Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3784/2022 ~ М-3149/2022 от 27.04.2022

№2-3784/2021

УИД № 10RS0011-01-2022-007144-46

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2022 г.      г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быкадоровой Д. А. к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании совершить определенные действия,

установил:

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и Трифоновой Л.В. был заключен договор № аренды земельного участка, местоположение: <адрес> . Земельный участок был предоставлен для индивидуального дачного строительства сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «под индивидуальное дачное строительство». По договору переуступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ права арендатора перешли Быкадоровой Д.А. Истица узнала, что земельный участок был включен в границы зоны охраняемого природно-исторического и культурного ландшафта, установленных приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ зон охраны объекта всемирного наследия «Ансамбль Кижского погоста», а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон». Согласно требованиям к режимам использования земельных участков и к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта всемирного наследия «Ансамбль Кижского погоста» на территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности запрещается строительство здании, за исключением участков в населенных пунктах: <адрес> при соблюдении специальных установленных требований к параметрам и типологии застройки.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в адрес администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта <адрес>. Письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ Быкадоровой Д.А. было сообщено о том, что земельный участок при подготовке проекта генерального плана Великогубского сельского поселения был включен в границы населенного пункта д.Боярщина. Но в процессе согласования генерального плана от Федерального агентства лесного хозяйства поступила информация о том, что Земельный участок расположен в границах земель лесного фонда, в связи с чем, его включение в границы населенного пункта является невозможным.

Истица обратилась в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия с заявлением о приведении в соответствие сведений о границах земельного участка с кадастровым номером , содержащихся в ЕГРН и государственном лесном реестре. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей указано на невозможность исключения земельного участка из состава земель лесного фонда. Между тем, факт нахождения сведений в ГЛР о расположении в границах лесного фонда земельного участка с кадастровым номером нарушает права и законные интересы истицы, предусмотренные земельным и градостроительным законодательством, на использование данного земельного участка в соответствии с целевым назначением. Истица просит обязать Министерство природных ресурсов и экологии РК в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исключить сведения из государственного лесного реестра о нахождении в составе земель лесного фонда земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала .

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, в качестве 3-х лиц привлечены ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский», администрация Медвежьегорского района РК, Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

В судебном заседании истица не участвовала, представитель истицы по доверенности Киселев В.С. требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по доверенности Иванова О.С. требования не признала.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства по доверенности Бахирева Е.В. в судебном заседании иск не признала, полагала агентство ненадлежащим ответчиком по делу.

Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, представили отзывы на иск.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено при рассмотрении дела, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» и Трифоновой Л.В. был заключен договор № аренды земельного участка, местоположение: <адрес>, восточная часть кадастрового квартала . Земельный участок был предоставлен для индивидуального дачного строительства сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация аренды, как следует из ЕГРН земельный участок относится к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «под индивидуальное дачное строительство». По договору переуступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ права арендатора перешли Быкадоровой Д.А.    

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрация участка в государственном лесном реестре в составе земель лесного фонда. В последующем земельный участок был включен в границы зоны охраняемого природно-исторического и культурного ландшафта, установленных приказом Министерства культуры РФ от 29.12.2011 №1268 «Об утверждении границ зон охраны объекта всемирного наследия «Ансамбль Кижского погоста», а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон». Согласно требованиям к режимам использования земельных участков и к градостроительным регламентам в границах зон охраны объекта всемирного наследия «Ансамбль Кижского погоста» на территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности запрещается строительство здании, за исключением участков в населенных пунктах: <адрес> при соблюдении специальных установленных требований к параметрам и типологии застройки.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в адрес администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта д<адрес>.

При подготовке проекта генерального плана Великогубского сельского поселения земельный участок был включен в границы населенного пункта <адрес>. Но в процессе согласования генерального плана от Федерального агентства лесного хозяйства поступила информация о том, что земельный участок расположен в границах земель лесного фонда. В рамках работы согласительной комиссии генеральный план Великогубского сельского поселения был доработан и пересечения с землями лесного фонда исключены из границ населенных пунктов. Письмом администрации от ДД.ММ.ГГГГ истица была поставлена в известность о данных мероприятиях, ей указано на возможность обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия с заявлением об исключении земельного участка из земель лесного фонда в рамках «лесной амнистии» с внесением изменений в государственный лесной реестр.

Истица обратилась в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия с заявлением о приведении в соответствие сведений о границах земельного участка с кадастровым номером , содержащихся в ЕГРН и государственном лесном реестре. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей указано на невозможность исключения земельного участка из состава земель лесного фонда.

Между тем, судом учитывается следующее.

Как установлено, принадлежащий землепользователю земельный участок в соответствии со сведениями государственного лесного реестра или лесного плана субъекта РФ относится к землям лесного фонда, а по данным ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель. В связи с этим возникает спор о порядке пользования таким участком.

Лесная амнистия призвана разрешить эту коллизию. Она предусматривает следующее общее правило: если ваши права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ, при установлении его принадлежности к определенной категории земель приоритет имеют сведения ЕГРН, а при их отсутствии - сведения правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов (ч.3 ст.14 Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ; п.1 Письма Минэкономразвития России от 15.09.2017 №26268-ВА/Д23и).

Также к иной категории земель подлежит отнесению земельный участок, который по данным государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ, ЕГРН и документам относится к землям лесного фонда, но до 08.08.2008 был предоставлен гражданину для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, для строительства или эксплуатации жилого дома, для личного подсобного хозяйства либо образован из таких участков. Такой участок принадлежит к землям населенных пунктов, если он расположен в границах населенного пункта, а в иных случаях - к землям сельскохозяйственного назначения (ч.4 ст.14 Закона от 21.12.2004 №172-ФЗ).

Согласно ч.3 и п.1 ч.4 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствий со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 08.08.2008 предоставлен для дачного хозяйства гражданину.

В целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества (ч.9 ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»).

Как установлено в судебном заседании, принадлежащий истице на праве аренды земельный участок для индивидуального дачного строительства, предоставлен правообладателю ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ г.) и права предыдущего правообладателя на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом при формировании и постановке на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, а также его предоставлении, изначально была установлена категории земель - «земли сельскохозяйственного назначения», и определено разрешенное использование - «под индивидуальное дачное строительство».

Принятие Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН и путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

Положениями ч.6 ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в связи с пересечениями границ земельных участков и лесных участков (в том числе лесных участков между собой при наличии в ЕГРН сведений о границах земельных и лесных участков) или лесных участков, имеющих одинаковый адрес или одинаковое местоположение, которые позволяют предполагать полное или частичное совпадение их местоположения между собой, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Положениями ч.6,7 ст.14 Федерального закона №172-ФЗ предусмотрено, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Но в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления подобных сведений в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок, допускается применение положений ч. 3 настоящей статьи для таких земельных участков (ч.7 ст.14 Федерального закона №172-ФЗ).

Согласно письму Департамента лесного хозяйства по северо-западному федеральному округу от 14.12.2021 №21867/05, адресованному Министру природных ресурсов и экологии Республики Карелия, в связи с отсутствием регистрации прав собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером выявлены основания для осуществления защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации, в том числе в судебном порядке или изменении категории земель и вида целевого использования, путем обращения в Управление Росреестра. Копия данного письма была получена Истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, факт выявления нахождения земельного участка с кадастровым номером в границах особо охраняемой природной территории, территории объектов культурного наследия установлен в ДД.ММ.ГГГГ года. Между тем, на момент обращения истицы в суд прошло свыше четырех месяцев, но какие-либо обращения уполномоченных органов, предусмотренные ч.7 ст.14 Федерального закона, отсутствуют.

С учетом установленных обстоятельств и представленных доказательств в совокупности суд приходит к выводу о том, что в силу названых норм права на истицу подлежит распространению «лесная амнистия», в связи с чем, ее требования подлежат удовлетворению.

Вопреки доводам ответчиков со ссылкой на Планшет 19 лесоустройства от 2004 года спорный земельный участок зарегистрирован в государственном лесном реестре только в ДД.ММ.ГГГГ году. Кроме того, границы земельного участка лесного фонда площадью 180997 га (Свидетельство о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ) не установлены, координаты не определены. Как пояснили представители ответчика в судебном заседании, таких документов не имеется.

Также, информации о том, что участок истицы находится в границах участка лесного фонда у администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» при подготовке генерального плана Великогубского сельского поселения не имелось. Кроме того, как следует из пояснений стороны истца и представленных фотоматериалов, рядом с участком истицы (на 2 линии) имеются иные участки и справа, и слева, а также на первой линии, на которых установлены сооружения (дома), в связи с чем, ограничение прав истицы по сравнению с иными землепользователями не может быть допустимо.

Согласно абз.18 п.7 ст.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П, Министерство ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия. В связи с чем, требование истицы должно быть исполнено данным ответчиком. Соответственно, Федеральное агентство лесного хозяйства не является надлежащим ответчиком по делу, в иске к нему надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ИНН 1001016090, ОГРН 1071001000828) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении в составе земель лесного фонда земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес> .

В удовлетворении иска к Федеральному агентству лесного хозяйства отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья              Н.Л.Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 04.08.2022.

2-3784/2022 ~ М-3149/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Быкадорова Дарья Александровна
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Федеральное агентство лесного хозяйства
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ФГБУ "Национальный парк "Ведлозерский"
Администрация Медвежьегорского района Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Наталья Леонидовна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
27.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2022Передача материалов судье
27.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2022Дело оформлено
26.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее