66RS0051-01-2022-002216-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Серов 31 октября 2022г.
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при секретаре судебного заседания Илюшиной Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1891/2022 по иску Носовой Галины Анатольевны к Администрации Серовского городского округа о признания права собственности в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Носова Г.А. обратилась в Серовский районный суд с исковым заявлением к Администрации Серовского городского округа, о признания права собственности на 1/5 жилого дома с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <адрес>, площадью 17,4 кв.м. в силу приобретательной давности.
В обоснование исковых требований указывала, что ее маме ФИО2 на основании договора купли-продажи от 11.06.1974г. принадлежало 4/5 в праве общей долевой собственности жилого дома расположенного по адресу: <адрес>. 1/5 доли в праве общей долевой собственности указанного выше жилого дома принадлежала ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности на наследство, реестровый № от 14.03.1947г. На момент заключения договора купли-продажи от 11.06.1974г. ФИО1 в нотариальную контору не приглашалась в связи со смертью, о чем имеется запись нотариуса в договоре купли-продажи от 11.06.1974г. Со дня приобретения и по день своей смерти ФИО2 была зарегистрирована в указанном доме, фактически проживала в нем до дня своей смерти. В 2012г. ее мама хотела оформить право на 1/5 в праве общей долевой собственности указанного выше жилого дома, которая принадлежала ФИО1, подала заявку в ММО МВД России «Серовский» по розыску ФИО1, что подтверждается талоном-уведомлением № от 14.09.2012г., пыталась разыскать ее родственников, но положительных результатов не последовало. 24.12.2021г. ее мама умерла, истец обратилась в нотариальную контору о принятии наследства. Нотариусом выдано свидетельство о праве наследства по закону, которое состоит из 4/5 в праве общей долевой собственности жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
В исковом заявлении просит суд: Признать за Носовой Галиной Анатольевной право собственности в порядке приобретательной давности на собственности на 1/5 жилого дома с кадастровым номером: 66:61:0000000:14241 расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, просит иск удовлетворить.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Муниципальное образование Серовский городской округ в лице администрации Серовского городского округа в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на иск в котором просит рассмотреть дело без участие представителя, разрешение спора оставляет на усмотрение суда.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца, ответчика представителя администрации Серовского городского округа не явившихся в судебное заседание.
Исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита права осуществляется, в том числе и путем его признания.
В соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 данного кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (пункты 1, 4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит запрета на приобретение права собственности в силу приобретательной давности, если такое владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о последующей передаче права собственности на основании сделки, когда по каким-либо причинам такая сделка не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Иной подход ограничивал бы применение положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу только случаями его самовольного завладения и побуждал бы давностного владельца к сокрытию непротивоправного по своему содержанию соглашения с собственником, что, в свою очередь, противоречило бы требованию закона о добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий. Таких ограничений статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу указанных положений закона при наличии одновременно нескольких предусмотренных законом оснований для приобретения права собственности или нескольких способов защиты гражданских прав гражданин или юридическое лицо вправе по своему усмотрению выбрать любое из них.
Иное означало бы не предусмотренное законом ограничение гражданских прав.
Предметом спора является право собственности на жилой дом, с кадастровым номером: № расположенный по адресу: <адрес>, площадью 17,4 кв.м.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 мать истца приобрела по договору купли-продажи от 11.06.1974г. 4/5 в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 17,4 кв.м.
1/5 в праве праве общей долевой собственности данного жилого дома принадлежала ФИО1
В тексте договора договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, имеется надпись, сделанная государственным нотариусом Серовской государственной нотариальной конторы, согласно которой ФИО1 умерла.
Согласно свидетельству о смерти V-АИ № от 30.12.2021г. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождении, умерла 24.12.2021г.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону наследником ФИО2 является ее дочь Носова Г.А., данное наследство состоит из 4/5 в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справке МКУ «Центр учета жилья и расчета социальных выплат» по адресу: <адрес>, зарегистрированы Носова Г.А. с 05.01.1990г., ФИО5 с 24.09.2001г., ФИО6 с 07.02.1995г., ФИО7 с 27.11.2012г.
Исходя из содержания этой же справки, ФИО2 зарегистрована в жилом доме с 23.03.1976г. снята с учета по причине смерти 24.12.2021г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 14.07.2022г. Носова Г.А. является собственником 4/5 доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Основания заявленных исковых требований Носовой Г.А. длительность, непрерывность и открытость владения жилым помещением подтверждены письменными доказательствами, которые сомнения у суда не вызывают.
Владение истца жилым помещением осуществлялось открыто, как своим собственным, никакое иное лицо в течение всего времени его владения не предъявляло своих прав на данный дом и не проявляло к нему интереса как к своему собственному.
В рассматриваемом случае истцом доказаны обстоятельства, с которым закон связывает возникновение права собственности в порядке приобретательной давности, на 1/5 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом установлено о том, что истец Носова Г.А., является правопреемником ФИО2, открыто владевшей вышеуказанным имуществом с момента покупки дома с 1974г., то есть более 15 лет.
В соответствии с ч.3 ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Таким образом, общая давность владения данным домом истца и ее матери будет исчисляться с 1974г., т.е. более 15 лет.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено о том, что вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из приведенных правовых норм следует, что отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности. Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в Едином государственном реестре недвижимости.
При таких обстоятельствах, исковые требования Носовой Г.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░░░ <░░░░░> № ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░.░░.░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ – 1/5 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 17,4 ░░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░