УИД №RS0№-71
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 апреля 2022 года
Нижнетавдинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Слука Т.А.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» об обязании принять меры по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги «подъезд к селу Велижаны» (<адрес>) на всем протяжении от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» об обязании принять меры по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги «подъезд к селу Велижаны» (<адрес>) на всем протяжении от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, мотивируя свои требования тем, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение ФИО3 по факту ненадлежащего содержания дороги областного значения «подъезд к селу Велижаны» (<адрес>).
Проведенной прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проверкой эксплуатационного состояния улично-дорожной сети <адрес> выявлены нарушения действующего законодательства.
Согласно заключению ОГИБДД МО МВД России «Тюменский» от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований пункта 5.2.4 ФИО6 50597-2017, на всем протяжении <адрес> выявлены дефекты покрытия проезжей части, просадки покрытия, выбоины, разрушения покрытия проезжей части, пучинообразование.
Согласно информации администрации Велижанского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района, расположение <адрес>, заканчивается перекрестком улиц <адрес> – от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>.
Выявленные нарушения норм федерального законодательства создают опасность для жизни и здоровья граждан и требуют незамедлительного устранения.
Автомобильная дорога, расположенная по <адрес>, находится в оперативном управлении ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог».
Просит суд обязать ответчика принять меры по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги «подъезд к селу Велижаны» (<адрес>) на всем протяжении от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования уточнил, просит обязать ответчика - Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление автомобильных дорог» принять меры по устранению нарушений по акту ОГИБДД МО МВД России Тюменский автомобильной дороги «подъезд к селу Велижаны» (<адрес>) на всем протяжении, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог» ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, пояснила, что указанная автомобильная дорога является собственностью <адрес>, ее содержание, ремонт, капитальный ремонт или реконструкция осуществляется за счет средств бюджета <адрес> или за счет средств иного бюджета в рамках соответствующих программ и проектов. Автомобильная дорога «Подъезд к <адрес>» в национальный проект «Безопасные и качественные дороги» не включена. Указанная автомобильная дорога не включена и в государственную программу <адрес> «Развитие транспортной инфраструктуры» на 2022 - 2024 годы. Ответчик не является лицом, уполномоченным на формирование планов- графиков государственных программ <адрес> и не может обеспечить финансирование мероприятий, выполнение которых требует Истец. Просила в иске отказать.
Выслушав прокурора ФИО4, представителя ответчика ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно- целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Как следует из пунктов б и 12 части 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 Закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу п. 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ ).
В соответствии со ст. 21 Закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон № 257-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (1);
разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (2);
осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (6);
утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели (11);
осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти объектов Российской Федерации (12).
Согласно письму Администрации Нижнетавдинского муниципального района от 11.01.2022 № 7-22, автомобильная дорога, расположенная по <адрес> находится в оперативном управлении ГКУ ТО «Управление автомобильных дорог».
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно заключению ОГИБДД МО МВД России «Тюменский» от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований пункта 5.2.4 ФИО6 50597-2017, на всем протяжении <адрес>, выявлены дефекты покрытия проезжей части, просадки покрытия, выбоины, разрушения покрытия проезжей части, пучинообразование.
Согласно информации администрации Велижанского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района, расположение <адрес>, заканчивается перекрестком Ленина-Михаила Баранова - от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>.
Выявленные нарушения норм федерального законодательства создают опасность для жизни и здоровья граждан и требуют незамедлительного устранения.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц установлены «ФИО6 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденных Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017).
Учитывая требования пункта 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 следует, что выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Таким образом, ненормативное состояние указанной автодороги, создает условия для нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также негативно влияет на безопасность дорожного движения, вследствие чего нарушает требования федерального законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик в пределах своей компетенции обязан принять меры по устранению нарушений по акту ОГИБДД МО МВД России «Тюменский» от ДД.ММ.ГГГГ автомобильной дороги «подъезд к селу Велижаны» (<адрес>) на всем протяжении, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Требования подлежит исполнению в срок до 01.12.2022 года, что является разумным сроком и обеспечивает баланс сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░» (<░░░░░>) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>, ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ 01.12.2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 15.04.2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░