УИД 25RS0023-01-2022-000518-95
№ 12-6/2023
Р Е Ш Е Н И Е
17 марта 2023 года пгт. Ольга
Судья Ольгинского районного суда Приморского края Н.А. Филатова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ансовича Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на постановление и.о. начальника Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 2 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении Ансовича Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства ФИО3 от 02.08.2022 Ансович Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
На данное постановление Ансовичем Р.А. подана жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку доводы административного органа не подтверждаются материалами дела, административный протокол содержит информацию о том, что рассмотрение правонарушения состоится 26.07.2022 по адресу (далее неразборчиво), указанный протокол получен им по почте 04.08.2022, отправлен из указанного органа 02.08.2022. Таким образом, он не смог реализовать свое право, предусмотренное КоАП РФ как лицо, в отношении которого ведется административное производство.
В судебном заседании заявитель Ансович Р.А. доводы своей жалобы поддержал в полном объеме, пояснил, что 29.07.2022 ему позвонил сторож и сообщил о прибытии представителя прокуратуры и инспектора и проведении ими обследования участка, он взял все документы и направился на место, однако, выяснив, что указанные лица находятся в помещении сельского совета, прибыл туда, где его опросил работник прокуратуры, объяснив проведение проверки по жалобам жителей села, инспектор Росрыболовства лишь спросил его о том, чья техника находится на участке, протокол об административном правонарушении в его присутствии не составлял, не знает, откуда ему стали известны его анкетные данные, указанные в графе протокола «Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении». В жалобе им было ошибочно указано о том, что полученный им по почте административный протокол содержит информацию о рассмотрении дела 26.07.2022, поскольку в конверт было вложено две копии протокола: один протокол в отношении него, содержащий только время и месяц рассмотрения дела, а второй в отношении иного лица, в котором и была указана дата рассмотрения 26.07.2022.
Защитник заявителя по доверенности - ФИО4 доводы жалобы доверителя поддержал в полном объеме, представил полученную заявителем 05.08.2022 копию протокола об административном правонарушении от 29.07.2022, не содержащую даты рассмотрения дела, и указал, что Ансович Р.А. не был извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела по существу, чем были нарушены его права, результаты проведенного до составления протокола об административном правонарушении контрольного мероприятия не оформлены, при совершении замеров применялись рулетка и дальномер, однако сертификаты на данные измерительные приборы и результаты их метрологической поверки не приложены. Кроме того, инспектор административного органа не имел полномочий на определение местоположения береговой линии, поскольку в силу действующего законодательства это право принадлежит только органам государственной власти субъектов РФ.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом, что подтверждается сведениями разносной книги местной корреспонденции, согласно которым судебная повестка и копия жалобы заявителя получены Ольгинским межрайонным отделом по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания 01.03.2023, препятствий для рассмотрения жалобы в его отсутствие не имеется.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела и представленную защитником заявителя копию протокола об административном правонарушении от 29.07.2022, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которое вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Между тем, указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении должностным лицом Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания оспариваемого постановления соблюдены не были. В обжалуемом постановлении указано, что лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела было уведомлено 29.07.2021 года.
Однако материалы дела не содержат сведений об извещении привлекаемого к административной ответственности лица о рассмотрении 2 августа 2022 года в отношении него дела об административном правонарушении.
Так, согласно содержащемуся в деле протоколу об административном правонарушении от 29.07.2022 №, Ансович Р.А. от проставления в нем подписи и от получения его копии отказался. В данном протоколе отражено, что дело будет рассмотрено в «10» часов «02» августа 2022 года в помещении рыбоохраны территориального органа по адресу: <адрес>.
Однако копия указанного протокола была направлена привлекаемому к административной ответственности лицу только в день рассмотрения в отношении него дела об административном правонарушении - 2 августа 2022 года и получена адресатом Ансовичем Р.А. 05.08.2022.
Более того, в направленной заявителю копии протокола № от 29.07.2022, представленной стороной защиты суду, указано, что дело будет рассмотрено в «10» часов «__» августа 2022 года, т.е. отсутствует дата рассмотрения дела.
Таким образом, рассматривая 2 августа 2022 года дело об административном правонарушении в отношении Ансовича Р.А., должностное лицо административного органа не располагало данными о надлежащем извещении привлекаемого к ответственности лица и в нарушение требований ч. 2 ст. 25.1 и п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ рассмотрело дело без надлежащего уведомления Ансовича Р.А., чем лишило его права на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, дачу объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств и отводов, возможности воспользоваться юридической помощью защитника, что повлекло нарушение права на защиту.
Установленные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются существенными процессуальными нарушениями, повлиявшими на обеспечение процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, всесторонность, полноту и объективность рассмотрения настоящего дела.
По указанным основаниям обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене в связи с существенным нарушением права Ансовича Р.А. на защиту.
Судом не установлено данных, указывающих на составление 29.07.2022 протокола об административном правонарушении в отсутствие заявителя Ансовича Р.А., исходя из указанных в нем государственным инспектором соответствующих действительности анкетных данных привлекаемого к ответственности лица, в том числе о месте его работы и занимаемой должности (пункт 3 протокола), а также учитывая, что в судебном заседании заявитель не смог объяснить наличие у должностного лица такой информации о нем и почему в своей жалобе он не указал о составлении протокола без его участия.
Довод защитника о том, что результаты проведенного контрольного мероприятия не были отражены в соответствующем документе, являются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что вменяемое заявителю правонарушение было выявлено в ходе обследования прибрежной территории, находящейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, в силу чего акт проверки не оформлялся. Составление протокола об административном правонарушении на месте обнаружения должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, полностью соответствует положениям п. 1 ч. 1 и п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год со дня обнаружения правонарушения и в настоящее время не истек, дело об административном правонарушении в отношении Ансовича Р.А. подлежит на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ возвращению в административный орган на новое рассмотрение, в связи с чем, доводы стороны защиты по существу вмененного заявителю в вину правонарушения не рассматриваются, они могут быть приведены при новом рассмотрении дела и подлежат проверке.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. начальника Ольгинского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО3 от 2 августа 2022 года, которым Ансович Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ – отменить, дело вернуть на новое рассмотрение в Ольгинский межрайонный отдел по контролю, надзору, охране водных биологических ресурсов и среды их обитания Приморского территориального управления Росрыболовства.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд Приморского края в течение 10-ти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.А. Филатова