Дело № 2-161/2024 (2-3459/2023)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Эрзихановой С.Ф.,
при секретаре судебного заседания Гончаровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаховой Ирины Дмитриевны к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Шахова И.Д. обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности на жилой дом, ссылаясь на то, что она является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. На указанном земельном участке истцом в отсутствие разрешительной документации возведен жилой дом. Ссылаясь на невозможность оформления прав на жилой дом в административном порядке, соответствие объекта требованиям действующего законодательства, ФИО1 просила суд признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 15.04.2024 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя.
Истец Шахова И.Д. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещалась судом. Доказательств уважительности причин неявки не представила, ходатайств об отложении не заявляла. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о дате и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания письменных возражений Департамента, представитель ответчика против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что строительство жилых домов на земельных участках индивидуального жилищного строительства, дачных и садовых землях стало возможным при соблюдении застройщиком уведомительного порядка и получения разрешения на строительство, при этом собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Истец за получением разрешения на строительство, в том числе и с уведомлением о планируемом строительстве в Департамент не обращался. Кроме того, согласно положениям специального законодательства об охране объектов культурного наследия, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах охранных зон не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в их границах (п. 16 Постановления Правительства № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации»). Вместе с тем красные линии, установленные Постановлением от 23.04.2018 № 248-ПП, проходят по границе земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, представитель ответчика указал на то, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу (л.д. 52-56, 92-94).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени судебного разбирательства извещено судом. Согласно представленному в материалы дела пояснениям на исковое заявление, представитель Управления просил суд рассматривать дело в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Согласно пояснениям представителя Управления, Шахова И.Д. обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости - жилого здания с приложением технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно требованиям к градостроительному регламенту для участка МЗ-9 степень озелененности участков - 80%. Протяженность - 12 м. Согласно сведениям ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> кв.м. Предоставленный технический план подготовлен в отношения здания, площадь застройки которого составляет 124,08 кв.м. В ЕГРН содержатся сведения о иных зданиях, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером №, а именно: нежилое здание с кадастровым номером № - баня (площадь <данные изъяты> кв.м.), нежилое здание с кадастровым номером № - летняя кухня (площадь 31 кв.м.), нежилое здание с кадастровым номером № - сарай (площадь <данные изъяты> кв.м.) и нежилое здание с кадастровым номером № - гараж (площадь <данные изъяты> кв.м.). <адрес> застройки участка будет превышать максимально допустимое значение. При проведении правовой экспертизы технической документации органом регистрации установлено, что протяженность фасадов здания превышает 12 м. Поскольку параметры объекта капитального строительства, сведения о котором содержатся в техническом плане, превышали предельные параметры, установленные ПЗЗ города и в этой связи осуществить учетно-регистрационные действия в отношении заявленного объекта недвижимости, в соответствии с ПЗЗ не представилось возможным, по результатам правовой экспертизы Управлением ДД.ММ.ГГГГ принято решение в форме уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д. 78-84).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя в судебное заседание своего представителя не направило, о дате и времени судебного разбирательства извещено судом. Доказательств уважительности причин неявки не представило, ходатайств об отложении не заявляло. При таких обстоятельства, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя указанного третьего лица в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 595-О-П разъяснено, что вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; возведение постройки без получения необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из указанных признаков.
Исходя из положений статьи 51 ГрК РФ и статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается компетентным органом.
На основании статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке" (далее - Постановление N 44) разъяснено следующее.
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков:
- возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке;
- возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки;
- возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки;
- возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Данный перечень признаков самовольной постройки является исчерпывающим. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные признаки самовольной постройки (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 ГК РФ).
Изменение требований к строительству после начала правомерного строительства или реконструкции объекта (например, установление границ территорий общего пользования (красных линий) после начала строительства объекта с соблюдением правового режима земельного участка) не является основанием для признания такой постройки самовольной (абзац первый пункта 1 статьи 222 ГК РФ).
Если на день вынесения решения суда ранее выявленные признаки самовольной постройки устранены или более не являются таковыми вследствие изменения правового регулирования и отсутствуют иные основания для признания постройки самовольной, суд отказывает в удовлетворении требования о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 44 последствиями возведения (создания) самовольной постройки являются ее снос или приведение в соответствие с установленными требованиями на основании решения суда (пункт 2 статьи 222 ГК РФ) или на основании решения органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии с его компетенцией, установленной законом (пункт 3.1 статьи 222 ГК РФ), если судом не будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о возможности ее сохранения.
Согласно пункту 16 Постановления N 44 постройка считается возведенной (созданной) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, в частности, если этот объект полностью или частично располагается на земельном участке, не принадлежащем лицу, осуществившему ее возведение (создание), на праве, допускающем строительство на нем данного объекта. Если при рассмотрении спора относительно самовольной постройки будет установлено наличие спора о границах земельных участков, суду необходимо разъяснить сторонам право на предъявление иска, встречного иска, направленного на определение (установление) границ земельных участков, для совместного рассмотрения с первоначальным иском (статьи 137, 151 ГПК РФ, статьи 130, 132 АПК РФ).
В силу положений пункта 1 статьи 222 ГК РФ возведение постройки в отсутствие необходимого в силу закона разрешения на строительство является признаком самовольной постройки. Вместе с тем исходя из принципа пропорциональности снос объекта самовольного строительства является крайней мерой государственного вмешательства в отношения, связанные с возведением (созданием) объектов недвижимого имущества, а устранение последствий допущенного нарушения должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков. В связи с этим следует иметь в виду, что необходимость сноса самовольной постройки обусловливается не только несоблюдением требований о получении разрешения на строительство, но и обстоятельствами, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки вследствие ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц (пункт 25 Постановления N 44).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведен (создан) объект, при одновременном соблюдении следующих условий: - если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; - если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; - если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что для целей признания права собственности самовольная постройка должна отвечать требованиям, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, обязательным требованиям к параметрам постройки, установленным на день обращения в суд (абзац четвертый пункта 2, абзац третий пункта 3 статьи 222 ГК РФ, пункты 4, 7 статьи 2 ГрК РФ). Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда. В связи с этим при рассмотрении иска о признании права собственности на самовольную постройку применению подлежат положения пункта 3 статьи 222 ГК РФ в той редакции, которая действовала на момент принятия решения суда (пункт 2 статьи 4 ГК РФ) (пункты 39, 40 Постановления N 44).
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в отсутствие со стороны истца очевидных признаков явного и намеренного недобросовестного поведения. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если единственным признаком самовольной постройки является отсутствие необходимых в силу закона согласований, разрешений, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, принимало надлежащие меры. При установлении факта недобросовестного поведения застройщика, создавшего самовольную постройку (например, в случае, если такое лицо обращалось за выдачей разрешения на строительство лишь для вида, действуя в обход закона), суд вправе отказать в признании права собственности на самовольную постройку (статья 10 ГК РФ) (пункт 43 Постановления N 44).
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в реестре содержатся сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером № (ранее присвоенный №), площадью <данные изъяты> кв.м. 1, расположенном по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для строительства и обслуживания живого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)», правообладателем которого является Шахова И.Д. В границах указанного земельного участка расположены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: №, №
Ранее в границах указанного земельного участка располагался жилой дом с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., год постройки – 1917, который снесен собственником с предварительным уведомлением Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя.
Как следует из технического плана здания, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Дьячук Е.П., в границах земельного участка по адресу: <адрес> в 2021 году возведен индивидуальный жилой дом, площадью 110 кв.м. (л.д. 22-28).
С целью оформления прав в отношении возведенного жилого дома, 08.08.2023 Шахова И.Д. обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания, в ответ на которое 15.08.2023 заявителю указано о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, со ссылкой на расположение земельного участка в территориальной зоне с индексом Ж-2.3/Л/К1/14; в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места федерального значения "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (режим использования Р-4-3, участок М3-9). Согласно требованиям к градостроительному регламенту для участка МЗ-9, степень озелененности участков - 80%. Протяженность - 12 м. Максимальное значение площади застройки данного земельного участка - 92,2 кв.м., предоставленный технический план подготовлен в отношения здания, площадь застройки которого составляет <данные изъяты> кв. м., при этом в реестре содержатся сведения о иных зданиях, расположенных в пределах земельного участка, т.е. суммарная площадь застройки участка будет превышать максимально допустимое значение, протяженность фасадов здания превышает 12 м., что свидетельствует о превышении параметров объекта капитального строительства предельных параметров, установленных ПЗЗ города. В целях устранения причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заявителю рекомендовано привести объект недвижимости в соответствие с параметрами установленным действующим законодательством Российской Федерации либо обратиться за признанием права собственности на объект капитального строительства в существующих параметрах, превышающие разрешенные, в судебном порядке, либо обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополь с заявлением о возможности внесения изменений в ПЗЗ (л.д. 29).
Для разрешения вопросов о соответствии самовольно возведенного объекта требованиям строительных и санитарных норм, требованиям пожарной безопасности, градостроительным нормам и правилам, нахождения жилого дома в границах земельного участка, определением Ленинского районного суда города Севастополя от 13.11.2023 назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено Федеральному бюджетному учреждению «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».
Как следует из содержания исследовательской части заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, при визуальном осмотре и проведении замеров установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес> расположен одноэтажный жилой дом площадью застройки - <данные изъяты> кв.м., хозяйственная постройка лит. «»В площадью застройки <данные изъяты> кв.м., а также строения, обозначенные в паспорте БТИ лит. «Д» площадью 24,1 кв.м. и лит. «З» площадью <данные изъяты> кв.м. На дату проведения визуального обследования объект завершён строительством. На объекте выполнены все строительные работы. Объект оснащён электроснабжением, отоплением, вентиляцией. При обследовании внутренних помещений объекта выявлено, что в помещениях первого этажа смонтировано оборудование, позволяющие эксплуатировать их как: жилые комнаты, кухню, санузел, коридор и пр. В результате камеральной обработки результатов геодезических измерений и последующего сопоставления взаимного расположения объекта капитального строительства согласно геодезическим измерениям и согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков, экспертом было определено, что жилой дом, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. При сопоставлении результатов визуального обследования с нормативной литературой экспертом установлено, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, имеет признаки объекта индивидуального жилищного строительства (индивидуальный жилой дом) и, следовательно, является индивидуальным жилым домом, так как является отдельностоящим, состоит из 1-го надземного этажа, высота дома составляет 4,5 м., дом включает в себя комплекс помещений (комнаты, кухня, санузел, кладовые, коридоры), предназначенные для индивидуального и/или односемейного заселения жильцов.
На исследование эксперту представлена выписка из ЕГРН на здание с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по адресу: <адрес>, расположен жилой дом площадью 61,8 кв.м., год постройки – 1917, а также паспорт БТИ по состоянию на 1999 год, согласно которому на исследуемом земельном участке был расположен жилой дом лит. «А» и летняя кухня лит. «Б», а также хозяйственные постройки лит. «В», лит. «З», лит. «Д» (л.д. 18-21). При визуальном осмотре и сопоставлении с данными паспорта БТИ установлено, что на земельном участке по <адрес> в <адрес> были проведены строительные работы в жилом доме лит. «А» и летней кухни лит. «Б», в результате чего строения были объединены. При сопоставлении результатов визуального обследования с предоставленными на исследование материалами и нормативной литературой экспертом установлено, что на земельном участке по <адрес> в <адрес> были проведены работы по реконструкции жилого дома лит. «А» и летней кухни лит. «Б» по существующему контуру зданий, путем объединения зданий жилого дома и летней кухни в одно здание. Заменены изношенные несущие и ограждающие конструкции учитывая год постройки - 1917 и длительный срок эксплуатации здания), установлено новое сантехоборудование и заменены системы водоснабжения, канализации, отопления. Посредством объединения жилого дома с летней кухней увеличена площадь помещений жилого дома. Визуально установлено, что исследуемый объект оборудован коммуникациями: водопроводом, канализацией, электричеством, отоплением, вентиляцией.
Согласно техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ год завершения строительства – 2021. При визуальном осмотре и проведении геодезических измерений установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № расположено одноэтажное здание жилого дома. При проведении визуального обследования экспертом проводились измерения габаритных размеров внутренних помещений исследуемого объекта. На основании проведённых измерений определены площади помещений и площадь объекта в целом, которая составляет - 99,37 кв.м. При визуальном осмотре экспертом установлено, что исследуемый объект по адресу: <адрес>, используется как индивидуальный жилой дом, что соответствует виду разрешенного использования (код 2.1).
Согласно Правилам землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и <адрес>, утв. Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, объект исследования расположен в территориальной зоне Ж-2.3/Л/К/14 - смешанной индивидуальной жилой застройки.
Согласно приложению к Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе", земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне объекта культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места «Древний город Херсонес Таврический, крепости Чембало и Каламита». В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 № 1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе" земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне с режимом использования Р-4-3, участок МЗ-9.
В ходе проведенного исследования установлено, что объект исследования является индивидуальным жилым домом и имеет следующие технические параметры: высота -4,5 м., что соответствует Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 № 1864 (8м); протяженность фасада – 13,8 м., что не соответствует требованиям Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 № 1864 (8м); процент застройки земельного участка с учетом надворных строений - 39 % ((124,08+7,5+24,1+24,68)/461*100), что не соответствует требованиям Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 №1864. При этом реконструкция жилого дома не привела к изменению параметров процента застройки земельного участка, протяженность фасада изменилась за счет присоединения летней кухни к жилому дому. В результате сопоставления данных проведенного исследования с требованиями Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана, утв. Постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2022 № 730-111, экспертом установлено: минимальный отступ от проезда - 0,5 м., что не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя; минимальный отступ от границы земельного участка - 0 м. При этом, согласно требованиям Правил землепользования и застройки: «В случае реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, расположенного на расстоянии менее 3 м от границ земельного участка, получение разрешения на отклонение от предельных параметров в части уменьшения минимального отступа от границ земельного участка по существующим границам объекта не требуется». Поскольку реконструкция объекта проведена в границах ранее существующего контура здания, то расположение здания относительно от границ земельного участка соответствует Правилам землепользования и застройки города федерального значения Севастополя; максимальная высота (этажность) - 4,5 м, 1 этаж, что соответствует Правилам землепользования и застройки города федерального значения Севастополя; процент застройки земельного участка - 39%, что не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя; максимальный коэффициент плотности застройки земельного требованиям Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя.
Таким образом, проведя исследование, эксперт пришел к выводам о том, что жилой дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя в части процента застройки земельного участка; не соответствует требованиям Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 № 1864 в части протяженности фасада; соответствует требованиям Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 №1864 в части коэффициента плотности застройки земельного участка; реконструкция жилого дома не привела к изменению параметров процента застройки земельного участка, протяженность фасада изменилась за счет присоединения летней кухни к жилому дому, а, следовательно, не привела к нарушению требованиям Приказа Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 № 1864 в части процента застройки земельного участка.
Поскольку Правила землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части территории города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и города Инкермана, утвержденные Постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 года N 730-ПП, на момент завершения реконструкции жилого дома (2021 г.) отсутствовали, в связи с чем несоответствия жилого дома по адресу: <адрес>, указанным Правилам, экспертами не учитывались, исследуемый объект рассматривался на соответствие нормам и правилам, действовавшим на момент окончания строительства (реконструкции) - на 2021 год. Экспертом отмечено, что при реконструкции объекта получение разрешения на строительство (реконструкцию) и разработка проектной документации не требовалось. Объект исследования по этажности соответствует градостроительным нормам и правилам, предусмотренным Региональными нормативами градостроительного проектирования города Севастополя, утвержденные постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП.
Согласно замерам, проведенным при обследовании объекта, установлено, что высота исследуемого здания составляет 8 м. Согласно проведённому визуальному обследованию установлено, что конструктивная схема исследуемых объектов - железобетонный каркас с заполнением газобетоном. Таким образом, учитывая, что объект исследования - жилой дом, имеет высоту 4,5 м. и выполнен из камня, то по высоте, согласно вышеуказанной таблице СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», исследуемый объект соответствует установленным сейсмическим нормам. Экспертом в ходе исследования установлено, что объект оборудован следующими коммуникациями: водопроводом, канализацией, вентиляцией, электроснабжение. Все помещения, пригодные к эксплуатации как жилые комнаты, имеют остеклённые оконные проёмы (установлены металлопластиковые окна), обеспечивающие их естественным освещением в период всего светового дня. Кроме того, оконные проёмы обеспечивают помещения естественной вентиляцией. Все помещения объекта, пригодные к эксплуатации как санузлы, имеют вентиляцию. При сопоставлении данных, полученных при исследовании, с нормативной литературой установлено, что объект исследования - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001014:778, соответствует санитарным нормам, предусмотренным СанПиН 2.1.3684-21 и СанПиН 1.2.3685-21.
В ходе проведенного визуального обследования экспертом установлено, что высота дверных проёмов объекта исследования в свету не менее 1,9 м, ширина не менее 0,8 м, что свидетельствует об обеспечении условий безопасной эвакуации Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Экспертом по результатам исследования установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, соответствует противопожарным нормам и правилам, предусмотренным: СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»; СП 1.13130.2020. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»; СП 2.13130.2020 «Свод правил системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
Экспертом также указано, что объект исследования соответствует требованиям экологической безопасности, так как не имеет факторов вредного воздействия (не оказывает вредного воздействия на окружающую среду).
На основании результатов проведенного визуального обследования объекта исследовании - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, и изучения технических документов экспертом установлено, что дом являются изолированным помещением; дом являются недвижимым имуществом, которое прочно связано с землей, то есть перемещение объекта без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно; несущие и ограждающие конструкции дома находятся в работоспособном состоянии и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования; основания и несущие конструкции дома не имеют разрушений и повреждений, приводящих к их деформации или образованию трещин, снижающих их несущую способность и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций или дома в целом; в исследуемом жилом доме созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище; площади помещений дома соответствует требованиям нормативной документации; в жилых комнатах и кухне обеспечено естественное освещение; отношение площади световых проемов к площади пола жилых помещений и кухонь более 1:8; дом обеспечен инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое водоснабжение и водоотведение, отопление и вентиляция).
Таким образом, исследованием установлено, что объект исследования - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № соответствует градостроительным, строительным, экологическим, санитарным и пожарным нормам и правилам, применяемым к жилым домам.
При обследовании несущих и ограждающих конструкций объекта исследования, экспертом установлено, что состояние смонтированных основных несущих конструкций исправное (не выявлено наличие трещин, сколов, выпучивания арматуры, местных разрушений, отклонений от вертикали и горизонтали), конструкции находятся в работоспособном состоянии (удовлетворяют по своим характеристикам эксплуатационным нагрузкам и исправно выполняет свои функции. При сопоставлении данных, полученных при визуальном обследовании, и данных, полученных в ходе исследования, установлено, что объект исследования имеет работоспособные несущие конструкции, с процентом физического износа 0%, и в целом объект не является ветхим и аварийным. При сопоставлении результатов визуального обследования с нормативной литературой установлено, что объект исследования - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям, предъявляемым к механической безопасности объекта (при условии отсутствия внешнего воздействия), соответствует требованиям, предъявляемым к пожарной безопасности объекта, а, следовательно, с технической точки зрения, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из вышеизложенного, использование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, не влечет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, и в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки города федерального значения Севастополя применительно к части города в границах внутригородских муниципальных образований: Ленинского, Гагаринского, Нахимовского, Балаклавского муниципальных округов и <адрес>, утв. Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, жилой дом с кадастровым номером № может использоваться без установления срока приведения его в соответствие с градостроительным регламентом, то есть сохранение дома в реконструированном состоянии возможно и не противоречит градостроительному регламенту (л.д. 110-143).
Из положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность произвольной оценки судом доказательств в противоречии с требованиями закона и установленными фактическими обстоятельствами дела.
По смыслу положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в статье 67 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях части 3 статьи 86 настоящего Кодекса отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2013 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" разъяснено, при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Так, суд признает заключение строительно-технической экспертизы № 2288/3-2 от 05.04.2024, выполненное ФБУ «Севастопольская ЛСЭ Минюста России» допустимым и достоверным доказательством и руководствуется его выводами при разрешении вопросов о соответствии исследуемого объекта градостроительным, строительным, экологическим, санитарным и пожарным нормам и правилам, применяемым к жилым домам, поскольку указанное исследование проводилось с осмотром спорного объекта недвижимости, на основании нормативных документов, а также методических рекомендаций, выводы указанного исследования обоснованы, мотивированы, соответствуют другим имеющимся доказательствам.
С учетом указанного, суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность выводов заключения судебной экспертизы, поскольку указанное заключение получило оценку в совокупности с иными имеющимися по делу доказательствами. Сторонами по делу заключение не опровергнуто, ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не заявлено, в связи с чем, суд находит возможным, положить указанное выше заключение в основу принимаемого решения.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, результаты судебной строительно-технической экспертизы, подтвердившей соответствие жилого дома на момент окончания его строительства (2021 год) требованиям градостроительных норм и правил, соответствие требованиям строительным, экологическим, санитарным и пожарным нормам и правилам, применяемым к жилым домам, отсутствие угрозы для жизни или здоровья человека, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также зарегистрированное право истца на земельный участок, соответствие возведенного объекта назначению земельного участка, суд приходит к выводу о возможности сохранения жилого дома в реконструированном виде и как следствие признание за истцом права собственности на спорный жилой дом.
Довод ответчика о несоблюдении истцом уведомительного порядка при осуществлении реконструкции жилого дома, с учетом установленных судом обстоятельств, не может служить основанием для признания объекта самовольной постройкой, поскольку последствием такого признания является снос объекта, при этом возможность сноса самовольной постройки гражданское законодательство связывает не с формальным соблюдением требований о получении разрешения на строительство, а с установлением обстоятельств, которые могли бы препятствовать использованию такой постройки, ввиду ее несоответствия требованиям безопасности и возможности нарушения прав третьих лиц. Между тем, указанных обстоятельств судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности на объект недвижимости (подпункт 3 пункта 1 статьи 8ГК РФ) и для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости (статья 219 ГК РФ, пункт 5 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости).
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
суд
решил:
исковые требования Шаховой Ирины Дмитриевны к Департаменту архитектуры и градостроительства г. Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Управление охраны объектов культурного наследия г. Севастополя о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Признать за Шаховой Ириной Дмитриевной ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> (паспорт № №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, №) право собственности на жилом дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Установить, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 07 мая 2024г.
Судья С.Ф. Эрзиханова