Дело № 2-5069/2023
УИД 39RS0001-01-2023-004739-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2023 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при секретаре Марийченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Виноградского Юрия Валерьевича к Министерству социальной политики Калининградской области, Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о возложении обязанности назначить и выплатить единовременную выплату,
У С Т А Н О В И Л:
Виноградский Ю.В. (истец) обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчикам, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей (далее соответственно - специальная военная операция, единовременная выплата) в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243 "О дополнительной разовой мере социальной поддержки в виде единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей". Однако, в предоставлении такой выплаты ему было отказано ввиду непредоставления справки ВВК о получении увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе СВО. Полагает такой отказ незаконным, поскольку необходимый документ медицинской организации о получении увечья (ранения, травмы, контузии) к заявлению им был приложен.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с жалобой в Министерство социальной политики Калининградской области об отмене вышеназванного решения, однако получил отказ в предоставлении выплаты.
На основании изложенного просит суд обязать ответчиков назначить и выплатить ему единовременную выплату на основании Постановления Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243.
В судебном заседании истец не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» возражал против заявленных требований. Просил в иске отказать. Настаивал на законности оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области Антонова М.А. также возражала против заявленных требований. Просила в иске отказать. Настаивала на законности оспариваемого решения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей (далее – специальная военная операция, единовременная выплата) в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243 "О дополнительной разовой мере социальной поддержки в виде единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей".
По результатам рассмотрения обращения, 11.07.2023 ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» было принято решение об отказе в назначении единовременной выплаты.
Основанием для отказа в предоставлении послужило непредоставление заявителем справки военно-врачебной комиссии или выданного медицинской организацией документа о получении увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе специальной военной операции.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с настоящим иском. Доводы истца суд считает обоснованными.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243 (в ред. от 08.06.2023) "О дополнительной разовой мере социальной поддержки в виде единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей" (вместе с "Порядком предоставления дополнительной разовой меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей") установлена дополнительная разовая мера социальной поддержки в виде единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей в размерах: 250000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей – военнослужащим, сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, поступившим в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации в ходе специальной военной операции, получившим увечье (ранение, травму, контузию) при участии в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.
В соответствии с п.5 Порядка предоставления дополнительной разовой меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей Единовременная выплата предоставляется областным государственным казенным учреждением Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" (далее - Центр).
Заявление о назначении единовременной выплаты (далее - заявление) и документы, необходимые для назначения единовременной выплаты, представляются гражданами, претендующими на назначение единовременной выплаты (далее - заявители), в Центр по месту жительства.
В заявлении заявителем указываются, в том числе следующие сведения: фамилия, имя, отчество; дата рождения заявителя; документ, удостоверяющий личность заявителя (наименование, серия и номер, кем и когда выдан); место жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя (почтовый индекс, наименование района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, корпуса, квартиры); дата получения увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе специальной военной операции.
В соответствии с п.11 Порядка к заявлению заявителем должны быть приложены, в том числе:
- справка с места прохождения военной службы (службы) о получении увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе специальной военной операции - в случае обращения участника специальной военной операции, получившего увечье (пп.7);
- справка военно-врачебной комиссии о получении увечья (ранения, травмы, контузии) или выданный медицинской организацией документ о получении увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе специальной военной операции - в случае обращения инвалида вследствие военной травмы, участника специальной военной операции, получившего увечье (пп.8).
Основаниями для отказа в назначении единовременной выплаты являются: 1) непредставление заявителем документов, указанных в пункте 11 настоящего порядка, и (или) представление документов, содержащих недостоверные сведения; 2) заявитель не относится к членам семьи погибшего участника специальной военной операции, указанным в пункте 3 настоящего порядка.
Единовременная выплата предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о назначении единовременной выплаты в соответствии с пунктом 16 настоящего порядка путем перечисления средств в кредитные организации Российской Федерации или посредством перечисления денежных средств через организации почтовой связи Российской Федерации.
Единовременная выплата не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Таким образом, на дату обращения истца с заявлением о назначении единовременной выплаты в редакции от ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243 (в ред. от 08.06.2023) для назначения единовременной выплаты в размере 250000 руб. заявителю необходимо было предоставить справку с места прохождения военной службы (службы) о получении увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе специальной военной операции; а также справку военно-врачебной комиссии о получении увечья (ранения, травмы, контузии) либо выданный медицинской организацией документ о получении увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе специальной военной операции - в случае обращения инвалида вследствие военной травмы, участника специальной военной операции, получившего увечье (пп.8).
Предусмотренные пп.7, 8 Порядка (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) документы к заявлению истцом были приложены.
В частности, к заявлению истцом была приложена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Виноградский Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проходивший службу в ВС РФ, получил ранение (контузию, травму, увечье): осколочные слепые ранения, инородные тела (металлические осколки) мягких тканей правого плача, третьего, четвертого пальцев правой кисти (травма от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем проходит стационарное лечение с ДД.ММ.ГГГГ в филиале № ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ командира в/ч 43104 о том, что Виноградский Ю.В., находясь в зоне проведения СВО при выполнении боевых задач получил ранение (контузию, травму, увечье): осколочные слепые ранения, инородные тела (металлические осколки) мягких тканей правого плача, третьего, четвертого пальцев правой кисти (травма от ДД.ММ.ГГГГ).
Изменения в подпункт 8 Порядка, предусматривающие необходимость предоставления документов, свидетельствующих о получении участником специальной военной операции при выполнении задач в ходе специальной военной операции увечья в соответствии с перечнем и степени его тяжести, внесены Постановлением Правительства Калининградской области от 01.09.2023 N 419-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Калининградской области".
В этой связи, суд приходит к выводу, что отказ в назначении истцу единовременной выплаты по причине непредоставления последним справки военно-врачебной комиссии или выданного медицинской организацией документа о получении увечья (ранения, травмы, контузии) при выполнении задач в ходе специальной военной операции противоречит требованиям Постановления Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243, действовавшего на момент принятия оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в назначении единовременной выплаты у Центра не имелось.
В этой связи, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца, предъявленные к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», о возложении обязанности назначить и выплатить дополнительную разовую меру социальной поддержки в виде единовременной выплаты, предусмотренной Постановлением Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243. В то же время оснований для удовлетворения требований истца о возложении такой обязанности на Министерство социальной политики Калининградской области не имеется, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243 соответствующее решение о назначении либо об отказе в назначении единовременной выплаты принимается ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Виноградского Юрия Валерьевич – удовлетворить частично.
Обязать Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» назначить Виноградскому Юрию Валерьевичу по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГг. (№) дополнительную разовую меру социальной поддержки в виде единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей, предусмотренную Постановлением Правительства Калининградской области от 06.05.2022 N 243 (ред. от 08.06.2023) "О дополнительной разовой мере социальной поддержки в виде единовременной выплаты отдельным категориям граждан, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, и членам их семей".
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 декабря 2023 года.
Судья Е.А. Нартя