№ 5-267/2023
УИД 56RS0035-01-2023-001184-97
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
гор. Сорочинск 24 октября 2023 года
Судья Сорочинского районного суда Оренбургской области Абубекерова Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Понятовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя
Бородкиной Натальи Николаевны, <данные изъяты>,
предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 35 минут индивидуальный предприниматель Бородкина Н.Н. допустила размещение отработанных камер и шин автомобильных на участке местности, используемых ею для осуществления предпринимательской деятельности, расположенный по адресу: <адрес>М, не соответствующем требованиям в области охраны окружающей среды для размещения указанных отходов, чем нарушила требования ст. 51 от 10.01.2002г. № ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских м сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В судебном заседании индивидуальный предприниматель Бородкина Н.Н. личного участия в судебном заседании не принимала, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно телефонограммы просила рассмотреть дело в свое отсутствие, указала, что вину в совершении правонарушения признает полностью.
Согласно положений ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие индивидуального предпринимателя Бородкиной Н.Н.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2. КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулирован законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ) отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 (далее - ФККО).
Каждому виду отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 242 (далее - ФККО), соответствует код, 11-я цифра которого обозначает класс опасности (п. 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 792).
Так, отработанным автомобильным шинам соответствует код по ФККО 92111001504, камерам пневматических шин автомобильных отработанным соответствует код по ФККО 92112001504, покрышкам пневматических шин с тканевым кордом отработанным соответствует код по ФККО 92113001504, покрышкам пневматических шин с металлическим кордом отработанным соответствует код по ФККО 92113002504, следовательно, шины, камеры и покрышки относятся к отходам IV класса опасности.
Согласно пункту 8 статьи 12 Закона N 89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1589-р (далее - Перечень).
В Перечень, в том числе включены шины и покрышки.
Обращение с отходами производства должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 213 - 239 Санитарных правил, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3 «Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в соответствии с которым обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека; основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств: на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях); на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах; вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород); накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил; условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары, при этом накопление промышленных отходов IV класса опасности допускается навалом, насыпью, в виде гряд; при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка); отходы IV класса опасности должны складироваться в виде специально спланированных отвалов и насыпей.
В соответствии с разделом 7 Национального стандарта РФ «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин» ГОСТ Р 54095-2010, утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 758-ст, отработавшие шины перед отправкой на утилизацию следует хранить на специально отведенных площадках с непроницаемой поверхностью, бетонированных или иных, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Отработавшие шины перед сдачей следует очищать от грязи и мусора. Транспортирование отработавших шин следует производить в соответствии с правилами перевозки грузов, распространяющимися на применяемые для этих целей виды транспорта. Сдачу отработавших шин подтверждают документами, выдаваемыми организациями, осуществляющими их сбор и переработку. При этом отмечено, что в основной части стандарта равнозначно использованы термины "шина" и (или) "покрышка", взаимозаменяемые и широко применяемые в международной документации.
Как следует из материалов дела, в дежурную часть ОМВД России по Сорочинскому городскому округу ДД.ММ.ГГГГ в 15:35 ч поступила информация о том, что по <адрес>М <адрес> в автосервисе шиномонтаж осуществляется складирование твердых бытовых отходов.
Установленные обстоятельства размещения отходов на участке местности, не соответствующей требованиям действующего законодательства для размещения указанных отходов, послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Бородкиной Н.Н.
Кроме того, факт совершения индивидуальным предпринимателем Бородкиной Н.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и ее вина подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями Бородкиной Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым она осуществляет деятельность в шиномонтажной мастерской по адресу: <адрес>М, подтвердила факт складирования отработанных камер и шин автомобильных на территории, где она осуществляет свою предпринимательскую деятельность, письменными объяснениями свидетеля Бородкина А.В., подтвердившим факт складирования шин отработанных на почве, свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе Бородкиной Н.Н., выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Бородкина Н.Н. является собственником нежилого дома - автосервиса, площадью 324,3 кв.м. по адресу: <адрес>М и земельного участка по вышеуказанному адресу площадью 899 кв.м.
У суда отсутствуют основания не доверять указанным доказательствам, так как они непротиворечивы и с достоверностью подтверждают описанные события.
Они получены с соблюдением требований административного законодательства, являются допустимыми, согласуются со всеми материалами и установленными судьей фактическими обстоятельствами дела.
Вместе с тем, прихожу к выводу о признании протокола осмотра помещений, территорий от ДД.ММ.ГГГГ недопустимым доказательством, ввиду того, что он составлен с нарушением положений ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ – в отсутствие понятых и без применения видеозаписи. Вместе с тем, исключение данного доказательства из числа доказательств, не влияет на выводы о виновности индивидуального предпринимателя Бородкиной Н.Н. в совершении указанного административного правонарушения, поскольку она полностью подтверждается совокупностью других исследованных и приведенных в настоящем постановлении доказательств.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Суд квалифицирует действия индивидуального предпринимателя Бородкиной Н.Н. по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Изложенные выше доказательства достаточны для признания индивидуального предпринимателя Бородкиной Н.Н. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что индивидуальным предпринимателем Бородкиной Н.Н. на участке местности, используемом ею для осуществления предпринимательской деятельности, размещены отходы производства и потребления (камеры и шины автомобильные отработанные), которые согласно Федеральному классификационному каталогу отходов относится к 4 классу опасности, что является нарушением требований абзаца 3 п. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", несоблюдение экологических требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, а именно: при хранении отходов производства и потребления отсутствует специальная площадка с водонепроницаемым покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и т.д.), что является нарушением требований п. 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3, абзаца 2 ст. 11, п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у индивидуального предпринимателя Бородкииной Н.Н. возможности выполнить требования абзаца 3 п. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3, абзаца 2 ст. 11, п. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в материалы дела не представлено.
При назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю Бородкиной Н.Н. судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд учитывает признание вины, раскаяние в содеянном, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
Санкция ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает наказание в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении административного наказания, учитывая требования статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства, при которых оно совершено, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, приходит к выводу о возможности назначения в данном случае административного наказания, не связанного с приостановлением деятельности индивидуального предпринимателя, и полагает возможным назначить индивидуальному предпринимателю Бородкиной Н.Н. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, составляет 30000 рублей, а значит - менее 50000 рублей, положения ч. 2.2 и ч.2.3. ст. 4.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае не применимы.
Характер совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, объектом посягательства которого являются правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере, выразившегося в пренебрежительном отношении к исполнению обязанностей, возложенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а потому правонарушение не может быть признано малозначительным, основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса).
Возможности замены назначенного обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение судом не усматривается ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Выявленные административным органом нарушения не исключают возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Аналогичный правовой подход сформулирован в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ NQ24-АД20-3, от ДД.ММ.ГГГГ NQ58-АД21-5-К9.
На основании изложенного и руководствуясь статей 29.9, 29.10 КоАП РФ судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя Бородкину Наталью Николаевну виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Разъяснить о том, что административный штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, по следующим реквизитам: получатель: УФК по Оренбургской области (отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сорочинскому району), ИНН 5617001525, КПП 561701001, ОКТМО 53727000, р/с 03100643000000015300 в Отделение Оренбург Банка России // УФК по Оренбургской области г. Оренбург, БИК 015354008, кор./сч. 40102810545370000045, КБК 18811601081019000140, УИН 18880456230001581306. Квитанцию об уплате административного штрафа предоставить в суд.
Разъяснить о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в административную коллегию по административным делам Оренбургского областного
суда через Сорочинский районный суд Оренбургской области либо непосредственно в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии настоящего постановления.
Судья Э.Р. Абубекерова