Дело № 2-148/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 11 января 2024 года
Гурьевский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Майер К.В., при секретаре Булатовой И.А.,
с участием:
представителя истца Гурьевского межрайонного прокурора Коноваловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Гурьевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты> о понуждении к совершению действий, обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить эксплуатацию котельной №, расположенной по адресу: <адрес>- Кузбасс, <адрес>, с применением установок очистки газа.
Исковые требования мотивированы тем, что при проведении проверки исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения выявлены факты непринятия ООО «<данные изъяты>» надлежащих мер к исполнению законодательства об охране окружающей среды, атмосферного воздуха.
Основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха. Для осуществления указанной деятельности предприятием на основании концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения эксплуатируются котельные.
Указанные объекты являются стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ, и отнесены к III категории негативного воздействия на окружающую среду, а именно:
- котельная №, расположенная по адресу: <адрес> - Кузбасс, <адрес>, нос. Урск, <адрес>. Код объекта в соответствии со свидетельством об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - свидетельство HBOC): №П, III категория негативного воздействия на окружающую среду.
Деятельность ООО «<данные изъяты>» связана с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Эксплуатируемые ответчиком источники выбросов расположены на промплощадках котельных.
При сжигании угля в указанных котельных в атмосферу поступают взвешенные вещества, бенз(а)пирен, диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, в составе выбросов от эксплуатируемой ООО «<данные изъяты>» котельной № (<адрес>) присутствуют вещества I класса опасности (бензапирен).
Несоблюдение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха может привести к негативным изменениям качества окружающей среды, нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания. Указанные нарушения требований нормативных правовых актов свидетельствуют о недостаточности проводимых руководством Общества мероприятий по обеспечению нормативного качества окружающей среды, по обеспечению безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Представитель истца Гурьевского межрайонного прокурора Коновалова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что с исковыми требованиями согласен, просил предоставить срок для совершения действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ.) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Требованиями в области охраны окружающей среды являются предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами 15 области охраны окружающей среды (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) к источнику выброса относит сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяю т в атмосферный воздух загрязняющие вещества.
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект HBOC) - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона № 96-ФЗ эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона № 96-ФЗ на юридических лиц возложены обязанности по планированию и осуществлению мероприятий по
улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлению мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха; соблюдению правил эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух; обеспечению соблюдения режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух.
По смыслу ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ при эксплуатации объектов капитального строительства должны проводиться мероприятия по сохранению природной среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с пунктами 8, 9 «Правил эксплуатации установок очистки газа», утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (далее - производственный объект), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы).
ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ. содержащихся в паспорте ГОУ.
В нарушение части 5 статьи 16, абзаца 4 части 1 статьи Федерального закона № 96-ФЗ, пункта 8 «Правил эксплуатации установок очистки газа», утв. Приказом Минприроды России от- ДД.ММ.ГГГГ 498, эксплуатируемая ООО «<данные изъяты>» котельная в которых происходит сжигание угля и в результате в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие веществ не имеют установок очистки газов в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению.
Несоблюдение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха может привести к негативным изменениям качества окружающей среды, нарушению прав граждан на благоприятную среду обитания. Указанные нарушения требований нормативных правовых актов свидетельствуют о недостаточности проводимых руководством Общества мероприятий по обеспечению нормативного качества окружающей среды, по обеспечению безопасных условий проживания населения на территориях, прилегающих к объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Осуществление любой деятельности, не соответствующей требованиям закона, нарушает принцип законности, гарантированный государством, чем нарушаются государственные интересы.
Анализируя исследованные документы в совокупности с вышеуказанными нормативными актами, суд полагает, что исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Свидетельством № № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждена постановка на государственный учет в региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта котельная №, местонахождение объекта: <адрес> и присвоении ему кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, №П и III-й категории, негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 7).
Согласно экспертному заключению по проекту №-э от ДД.ММ.ГГГГ котельная № <адрес> –предназначена для снабжения горячей водой и теплом жилых и административно-бытовых зданий. Работает в отопительный сезон (242 дня по 24 часа в сутки). В состав котельной входят 4 водонагревательных котла марки КВр-0.8 (из них 1 в резерве). Номинальная производительность каждого котла 0,69 Гкал/час. Расход угля составляет 1673 тонн в год. Дымовые газы от котлов без очистки выбрасываются в атмосферу через трубу высотой 20м., диаметром 0,6 м. От источника в атмосферу поступают следующие загрязняющие вещества: азот диоксид, азот оксид, сера диоксид, углеродоксид, сажа, бенз(а)пирен, зола углей (л.д.35-52).
ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «Теплоресурс» внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Согласно ответу ООО «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно программы производственного контроля проведен производственный контроль за период 2023г., ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «<данные изъяты>» утверждена программа производственного экологического контроля на объекте негативного воздействия котельная № <адрес>. Отчет об организации и о результатах осуществления ПЭК на котельной № <адрес> за 2022 направлен в Роспортебнадзор. Газоочистные установки в котельной № отсутствуют, не были предусмотрены проектной документацией.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает срок, обязывающий ответчика совершить определенные действия в соответствии с решением суда.
С учетом мнения сторон, объемом работ и финансовых затрат, необходимых для выполнения указанных мероприятий, суд полагает возможным установить срок устранения нарушений законодательства до ДД.ММ.ГГГГ, который является достаточным для совершения ответчиком указанных действий.
Иск прокурором подан в интересах неопределенного круга физических лиц, которые при подаче иска неимущественного характера оплачивали бы государственную пошлину в размере 300 рублей, если бы не были освобождены от ее уплаты в силу закона.
Учитывая, что при подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ИНН №) обеспечить эксплуатацию котельной №, расположенной по адресу: <адрес>-Кузбасс, <адрес>, с применением установок очистки газа.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» доход бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Полный текст мотивированного решения суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ К.В. Майер
Подлинный документ подшит в деле №2-148/2024 (УИД №RS0№-52) Гурьевского городского суда <адрес>