Дело № 2-557/2022
УИД 89RS0002-01-2022-000689-65
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2022 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Михайловой О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации ..., Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства ЯНАО» о признании права на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации ..., НО «Фонд жилищного строительства ЯНАО» о признании права на предоставление взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ЯНАО, ..., пер.Ленинский, ..., другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого помещения расположенного по адресу: город ... Ленинский 2, ... на основании договора купли-продажи квартиры с рассрочкой в платеже от ДД/ММ/ГГ, а так же договора купли-продажи квартиры от ДД/ММ/ГГ. Многоквартирный жилой ..., в котором истец является собственником жилого помещения №, включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... на 2019-2024 годы, утвержденный постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П (что следует из письма Администрации ...). Распоряжением Администрации города от ДД/ММ/ГГ № расселение указанного дома запланировано до ДД/ММ/ГГ (что следует из письма Администрации ...). Расселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащим сносу, осуществляется в соответствии с законодательством, действующим на момент расселения. Как собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, истец полагает, что имеет право на предоставление взамен изымаемо иного жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ и ч. 2 ст. 28-2 Закона ЯНАО №-ЗAO. Однако истцу было отказано в предоставлении жилого помещения, со ссылкой на часть 8.2 статьи 32 ЖК РФ, и часть 6 статьи 28-3 Закона ЯНАО №АО, на том основании, что при проведении экспертизы предоставленных о праве собственности документов, установлено, что его право собственности на спорное жилое помещение по пер. Ленинскому 2, ... наступило после признания дома аварийным подлежащим сносу.
В судебном заседании истца ФИО2 поддержал исковые требования.
Представитель ответчика администрации ... и представитель Некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства ...», участия в судебном заседании не принимали, в письменных позициях по заявленным требованиям просили отказать в удовлетворении иска.
Третье лицо ФИО3 полагала заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по тем основаниями, что ранее они с истцом состояли в браке, приобрели в совместную собственность две квартиры, о том, что ... по пер.Ленинский в ... является аварийным, на момент заключения сделки не знали. В дальнейшем брак между ними был расторгнут, каждый из них формально купил долю другого на жилое помещение, что бы фактически произвести раздел имущества, так истец стал собственником спорной квартиры, а она собственников второй квартиры приобретенной в браке по пер. Ленинский, ....
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и документально подтверждено, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ЯНАО, ..., пер.Ленинский, ..., на основании договора купли-продажи квартиры с рассрочкой в платеже от ДД/ММ/ГГ, договора купли-продажи доли квартиры от ДД/ММ/ГГ, что подтверждается названными договорами, а также выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав (л.д. 11-12, 13, 14, 15-20).
На основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания № от ДД/ММ/ГГ, дом расположенный по адресу: ЯНАО, ..., пер. Ленинский, ... признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 82).
Распоряжением заместителя главы администрации ... от ДД/ММ/ГГ установлен срок отселения из аварийного ... по пер. Ленинский в ... до 2016 года (л.д.83).
Распоряжением первого заместителя главы администрации ... от ДД/ММ/ГГ № срок отселения из аварийного ... по пер. Ленинский в ... установлен до ДД/ММ/ГГ (л.д. 84, 85).
Некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства ...» осуществляет деятельность в рамках которой реализуются мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории ....
В рамках реализации вышеуказанных мероприятий, между Фондом и муниципальным образованием ... ДД/ММ/ГГ заключено соглашение о сотрудничестве на 2018-2022 годы № (далее - Соглашение).
Порядок взаимодействия сторон урегулирован в Регламенте реализации мероприятий по передаче жилых помещений и объектов инфраструктуры в муниципальную собственность (далее - Регламент), являющемся Приложением № к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения от ДД/ММ/ГГ №).
Пунктами 2,3 Регламента установлено, что муниципальное образование формирует и утверждает перечень жилых помещений, планируемых к расселению в рамках государственных программ ЯНАО, и направляет в адрес Фонда по форме, установленной приложением № к настоящему Регламенту.
При внесении изменений в Перечень Муниципальное образование представляет в Фонд вновь утвержденный Перечень с внесенными изменениями и пояснительную записку с обоснованием целесообразности вносимых изменений.
Муниципальное образование несет ответственность за достоверность и объем предоставленных сведений. Изменения, вносимые в Перечень, не должны повлечь за собой изменений в планируемый объем строительства Фонда, утвержденный Программой деятельности Фонда.
Приложением № к Регламенту стороны согласовали информацию, предоставляемую в Фонд о потребности в переселении граждан в рамках Программы деятельности Фонда.
Для расселения жилого помещения № в признанном аварийным ... по пер. Ленинский в ... ответчиком была представлена информация по форме Приложения № к Регламенту, согласно которой расселение указанной квартиры осуществляется муниципальным образованием самостоятельно путем предоставления возмещения взамен изымаемого жилого помещения (копия письма от ДД/ММ/ГГ № прилагается).
Как следует из ответа Администрации ... от ДД/ММ/ГГ № на обращение ФИО2, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: ЯНАО, ..., пер.Ленинский, ..., было приобретено после признания дома аварийным, обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, регламентируется ст.32 ЖК РФ и ст.28-3 Закона ЯНАО от ДД/ММ/ГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в ЯНАО». Согласно п.6 ст.28.3 Закона ЯНАО №-ЗАО собственникам жилых помещений в аварийном доме, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями, предусмотренные настоящей статьей, не предоставляются. Таким образом, в рамках действующего законодательства при расселении аварийного жилищного фонда, планируется предоставление возмещения.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия (части 1 и 2 статьи 40). В числе основных направлений жилищной политики государства, призванных обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Базовые принципы реализации жилищных прав определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (Далее ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до ДД/ММ/ГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД/ММ/ГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ДД/ММ/ГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД/ММ/ГГ №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которым была введена часть 8.2 статьи 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего спора имеет обстоятельство, когда именно дом признан аварийным, включен в программу по переселению, и, когда лицо приобрело право на предоставление жилого помещения взамен аварийного.
Как уже было указано судом выше, заключения межведомственной комиссии № от ДД/ММ/ГГ, дом расположенный по адресу: ЯНАО, ..., пер. Ленинский, ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Также судом установлено, что названный многоквартирный дом был включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ..., на 2019-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П.
Дата окончания переселения граждан из данного многоквартирного дома определена ДД/ММ/ГГ.
Исходя из указанной в Приложении № в программу переселения включена и квартира принадлежащая истцу (л.д. 69-70).
В судебном заседании установлено, что ФИО2 приобрел право на предоставление жилого помещения взамен аварийного до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких установленных судом обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО5, поскольку, он, как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным в 2014 году и включенном в региональную Программу переселения, выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения.
Кроме того, для реализации программы по переселению граждан из многоквартирного ... по пер.Ленинский в ..., в котором расположена принадлежащая истцу квартира, были выделены соответствующие денежные средства для строительства, а затем предоставления жителям данного дома, в том числе и собственнику ..., т.е. истцу.
Доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД/ММ/ГГ №473-ФЗ суд находит несостоятельными.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При установленых судом обстоятельствах, анализируя приведенные выше нормы материального права и предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании за ФИО2 права на другое жилое помещение взамен аварийного при расселение многоквартирного жилого ... по пер.Ленинский в ... в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... в 2019-2024 годах, утвержденной Постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 при расселение многоквартирного жилого ... по пер. Ленинский в ... в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... в 2019-2024 годах, утвержденной Постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П право на предоставление взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ..., пер.Ленинский, ... другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд ЯНАО в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 24 мая 2022 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья О.В. Михайлова