УИД 02RS0003-01-2023-005073-21 Дело № 2-3129/2023
Категория 2.211
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2023 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Сумачакова И.Н.,
при секретаре Ушаковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению АО «Газпром газораспределение» к Чупину М.В. о взыскании задолженности по договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения,
УСТАНОВИЛ:
АО «Газпром газораспределение» обратилось в суд с иском к Чупину В.М. о взыскании задолженности по договору о подключении от 22 августа 2019 года № № в размере 16 799 рублей 35 копеек, а также расходов по уплате государственной пошлины. Исковые требования мотивированы тем, что между АО «Газпром газораспределение» и Чупиной Н.И. 22 августа 2019 года заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения № №, согласно которому исполнитель обязуется осуществить подключение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, к сети газораспределения, а заявитель обязуется оплатить данную услугу. Исполнителем работы по технологическому подключению дома к газораспределительным сетям выполнены в полном объеме, однако оплата от заказчика не поступала. Истцу стало известно о смерти заказчика, в связи с чем требования предъявлены к ее наследникам.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу положений ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
По правилам ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, заключающий в себе процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Из материалов дела следует, что 22 августа 2019 года АО «Газпром газораспределение» (исполнитель) и Чупина Н.И. (заявитель) заключили договор № № о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, в соответствии с п. 1.1 которого исполнитель принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) жилого дома к сети газораспределения, а заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Заринская, д. 8, в также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Согласно п. 10 договора размер платы за подключение (технологическое присоединение) составляет 16 799 рублей 35 копеек. Окончательный расчет производится заявителем в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта и подключении.
30 сентября 2020 года сторонами договора подписан акт сдачи-приемки работ (услуг) по договору о подключении № № от 22.08.2019 г., согласно которому работа (услуга) выполнена в полном объеме и соответствует условиям договора; и акт о подключении (технологическом присоединении), согласно которому заявитель претензий по оказанию услуг к газораспределительной организации не имеет.
Оплата по указанному выше договору заказчиком Чупиной Н.И. не произведена, что ответчиком по делу не оспаривается.
АО «Газпром газораспределение» обращалось к мировому судье судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска Республики Алтай с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Чупиной Н.И. задолженности по договору о подключении.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 03 апреля 2023 года было отказано в принятии указанного заявления на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку Чупина Н.И. умерла (адресная справка № № от 27 марта 2023 года).
Действительно, Чупина Н.И. умерла 08 октября 2021 года, не выполнив своих обязательств по договору о подключении (технологическом присоединении) (свидетельство о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ года).
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 60 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками по долгам наследодателя независимо от основания наследования и способа принятия наследства в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
Пунктом 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 разъяснено, что стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее). Размер задолженности, подлежащей взысканию с наследника, определяется на время вынесения решения суда.
После смерти Чупиной Н.И. нотариусом нотариального округа «город Горно-Алтайск» Республики Алтай Шарабариной М.В. заведено наследственное дело № №, из которого следует, что наследство после умершей ДД.ММ.ГГГГ года Чупиной Н.И., в том числе и ее долги, принял Чупин М.В. (супруг).
Сыновья наследодателя Чупин Е.М. и Чупин А.М. срок принятия наследства пропустили, и не возражали против получения свидетельства о праве на наследство Чупиным М.В., о чем ими указано в заявлениях от 06 мая 2022 года и 11 мая 2022 года, в связи с чем они как отказополучатели по долгам наследодателя не отвечают (п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Супруг наследодателя Чупин М.В. так же просил выделить ему долю в нажитом во время брака с Чупиной Н.И. имуществе (заявление от 12 мая 2022 года).
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 60 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками по долгам наследодателя независимо от основания наследования и способа принятия наследства в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
Пунктом 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 разъяснено, что стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
Поскольку смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им договору, наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключен кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на нее). Размер задолженности, подлежащей взысканию с наследника, определяется на время вынесения решения суда.
В силу ст. ст. 33, 34 СК РФ и ст. 256 ГК РФ совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Статья 1150 ГК РФ предусматривает, что принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со ст. 256 настоящего кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в п. 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное. При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
Таким образом, супружеская доля пережившего супруга на имущество, совместно нажитое с наследодателем, может входить в наследственную массу лишь в том случае, когда переживший супруг заявит об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном в период брака (п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июля 2018 г.)
Чупин М.В. об отсутствии своей доли в имуществе, приобретенном в период брака с Чупиной Н.И., не заявлял, а напротив, просил выделить ему долю в общем имуществе супругов.
Чупину М.В. выданы свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ года о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу. Общее имущество супругов состоит из: <данные изъяты>
Также Чупину М.В. выданы свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года о праве на наследство по закону на <данные изъяты>
18 августа 2023 года АО «Газпром газораспределение» в адрес нотариуса нотариального округа «Город Горно-Алтайск» Республики Алтай Шарабариной М.В. направлена претензия, которая имеется в материалах наследственного дела и доведена до сведения наследников Чупиной Н.И. (уведомление № № от ДД.ММ.ГГГГ года).
Таким образом, учитывая, что Чупин М.В. несет гражданско-правовую ответственность по долгам наследодателя Чупиной Н.И. в пределах стоимости наследственного имущества, которая существенно превышает цену иска, исковые требования АО «Газпром газораспределение» к Чупину М.В. о взыскании задолженности по договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения подлежат удовлетворению в полном объеме.
05 октября 2023 года, после получения от нотариуса уведомления о поступившей от АО «Газпром газораспределение» претензии и после обращения АО «Газпром газораспределение» в суд с настоящим иском (28 сентября 2023 года), Чупин М.В. оплатил задолженность по договору № № от 29 августа 2019 года в размере 16 799 рублей 35 копеек, представив нотариусу соответствующий чек-ордер № №, в связи с чем настоящее решение в части взыскания задолженности по договору о подключении от 22 августа 2019 года № № следует считать исполненным, поскольку на день вынесения решения суда задолженность по договору оплачена в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Чупина М.В. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 671 рубль 97 копеек.
Таким образом, настоящее решение суда подлежит исполнению только в части взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 671 рубль 97 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление АО «Газпром газораспределение» к Чупину М.В. о взыскании задолженности по договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения удовлетворить.
Взыскать с Чупина М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт гражданина Российской Федерации серии №), в пользу АО «Газпром газораспределение» (ИНН 7838306818) задолженность по договору о подключении (технологическом присоединении) от ДД.ММ.ГГГГ года № № в размере 16 799 рублей 35 копеек и судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 671 рубль 97 копеек.
Решение суда в части взыскания с Чупина М.В. в пользу АО «Газпром газораспределение» задолженности по договору о подключении (технологическом присоединении) от ДД.ММ.ГГГГ года № №-№ в размере 16 799 рублей 35 копеек считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья И.Н. Сумачаков
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2023 года