№ 2-815/2023
УИД 56RS0028-01-2023-000765-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года п. Переволоцкий
Оренбургской области
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи А.С. Кандаурова,
при помощнике судьи Мастюгиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
администрация муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области обратилась в суд к администрации муниципального образования Переволоцкий район Оренбургской области с вышеназванным исковым заявлением, указав в его обоснование, что на территории муниципального образования Татищевский сельсовет имеется жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>. В данном доме проживали: М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который умер ДД.ММ.ГГГГ; М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ; М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости по адресу: <адрес>. По данным похозяйственной книги в данном доме никто не проживает. В настоящее время, данное имущество никем не используется, приходит в негодность, дом находится в полуразрушенном состоянии, земельный участок зарос бурьяном. Просит признать данное имущество бесхозяйным и признать право муниципальной собственности на указанные объекты.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 3 статьи 14 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с положениями части 4 статьи 14 Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 187-ФЗ) иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из положений статьи 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" в действующей редакции, перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". За сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в числе прочего, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей;
Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее-Порядок).
В силу пункта 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав).
Согласно пункту 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
Из пункта 9 Порядка следует, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Согласно Уставу Кичкасского сельсовета, право на управление муниципальным имуществом входит в компетенцию муниципального образования Татищевский сельсовет.
В соответствии со статьей 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сведения о зарегистрированных правах на жилой дом, кадастровый №, общей площадью ... кв.м. и земельный участок, кадастровый №, площадью ... кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Согласно актовой записи о смерти отдела ЗАГС администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актовой записью о смерти отдела ЗАГС администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно актовой записи о смерти отдела ЗАГС администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации, полученной с сайта Федеральной нотариальной палаты, следует, что открытых наследственных дел после смерти М, М, М, не найдено.
Из справки муниципального образования Татищевский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> никто не проживает.
Поскольку указанное спорное недвижимое имущество находится на территории Татищевского сельсовета Переволоцкого района Оренбургской области, никем не используется и приходит в негодность, наследники после смерти М, М, М отсутствуют, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, подлежащих удовлетворению. Данное имущество считается бесхозяйным, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования.
Руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление администрации муниципального образования Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Признать недвижимое имущество: жилой дом, кадастровый №, общей площадью ... кв.м. и земельный участок, кадастровый №, площадью ... кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, бесхозяйным.
Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Татищевский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области на бесхозяйный объект:
- жилойдом, кадастровый №, общей площадью ... кв.м. расположенный по адресу: <адрес>;
- земельный участок, кадастровый №, площадью ... кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Решение является основанием для внесения записи в ЕГРН об объекте.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Переволоцкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.С. Кандауров