Дело 2-1464/2023
УИД- 05RS0013-01-2023-001650-73
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 ноября 2023г. г.Дербент
Дербентский районный суд РД в составе председательствующего - судьи Алекперова А.С.,
при секретаре судебного заседания Абасовой А.Ф., с участием помощника прокурора Азизова А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Дербент РД к ИП Аскендерову Султану Арабхановичу об обязании устранить нарушения требований законодательства,
установил:
Прокурор г.Дербент РД обратился в суд с указанным исковым заявлением.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой г.Дербент во исполнение поручения прокуратуры РД проведена проверка исполнений действующего законодательства автозаправочной станции АГЗС "Слав-Нефть», расположенной по адресу: <адрес>.
В ходе проверки АГЗС «Слав-Нефть» выявлены следующие нарушения
требований законодательства о пожарной безопасности:
- расстояние от МАЗС с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) IV, V категории составляет менее 20 метров (фактическое расстояние 9 метров) (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- имеющаяся в помещениях МАЗС система автоматической пожарной сигнализации находится в неисправном состоянии (п.54, Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- территория МАЗС не укомплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- отсутствуют стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ (п.8.50 СП 156.13130.2014);
- площадка для АЦ с СУГ не соответствует нормативным требованиям (п 8.18, СП 156.13130.2014);
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- МАЗС не оснащена наружным противопожарным водопроводом. (п. 8.49 СП156.13130.2014, ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- наполнение резервуара ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара. (п.7.24 СП 156.13130.2014);
- не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СП 156.13130.2014);
- не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м или не защищен иным негорючим материалом, обеспечивающим теплоизоляцию от воздействия пожара (п. 6.6 п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГО МЧС России по РД от 25.08.2023.
Также в ходе проверки специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору выявлены следующие нарушения законодательства при осуществлении деятельности автозаправочной станцией:
- в нарушении п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530 не обеспечен аварийный останов технологического оборудования автозаправочной станции (не установлены электромагнитные клапана).
- в нарушении п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп з) п. 228 и пп а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» не представлены (отсутствуют) документы подтверждающие аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 76 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не проводится контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств.
- в нарушении ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 не представлена экспертиза промышленной безопасности на сосуд, работающий под избыточным давлением.
Указанные нарушения подтверждаются представленной информацией специалистом Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.08.2023.
Между тем, в соответствии со статьей 37 Федерального закона
«О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей являются одним из мероприятий по профилактике терроризма.
Статьей 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ установлено, что объекты которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируя уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов.
В силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Так, правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в силу пункта 1 статьи 9 которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения данного закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приоритет мер предупреждения и профилактики терроризма согласно статье 130 Федерального закона Российской Федерации Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму является одним из основных принципов борьбы с терроризмом.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статья 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется, так как объект, на котором выявлены нарушения, посещают лица, персональный состав которых не определен.
Выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ просит суд:
1. Признать деятельность АГЗС «Слав-Нефть», а также иных лиц по
эксплуатации АГЗС «Слав-Нефть», расположенной по адресу: <адрес>, незаконной.
2. Обязать руководителя (иных уполномоченных лиц), привести
осуществляемую деятельность АГЗС «Слав-Нефть» по эксплуатации
в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации
о пожарной безопасности, а именно:
- установить расстояние от МАЗС с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) IV, V категории не менее 20 метров (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- привести в исправное состояние имеющаяся в помещениях МАЗС систему автоматической пожарной сигнализации (п.54, Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- укомплектовать территория МАЗС нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п.389 Постановления Правительства РФ № 1479 от 16.09.2020 года. «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);
- установить стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ (п.8.50 СП 156.13130.2014);
- привести площадку для АЦ с СУГ в соответствии с нормативными требованиями (п 8.18, СП 156.13130.2014);
- уснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- оснастить МАЗС наружным противопожарным водопроводом. (п. 8.49 СП156.13130.2014, ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- установить устройства наполнения резервуара ЛВЖ, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара. (п.7.24 СП 156.13130.2014);
- провести периодический контроль герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СП 156.13130.2014);
- завести декларацию пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- установить резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м или защитить иным негорючим материалом, обеспечивающим теплоизоляцию от воздействия пожара (п. 6.6 п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- не допускать лиц к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).
3. Обязать руководителя (иных уполномоченных лиц), привести
осуществляемую деятельность АГЗС «Слав-Нефть» по эксплуатации
в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации
о промышленной безопасности, а именно:
- обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530 (не установлены электромагнитные клапана).
- провести аттестацию работников опасного производственного объекта, а также проверку знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций (п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп з) п. 228 и пп а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».
- провести текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 76 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530.
- провести контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530.
- провести экспертизу промышленной безопасности на сосуд, работающий под избыточным давлением ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530.
В судебном заседании помощник прокурора г.Дербент Азизов А.О. поддержал исковые требования и просил удовлетворить их по изложенным в иске обстоятельствам.
Ввиду того, что ответчиком до начала судебного заседания устранены многие из выявленных нарушений, в части требований о приостановлении деятельности АГЗС не поддержал.
Ответчик ИП Аскендеров С.А., будучи надлежаще извещенным о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился. Своим заявлением Аскендеров С.А. иск признал, указав, что многое из выявленных нарушений он уже устранил и представил суду документы, подтверждающие его доводы об устранении части выявленных нарушений.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Кавказского управления, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела, судом был направлен запрос в ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, которым были запрошены сведения об устранении ответчиком указанных нарушений.
Согласно ответа ОНД и ПР N7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД № ИВ-191-4-10-207 усматривается, что указанные в исковом заявлении нарушения ответчиком частично устранены.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие нарушений ответчиком требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности, что и не оспаривается самим ответчиком.
В силу ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключения экспертов, аудиовидеозаписей.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В связи с тем, что ответчиком на момент рассмотрения указанного дела нарушения федерального законодательства устранены не в полном объеме, суд приходит выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований истца.
Судом установлено, что нарушения, указанные в исковом заявлении, в настоящее время частично устранены, а именно устранены нарушения пожарной безопасности, которые могли бы создать угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
решил:
исковое заявление прокурора г.Дербент РД к ИП Аскендерову Султану Арабхановичу об обязании устранить нарушения требований законодательства по эксплуатации АГЗС "Слав-Нефть", расположенной по адресу: <адрес> удовлетворить частично.
Обязать ИП Аскендерова С.А. привести осуществляемую деятельность АГЗС "Слав-Нефть" по эксплуатации в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и устранить выявленные нарушения в сфере промышленной безопасности, а именно:
- установить расстояние от МАЗС с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) IV, V категории не менее 20 метров (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- установить стационарные системы водяного орошения предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ (п.8.50 СП 156.13130.2014);
- привести площадку для АЦ с СУГ в соответствии с нормативными требованиями (п 8.18, СП 156.13130.2014);
- уснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- оснастить МАЗС наружным противопожарным водопроводом. (п. 8.49 СП156.13130.2014, ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
- установить устройства наполнения резервуара ЛВЖ, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара. (п.7.24 СП 156.13130.2014);
- провести периодический контроль герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10, СП 156.13130.2014);
- завести декларацию пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- установить резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м или защитить иным негорючим материалом, обеспечивающим теплоизоляцию от воздействия пожара (п. 6.6 п. 8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
3. Обязать руководителя (иных уполномоченных лиц), привести
осуществляемую деятельность АГЗС «Слав-Нефть» по эксплуатации
в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации
о промышленной безопасности, а именно:
- обеспечить аварийную остановку технологического оборудования автозаправочной станции п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 24 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 г. № 530 (не установлены электромагнитные клапана).
- провести проверку знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций (п. 1 ст. 9, ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пп з) п. 228 и пп а) п. 229 ФНП в области промышленной безопасности № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».
- провести текущий осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии с записью в эксплуатационном журнале ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 76 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530.
- провести контроль герметичности приборов, арматуры, технических устройств ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530.
- провести экспертизу промышленной безопасности на сосуд, работающий под избыточным давлением ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 92 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530.
В остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Дербентский районный суд РД.
Судья А.С.Алекперов
Решение в окончательной форме принято 14 ноября 2023 года.