Судья Тарабрина Н.Н. |
№ 12-54/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
17.04.2020 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Татьянченко И. В. на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.04.2020 по заявлению Татьянченко И. В. о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении,
установил:постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.02.2020, вступившим в законную силу 14.02.2020, Татьянченко И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворения за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ.
Татьянченко И.В. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с заявлением о прекращении исполнения данного постановления. Заявление подано по тем мотивам, что авиасообщение между Россией и Украиной отсутствует. Он не имеет возможности получить необходимые документы, поскольку Украина не признает его своим гражданином, в связи с чем ранее после длительного пребывания в целях административного выдворения в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия он уже освобождался судом из данного учреждения.
Постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.04.2020 заявление удовлетворено частично. Пребывание Татьянченко И.В. в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия в рамках исполнения постановления о назначении административного наказания по настоящему делу ограничено на срок по 03.08.2020.
С таким постановлением не согласен Татьянченко И.В., в поданной жалобе просит его изменить, ссылаясь на ранее заявленные доводы.
На рассмотрение жалобы Татьянченко И.В. не доставлялся, о времени и месте ее рассмотрения извещен, на личной явке в судебное заседание не настаивал. Его явка с учетом санитарно-эпидемиологической ситуации, а также полноты материалов дела, обязательной не признана.
Представители органа принудительного исполнения и МВД по Республике Карелия о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, на личной явке в судебное заседание также не настаивали.
Проверив дело, изучив материалы исполнительных производств (...) прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по общему правилу подлежит исполнению в полном объеме с момента его вступления в законную силу.
Согласно ст. 32.10 КоАП РФ исполнение постановления об административном выдворении за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем его официальной передачи представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица за пределы РФ.
В силу п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы РФ, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов безопасности либо в специальных учреждениях до исполнения решения об административном выдворении.
Положения ст. 31.7 КоАП РФ предусматривают основания прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания.
Согласно п. 6 ст. 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления при вынесении в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, урегулирован статьей 31.8 КоАП РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.05.2017 № 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" положения статей 31.7 и 31.9 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное выдворение, в специальном учреждении, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении. Указано, что лицам без гражданства, помещенным в целях принудительного выдворения в специальные учреждения, при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности их выдворения, во всяком случае по истечении трех месяцев со дня принятия постановления, должно быть предоставлено право на обращение в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности дальнейшего содержания в специальном учреждении, что не исключает принятие судом решения об отказе в его удовлетворении, если основания для помещения в специальное учреждение сохраняются, а реальная возможность выдворения за пределы РФ не утрачена.
В Постановлении от 14.02.2013 № 4-П Конституционный Суд РФ выразил позицию, что правила применения мер административной ответственности не должны допускать избыточного государственного принуждения, обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
Таким образом, при установлении невозможности исполнения постановления об административном принудительном выдворении его исполнение подлежит прекращению применительно к п. 6 ст. 31.7 КоАП РФ в порядке, установленном ст. 31.8 КоАП РФ. Между тем, если невозможность исполнения административного выдворения не найдет подтверждения, судья при наличии оснований полагать о чрезмерной продолжительности содержания лица в специализированном учреждении вправе, отказав в удовлетворении заявления, ограничить срок пребывания лица в данном учреждении с учетом обстоятельств дела, требований разумности и справедливости.
В отношении порядка передачи компетентными органами РФ компетентным органам Украины граждан Украины и лиц, утративших гражданство Украины, находящихся на территории РФ в нарушение миграционного законодательства, действует Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о реадмиссии (заключено в г. Москве 22.10.2012). Согласно положений ст. 2 данного соглашения компетентные органы государства запрашиваемой Стороны по запросу компетентных органов государства запрашивающей Стороны принимают обратно лиц, которые въехали на территорию государства запрашивающей Стороны или находятся там в нарушение законодательства этого государства по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В деле имеются сведения, дающие основание полагать о наличии у Татьянченко И.В., уроженца г. Киев, гражданства Украины (л.д. 7, 15-17, 28-29). Российского гражданства Татьянченко И.В. не имеет.
Постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия по делу (...) о назначении административного наказания Татьянченко И.В. помещен в специализированное учреждение временного содержания иностранных граждан - ЦВСИГ МВД по Республике Карелия, где временно содержится до административного выдворения за пределы РФ.
На основании данного исполнительного документа 28.02.2020 возбуждено исполнительное производство (...) в отношении Татьянченко И.В. с предметом исполнения - принудительное выдворение за пределы РФ. Копии постановления направлены в МВД по Республике Карелия, МИД России.
В связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой на основании Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 и в соответствии с распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р на территории Республики Карелия действует режим повышенной готовности. Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 № 763-р с 30.03.2020 временно ограничено движение через пункты пропуска на государственной границе РФ в целях предупреждения проникновения на территорию России коронавирусной инфекции. Данные меры носят временный характер, направлены на предотвращение усугубления санитарно-эпидемиологической ситуации и не исключают возможность исполнения постановления о назначении административного наказания в разумный срок.
В соответствии с Указанием МВД России от 27.03.2020 № 1/3496 в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия приняты меры по обеспечению необходимого комплекса противоэпидемических мероприятий, что подтверждается соответствующей справкой.
Доводы подателя жалобы о неисполнении ранее вынесенного в отношении него постановления судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.11.2018 об административном выдворении (л.д. 18-20) с последующим освобождением из ЦВСИГ МВД по Республике Карелия, были предметом оценки при вынесении обжалуемого постановления и не дают оснований для его изменения. Так, ранее постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04.03.2019 срок пребывания Татьянченко И.В. в специализированном учреждении ограничивался на срок по 03.05.2019. Вместе с тем, было указано, что возможность исполнения административного выдворения не утрачена (л.д. 24). Исполнительное производство по постановлению от 03.11.2018 не окончено, как и исполнительное производство по настоящему делу.
Очевидных препятствий для возвращения в страну гражданской принадлежности Татьянченко И.В. в настоящее время также не усматривается. Полученные в рамках исполнительного производства №-ИП датированные 06.12.2018 сведения из Генерального консульства Украины о снятии Татьянченко И.В. с регистрации в г. Киеве, отсутствии обновленных данных о его регистрации и документировании паспортом гражданина Украины, не свидетельствуют о невозможности исполнения административного выдворения. В данном письме консульством запрошены дополнительные данные о регистрации и документирования Татьянченко И.В. в Украине после декабря 1991 г. (л.д. 34), что свидетельствует о необходимости дальнейшей работы по документированию Татьянченко И.В. Данная работа продолжена, МВД по Республике Карелия направлены в Генеральное консульство Украины ряд необходимых сведений.
Иных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии фактической возможности выдворения иностранного гражданина, а также других оснований для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания, к настоящему времени не усматривается.
Трехмесячный срок со дня вынесения постановления о назначении административного наказания по настоящему делу не истек, в связи с чем очевидных оснований полагать о чрезмерной продолжительности содержания иностранного гражданина в специализированном учреждении к настоящему времени не имеется.
При этом во избежание неосновательно длительного пребывания Татьянченко И.В. в ЦВСИГ МВД по Республике Карелия и с учетом выявленных при исполнении ранее вынесенного постановления сложностей осуществления административного выдворения срок пребывания Татьянченко И.В. в специализированном учреждении ограничен до 03.08.2020, что возможно признать разумным балансом между законными интересами иностранного гражданина и установленным законодательством РФ порядком в сфере миграции.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, дающих основание для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.04.2020 по заявлению Татьянченко И. В. о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Щепалов |