УИД 11MS0046-01-2023-003406-61 дело № 12-58/2023
Р Е Ш Е Н И Е
с. Объячево, Республика Коми 19 октября 2023 года
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Ларин Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мокиевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации муниципального района «Прилузский» Пименова М.А. на постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 13 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении № 5-722/2023,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 13 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении №5-722/2023 администрация муниципального района «Прилузский» (далее – АМР «Прилузский») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с привлечением к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Не соглашаясь с постановленным по делу об административном правонарушении постановлением, защитник АМР «Прилузский» Пименов М.А. обратился в Прилузский районный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об отмене постановления мирового судьи и о прекращении производства по делу, поскольку для устранения нарушений выявленных в ходе дорожного надзора и заключения муниципального контракта на выполнение данных работ необходимо наличие бюджетных средств на указанные цели, а также требуется время для соблюдения требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебное заседание защитник АМР «Прилузский» Пименов М.А. и представитель административного органа, при условии надлежащего извещения, не явились. Защитник АМР «Прилузский» Пименов М.А. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенного судьей может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса в вышестоящий суд.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов суд обязан проверять законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме, не ограничиваясь доводами заявителя.
Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ).
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Как усматривается из материалов дела, 20 июня 2023 года в период времени с 17 час. 30 мин. до 18 час. 30 мин. должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Прилузскому району установлено, что АМР «Прилузский», являясь лицом, ответственным за содержание и проведение ремонта на участке автомобильной дороги с 00км по 00км+830 м «Подъезд к аэропорту» с. Летка Прилузского района Республики Коми, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, в нарушении требования п. 13 Основных положений не выполнило требование по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании вышеуказанной автомобильной дороге имеются разрушения дорожной одежды в виде многочисленных ям, выбоин, просадок на участке с 00км+30м по 00км+250м – общей площадью 1040,02 м2, наибольшей глубиной 12см; с 00км+480м по 00км+830м – общей площадью 39,9 м2. Данный участок автомобильной дороги не обозначен дорожными знаками ПДД РФ 1.16 «Неровная дорога», а также на данном участке дороги отсутствует разметка 1.1, 1.5 «Разделяющая транспортные потоки противоположных направлений», в нарушение п. 5.2.4, п.4.4, п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017.
Лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги «Подъезд к аэропорту» с. Летка Прилузского района Республики Коми является АМР «Прилузский» согласно Уставу муниципального района «Прилузский» Республики Коми и перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района «Прилузский» Республики Коми, утвержденный постановлением АМР «Прилузский» от 21.12.2021 №1634 (в ред. от 11.01.2022 №4).
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, в присутствии законного представителя юридического лица, содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции ч. 1 ст. 12.34 названного кодекса и с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение законодательства о безопасности дорожного движения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы о невозможности исполнения по причине отсутствия в бюджете денежных средств отклоняются, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие либо недостаточность бюджетного финансирования органа местного самоуправления при реализации им возложенных федеральным законодательством полномочий не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения.
Мировой судья обоснованно исходил из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия АМР «Прилузский» всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ, свидетельствует о том, что АМР «Прилузский», будучи лицом, ответственным за состояние автомобильной дороги «Подъезд к аэропорту» с. Летка Прилузского района Республики Коми, является субъектом вмененного ей административного правонарушения и подлежит административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае, АМР «Прилузский» имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса, не содержащей указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Отсюда, оценив представленные в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что АМР «Прилузский» не осуществляла должным образом контроль за состоянием на автомобильной дороге «Подъезд к аэропорту» с. Летка Прилузского района Республики Коми, допустило наличие многочисленных ям, выбоин, просадок, а также на данный участок автодороги не обозначен дорожным знаком ПДД 1.16 «Неровная дорога», и не имеет дорожную разметку «Разделяющая транспортные потоки противоположных направлений», следовательно, в действиях АМР «Прилузский» наличествует событие и состав вменяемого административного правонарушения.
Поскольку ненадлежащее содержание вышеуказанного участка автомобильной дороги выявлено административным органом при осуществлении надзора, должностное лицо обоснованно составило протокол об административном правонарушении в отношении одного лица.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств и собранных по делу доказательств, а также то, что мировым судьей не была дана оценка тому, что требуется время для соблюдения требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации для заключения муниципального контракта на выполнение работ, не является правовым основанием к отмене обжалуемого решения.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу менее минимального размера санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений подпунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 указанного Кодекса, а также с учетом сложного финансового положения бюджетного учреждения и добровольного устранения недостатков в содержании дорог, вопреки доводам жалобы.
Постановление о привлечении АМР «Прилузский» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Прилузского судебного участка Прилузского района Республики Коми от 13 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального района «Прилузский» оставить без изменения, жалобу защитника Администрации муниципального района «Прилузский» Пименова М.А. – без удовлетворения.
Судья Е.А. Ларин