Судья: Турбина Т.А. Дело № 33а-1608/2024 (33а-15314/2023)
УИД: 63RS0039-01-2023-004318-08
Дело № 2а-5128/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сивохина Д.А.,
судей – Мыльниковой Н.В., Ромадановой И.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Сухова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 11 октября 2023 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., возражения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара – ФИО5 (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявленных требований указано, что Сухов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 88 кв.м. 20 июня 2023 г. административным истцом подано заявление о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 318 кв.м с координатами характерных точек. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах границы планируемого элемента - улично-дорожная сеть, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о.Самара образуемый земельный участок расположен в границах территорий, для которых постановлениями Администрации г.о.Самара от 09 октября 2020 г. № 814 «Об утверждении документации по планировке территории» утвержден проект планировки территории и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Реконструкция <адрес>», от 11 декабря 2014 г. № 1878 «Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе г.о.Самара». Кроме того образуемый земельный участок расположен в красных линиях, установленных в документации по планировке территорий.
Сухов А.А. считает данное распоряжение незаконным и нарушающим его права, поскольку испрашиваемый земельный участок не является изъятым из оборота, в отношении него не принято решения о резервировании для государственных и муниципальных нужд, права третьих лиц на участок не зарегистрированы, таким образом оснований для отказа у административного ответчика не имелось.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и возложить на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанность устранить допущенное нарушение, принять решение о заключении соглашения о перераспределении земельных участков по заявлению Сухова А.А. от 20 июня 2023 г. о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сухов А.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, указав в том числе, что суд основывал свое решение на документах, не имеющих отношение к спорному земельному участку, доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в красных линиях не представлено.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель Сухова А.А. – ФИО6 (по доверенности) присутствовал в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, после окончания перерыва в судебное заседание, продолженное ДД.ММ.ГГГГ не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии и отсутствии административного истца.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара – ФИО5 (по доверенности) относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Сухову А.А. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 88+/-1 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования под индивидуальное жилищное строительство, категория земель: земли населенных пунктов и земельный участок с кадастровым номером №, площадью 48+/- кв.м, расположенный по аналогичному адресу (л.д. 82-87).
20 июня 2023 г. Сухов А.А. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером №.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, государственная собственность на который не разграничена" Сухову А.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельного участка на основании подпункта 12 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 13 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в пределах границы планируемого элемента - улично-дорожная сеть, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара образуемый земельный участок расположен в границах территорий, для которых постановлениями Администрации г.о. Самара от 09 октября 2020 г. № 814 «Об утверждении документации по планировке территории» утвержден проект планировки территории и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Реконструкция улицы Лейтенанта Шмидта от Октябрьского спуска до улицы Ново-Садовой», от 11 декабря 2014 г. № 1878 «Об утверждении документации по планировке территории в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, северо-Восточной магистрали, левого берега реки Волги в Октябрьском районе г.о. Самара» утверждена проекты межевания территорий), кроме того образуемый земельный участок расположен в красных линиях, установленных в документации по планировке территорий.
Из выписки из ИСОГД и выкопировки из ИСОГД г.о. Самара на цветном носителе следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 318 кв.м, полностью расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне, в соответствии с приложением № 1 к Генеральному плану г.о. Самара «карта границ населенных пунктов», в том числе границ образуемых населенных пунктов, входящих в состав г.о. Самара земельный участок расположен в границах образуемого населенного пункта «город Самара», по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61 в соответствии с решением Думы г.о. Самара от 27 декабря 2022 г. № 265 земельный участок расположен в зоне Ц-3 общественно-деловая зона районного значения.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории: распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р (полностью), распоряжение Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р (полностью), распоряжение Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 36) (полностью), постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.34), постановление Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.35).
Земельный участок находится в границах красных линий, земельный участок не входит в границы резервирования и изъятия земельных участков, земельный участок не входят в границы особо охраняемых природных территорий, в пределах земельных участков проектная документация лесного участка отсутствует (л.д.29-31).
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика имелись предусмотренные законом основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании схемы расположения земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, утвержденных в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории, расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, в зоне планируемого к размещению объекта местного значения - улично-дорожной сети, в зоне Ц-3 (общественно-деловой зоне районного значения), то есть является ограниченным в обороте.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в судебное заседание 11 октября 2023 г. административным ответчиком представлены выписка из ИСОГД и выкопировка в отношении другого земельного участка, не имеющего отношение к делу не могут являться основанием для отмены принятого судебного акта, поскольку в материалах дела представлены документы, в том числе, выписки из ИСОГД, в отношении спорного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.29-32, 122). Аналогичные выписки представлены и по запросу судебной коллегии.
Утверждения Сухова А.А. о том, что административным ответчиком не представлены доказательства нахождения земельного участка в границах красных линий, также не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела документами, а также сводятся к несогласию данной судом оценки доказательствам.
В пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перечислен исчерпывающий перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе: имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11); приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 12); земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории (подпункт 13).
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ установлено, что территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 3 части 1 статьи 18 указанного кодекса установлено, что к документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа. Генеральный план городского округа содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, пункты 1 и 3 части 5 статьи 23 поименованного кодекса).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
В силу пунктов 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"), УДС: система объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящих в их состав объектов дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенных для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Учитывая, что распоряжением Правительства Самарской области от 14 апреля 2023 г. №176-р утвержден проект планировки территории с установлением красных линий и в соответствии со сведениями, содержащимся в ИСОГД, испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, установленных проектом планировки территории (л.д.30), доводы Сухова А.А. изложенные в апелляционной жалобе не могут быть приняты во внимание.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в пределах границы планируемого элемента – уличной дорожной сети не является основанием для отказа в перераспределении земельных участков, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
Согласно ответу Министерства строительства Самарской области от 28 июня 2023 г. №, спорный земельный участок расположен в пределах границы планируемого планировочного элемента – уличная дорожная сеть (л.д.38).
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что наличие проектной документации не подтверждает того обстоятельства, что линейный объект будет размещен на спорном земельном участке, не могут повлечь отмену решения, поскольку являются необоснованными.
Как установлено судом первой инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории: распоряжением Правительства РФ от 07 мая 2021 г. №-р (полностью), распоряжением Правительства Самарской области от 08 июля 2022 г. №-р (полностью), распоряжением Правительства Самарской области от 14 апреля 2023 г. №-р (л.д. 36) (полностью), постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.34), постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.35).
В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, муниципального округа, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (статья 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.
Исходя из норм градостроительного законодательства, решение о корректировке проекта планировки является правовым актом, инициирующим процедуру подготовки, согласования и утверждения документации по корректировке схемы планировки территории нормативного характера.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Учитывая вышеизложенное, суд правомерно пришел к правильному выводу, что в отношении спорного земельного участка утвержден проект планировки территории, который не отменен и не оспорен в установленном порядке, в связи с чем является обязательным для применения органами местного самоуправления, следовательно оспариваемое распоряжение Департамента градостроительств г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по указанным в нем основаниям является законным и права административного истца не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего земельного, градостроительного законодательства, в связи с чем не могут повлечь отмену по существу правильного решения.
Суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самара от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сухова А.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –