Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2022 года п. Оричи Кировской области
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Капустей И.С.,
при секретаре Жвакиной Т.И.,
с участием: представителя истца Управления Роспотребнадзора по Кировской области Кассиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-433/2022 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Кировской области к администрации Истобенского сельского поселения Оричевского района Кировской области, обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить обязательные требования санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по Кировской области обратилось в суд с иском к администрации Истобенского сельского поселения Оричевского района Кировской области, обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выполнить обязательные требования санитарного законодательства.
В обоснование исковых требований указано, что на территории Истобенского сельского поселения Оричевского района Кировской области в целях водоснабжения эксплуатируются на постоянной основе подземные источники водоснабжения – скважины №№ 3107, 4764.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности администрации Истобенского сельского поселения Оричевского района Кировской области является деятельность органов местного самоуправления городских округов.
Управление Роспотребнадзора по Кировской области, проанализировав реестр санитарно-эпидемиологических заключений, установило, что санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны (далее – ЗСО) указанных скважин не выдавались, не разработаны проекты зон санитарной охраны используемых подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (артезианских скважин).
Отсутствие разработанных проектов ЗСО водозаборов создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Кроме того, отсутствие проекта ЗСО не позволяет оценить правила и режим хозяйственного пользования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.
Отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на использование подземных источников водоснабжения создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также потенциальный риск возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.
Согласно письменной информации администрации Оричевского района Кировской области на территории Истобенского сельского поселения гарантирующей организацией для централизованного холодного водоснабжения и водоотведения с августа 2020 года является ООО «Водоканал».
По сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом экономической деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд.
При анализе реестра программ производственного контроля качества воды, согласованных с Управлением, установлено, что ООО «Водоканал» при осуществлении деятельности по забору и очистке воды для питьевых и хозяйственных нужд не организован и не проводится производственный контроль, в том числе, лабораторный, за качеством питьевой воды, подаваемой населению с. Истобенск. Программа производственного контроля в Управление на согласование не предоставлялась.
На основании изложенного, понуждение администрации Истобенского сельского поселения Оричевского района Кировской области, ООО «Водоканал» к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
После уточнения заявленных требований (л.д. 83) просит суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации МО Оричевский муниципальный район Кировской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, п. 1.5, п. 1.6, п. 1.12, п. 1.13, п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
1.1. Обязать администрацию МО Оричевский муниципальный район Кировской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу:
- разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважин №№ 3107, 4764) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам согласно ч.4,5 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 1.4, п. 1.5, п. 1.6, п. 1.12, п. 1.13, п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование подземных источников водоснабжения (скважин №№ 3107, 4764) согласно ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. Признать незаконным бездействие ООО «Водоканал», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.77 приложения №№2-4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
2.2. Обязать ООО «Водоканал» в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу:
- разработать программу производственного контроля за качеством подаваемой воды и согласовать ее с Управлением Роспотребнадзора по Кировской области в соответствии с требованиями ст.32 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.77 приложения №№2-4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»;
- обеспечить проведение лабораторного контроля качества воды в местах поступления исходной воды и после водоподготовки в соответствии с разработанной и согласованной программой производственного контроля за качеством подаваемой воды.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Кировской области Кассина О.В., поддерживая уточненные исковые требования, привела в обоснование доводы, указанные в иске.
Определением Оричевского районного суда Кировской области от 04 августа 2022 года ненадлежащий ответчик администрация Истобенского сельского поселения Оричевского района Кировской области заменен надлежащим ответчиком - муниципальным образованием Оричевский муниципальный район Кировской области в лице администрации Оричевского района Кировской области. (л.д. 55-59)
Представитель ответчика МО Оричевский муниципальный район в лице администрации Оричевского района Кировской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил. (л.д. 79)
Представитель ответчика ООО «Водоканал», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск главный инженер Новокшонова О.Е. указала, что Управлением муниципальной собственностью Оричевского района договор аренды муниципального имущества по скважинам в с. Истобенск расторгнут, в связи с чем ООО «Водоканал» за состояние указанных скважин ответственности не несет. Просит о рассмотрении дела без участия их представителя. (л.д. 28, 29)
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-Ф3 (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-Ф3 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдены гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с
использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов
санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст.25 Федерального закона от 07.12.2011г № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор.
На основании п. 77 и приложения №№ 2-4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды,
горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10.
На основании п.7 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.
Кроме того, п.22 Правил предусмотрено, что организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом).
Судом установлено, что администрация Оричевского района Кировской области зарегистрирована в качестве юридического лица 21.12.2011 года. Местонахождение: 612080, Кировская область, Оричевский район, пгт Оричи, ул. Карла Маркса, д. 12. Основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
ООО «Водоканал» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2007 года. Местонахождение: 612080, Кировская область, Оричевский район, пгт Оричи, ул. Колхозная, д. 49. Основным видом деятельности является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд. (л.д. 16-17)
По информации администрации Оричевского района от 27.12.2021 года № 6790-01-16, подземные источники водоснабжения – скважины №№ 3107, 4764 находятся в с. Истобенск, являются действующими. Гарантирующей организацией для централизованного холодного водоснабжения и водоотведения с августа 2020 года является ООО «Водоканал». (л.д. 18, 19)
В соответствии с данными администрации Истобенского сельского поселения Оричевского района Кировской области от 13.07.2022 года, на указанную дату водопроводная сеть (сооружение водозаборное, водонапорная башня, скважины № 3107, 4764) не числится, собственностью администрации Истобенского сельского поселения не является. В 2020 году вышеуказанное имущество безвозмездно передано администрацией в муниципальную собственность муниципального образования Оричевский муниципальный район. (л.д. 30)
Решением Истобенской сельской Думы Оричевского района Кировской области от 26.02.2020 года № 29/2 утвержден Перечень муниципального имущества муниципального образования Истобенское сельское поселение Оричевского района Кировской области, подлежащего безвозмездной передаче в муниципальную собственность муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области. В данном Перечне указаны водопроводная сеть, водонапорная башня, скважины № 3107, № 4764 в с. Истобенск. (л.д. 32, 33)
Решением Оричевской районной Думы Оричевского района Кировской области от 24.04.2020 года № 39/9 согласовано принятие вышеуказанного имущества жилищно-коммунального назначения Истобенского сельского поселения согласно Перечню имущества, безвозмездно передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования Истобенское сельское поселение Оричевского района Кировской области в муниципальную собственность муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области. (л.д. 34, 35)
По информации администрации Оричевского района от 26.07.2022 года № 3029-01-15, на основании распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области № 552 от 21.05.2020 муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области на праве собственности принадлежит объект – водопроводная сеть по адресу: Кировская область, Оричевский район, с. Истобенск. В состав водопроводной сети входит: водопроводная сеть, водонапорная башня, скважины № 3107, № 4764. В соответствии с заключенным договором аренды муниципального имущества от 11.01.2016 года (дополнительное соглашение от 28.08.2020 года) исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению в с. Истобенск является ООО «Водоканал». (л.д. 53)
11.01.2016 между Истобенским сельским поселением (арендодатель) и ООО «Водоканал» (арендатор) был заключен договор аренды муниципального имущества № 01, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование муниципальное имущество, согласно Приложения, в котором указаны: водопроводная сеть, водонапорная башня, скважины № 3107, № 4764. Между сторонами был подписан акт сдачи-приемки муниципального имущества. (л.д. 70-71, 72, 72 оборот)
28.08.2020 года между администрацией Истобенского сельского поселения Оричевского района Кировской области, Управлением муниципальной собственностью Оричевского района с одной стороны и ООО «Водоканал» с другой стороны было подписано дополнительное соглашение б/н о замене стороны по договору, согласно которому стороны определили изложить преамбулу договора аренды муниципального имущества № 01 от 11.01.2016 в новой редакции, заменив арендодателя Истобенское сельское поселение на Управление муниципальной собственностью Оричевского района. В Перечне имущества, принадлежащего Оричевскому району, переданного по договору аренды, указана водопроводная сеть с. Истобенск, в состав которой входят: водопроводная сеть, водонапорная башня, скважины № 3107, № 4764. В Приложении к договору имеется расчет арендной платы за оборудование и механизмы. (л.д. 73, 74, 75)
Довод представителя ответчика ООО «Водоканал» о том, что Управлением муниципальной собственностью Оричевского района договор аренды муниципального имущества по скважинам в с. Истобенск расторгнут, в связи с чем ООО «Водоканал» за состояние указанных скважин ответственности не несет (л.д. 28), суд отклоняет.
Представленная суду копия искового заявления Управления муниципальной собственностью Оричевского района к ООО «Водоканал» о расторжении договора аренды муниципального имущества № 01 от 11.01.2016 года, адресованная в Арбитражный суд Кировской области (л.д. 76), не является доказательством, подтверждающим расторжение договора аренды муниципального имущества № 01 от 11.01.2016 года.
Выпиской из реестра муниципальной собственности Оричевского района от 12.08.2022 года подтверждено, что водопроводная сеть с. Истобенск, в состав которой входят: водопроводная сеть, водонапорная башня, скважины № 3107, № 4764 находятся в муниципальной собственности муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области. (л.д. 82)
Судом установлено, что обязанность организовать разработку проекта зон санитарной охраны скважин, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зон санитарной охраны скважин, лежит на администрации Оричевского района как органе местного самоуправления, осуществляющем полномочия собственника в отношении имущества, независимо от того факта, передан ли данный объект в пользование и находится в эксплуатации иного лица.
Учитывая, что скважины используются на постоянной основе ООО «Водоканал», обязанность по разработке Программы производственного контроля, организации и проведения производственного контроля, в том числе: лабораторного контроля, за качеством воды, подаваемой населению из скважин, лежит на ООО «Водоканал».
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истца о понуждении ответчиков к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Кировской области ОГРН 1054316553653 удовлетворить.
1.Признать незаконным бездействие администрации МО Оричевский муниципальный район Кировской области, ОГРН 1034314500120, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.4, п. 1.5, п. 1.6, п. 1.12, п. 1.13, п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
1.1.Обязать администрацию МО Оричевский муниципальный район Кировской области, ОГРН 1034314500120, в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу:
- разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважин №№ 3107, 4764) и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам согласно ч.4,5 ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 1.4, п. 1.5, п. 1.6, п. 1.12, п. 1.13, п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование подземных источников водоснабжения (скважин №№ 3107, 4764) согласно ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. Признать незаконным бездействие ООО «Водоканал», ОГРН 1074313000618, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.77 приложения №№2-4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
2.2. Обязать ООО «Водоканал», ОГРН 1074313000618, в течение 4 месяцев с момента вступления решения в законную силу:
- разработать программу производственного контроля за качеством подаваемой воды и согласовать ее с Управлением Роспотребнадзора по Кировской области в соответствии с требованиями ст.32 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.77 приложения №№2-4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Постановлением Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»;
- обеспечить проведение лабораторного контроля качества воды в местах поступления исходной воды и после водоподготовки в соответствии с разработанной и согласованной программой производственного контроля за качеством подаваемой воды.
Взыскать с ООО «Водоканал», ОГРН 1074313000618, в доход бюджета муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.
Председательствующий И.С. Капустей
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2022 г.