не является препятствием для указанного в настоящей части раздела земельного участка (часть 5).

С учетом изложенного, в силу положений Закона № 476-ФЗ здание, помещение может быть признано жилым домом в случае соответствия признакам, предусмотренным пунктом 40 статьи 1 ГрК. Подготовка каких-либо заключений в данном случае Законом № 476-ФЗ не предусмотрена.

При этом до завершения соответствующей доработки федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН (далее - ФГИС ЕГРН) при поступлении таких заявлений рекомендуется:

осуществлять государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на образуемые земельные участки (если решение собственников содержит указание о разделе земельного участка и представлено соответствующее заявление с межевым планом) и в отношении "помещений" (блоков) - государственный кадастровый учет изменений:

- вида объекта путем указания в поле "Наименование помещения" вкладки "Характеристики помещения", а также во вкладке "Дополнительные сведения" ФГИС ЕГРН слов "Объект недвижимости признан самостоятельным зданием с назначением "жилой дом" в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2021 года № 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Отметка);

- вида разрешенного использования объекта на "дом блокированной застройки";

сведения о наименовании помещения, содержавшиеся в ЕГРН до внесения Отметки, исключить в соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 476-ФЗ;

связь земельного участка с "помещением", а также "помещения" с земельным участком указывать во вкладке "Дополнительные сведения" ФГИС ЕГРН;

вести реестр (перечень) объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесена Отметка, а также соответствующих земельных участков.

После доработки ФГИС ЕГРН в отношении всех объектов недвижимости, в сведения о которых была внесена Отметка, органу регистрации прав в течение пяти рабочих дней надлежит:

изменить вид объекта с "помещение" на "здание";

указать назначение здания "жилой дом";

указать связь с земельным участком (и земельного участка с объектом);

исключить Отметку из поля "Наименование помещения" вкладки "Характеристики помещения", вкладки "Дополнительные сведения" ФГИС ЕГРН.

Также органу регистрации прав в силу части 4 статьи 16 Закона № 476-ФЗ одновременно с указанными изменениями необходимо снять с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены объекты недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесена Отметка.

Из заключения кадастрового инженера, отраженного в техническом плане здания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> соответствии с п. 40 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является домом блокированной застройки. Площадь жилого дома блокированной застройки составляет 92,3 кв.м. (л.д. 21-36).

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд находит требования истца законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дюсенбаева Алпыса Шахпутовича, Дюсенбаевой Нурслу Габдуллиновны удовлетворить.

Признать за Дюсенбаевым Алпысом Шахпутовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дюсенбаевой Нурслу Габдуллиновной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности по ? доле каждому на жилой дом блокированной застройки, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                  подпись                     Д.Н. Янович

"КОПИЯ ВЕРНА"

подпись судьи ________________

секретарь с/з Гартман И.Н.

(Наименование должности работника аппарата суда)

_____________________________

(инициалы, фамилия)

«_____»_________________20_____ г.

2-466/2023 ~ М-409/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дюсенбаева Нурслу Габдуллиновна
Дюсенбаев Алпыс Шахпутович
Ответчики
СПК "Большевик"
Другие
УФСГР кадастра и картографии по Омской области
Администрация Ивановского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области
Суд
Москаленский районный суд Омской области
Судья
Янович Дмитрий Николаевич
Дело на странице суда
moskalenkicourt--oms.sudrf.ru
22.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Подготовка дела (собеседование)
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2023Судебное заседание
09.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Дело оформлено
12.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее