№5-143/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Суровикинского районного суда Волгоградской области Махаев И.А.
09 июня 2021 года в г. Суровикино Волгоградской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал о привлечении к административной ответственности
администрации Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области, юридический адрес: ул. Карла Маркса, 9, ст. Нижний Чир Суровикинского района Волгоградской области, ИНН 3430008134, КПП 343001001, ОГРН 1053458084680, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
23 апреля 2021 года в отношении юридического лица – администрации Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области консультантом отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия Проваторовым С.О. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в котором указано, что 02 марта 2021 года на основании обращения жителя ст. Нижний Чир Суровикинского района Волгоградской области, поступившего в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области 17 января 2021 года, Комитетом была проведена проверка, в ходе которой установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенный в пос. Нижний Чир Суровикинского района Волгоградской области, находится в ненадлежащем техническом состоянии в связи с тем, что администрацией Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области не осуществляются в достаточном объеме расходы на содержание объекта культурного наследия, а также не проводятся работы по его сохранению.
Представитель Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель юридического лица – администрации Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области, привлекаемого к административной ответственности, Горбункова А.А. в судебном заседании вину в совершенном административном правонарушении не признала и пояснила, что акт осмотра памятника «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы» Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проводился 02 марта 2021 года в отсутствие представителя администрации Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области. Не отрицает, что на момент осмотра памятника на нём имелись незначительные трещины и отслоение окрасочного и штукатурного слоёв постамента. Однако климатические условия не позволяли сделать ремонт памятника. В настоящее время администрация Нижнечирского сельского поселения обратилась в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области с заявлением о разъяснении порядка производства ремонта памятника. Считает, что в действиях администрации Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Федеральным законом N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
На основании п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47.3 и п. 11 ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия юридические лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 этой статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
Из содержания ч. 1 ст. 61 Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В судебном заседании установлено, что Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, расположенная по адресу: ст. Нижний Чир Суровикинского района волгоградской области, является объектом культурного наследия регионального значения (памятник истории).
Из копий свидетельств о государственной регистрации права от 02 марта 2010 года, от 15 июля 2011 года следует, что собственником указанного объекта недвижимости является администрация Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области (записи регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № 34-34-11/005/2010-403, № 34-34-11/026/2011-5).
Копией приказа Министерства культуры № 107904-р от 19 сентября 2017 года и постановлением Волгоградской областной Думы от 05 июня 1997 года № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» подтверждается, что памятник «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы 1942-1943 г.г.», 1947 года, расположенный по адресу: пос. Нижний Чир Суровикинского района Волгоградской области, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения и ему присвоен регистрационный номер 341711118940005.
Из копии акта от 02 марта 2021 года и фототаблицы к нему видно, что во исполнение задания от 17 февраля 2021 года № 53-07-08/18 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия должностными лицами Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области был осмотрен объект культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенный по адресу: пос. Нижний Чир Суровикинского района Волгоградской области. В ходе осмотра установлены многочисленные трещины на постаменте и скульптуре объекта, отслоение окрасочного и штукатурного слоев постамента. На момент осмотра какие-либо работы на объекте не проводились.
Таким образом судьёй установлено нарушение администрацией Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выразившееся в ненадлежащем содержании объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенного по адресу: пос. Нижний Чир Суровикинского района Волгоградской области.
Действия юридического лица администрации Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области судья квалифицирует по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Виновность юридического лица в совершении указного деяния подтверждается показаниями представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, которая не отрицала факт наличия на момент осмотра многочисленных трещин на постаменте и скульптуре объекта, а также отслоения окрасочного и штукатурного слоев постамента; протоколом об административном правонарушении № 53-07-07/51 от 23 апреля 2021 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; копией уведомления Комета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области № 53-07-31/324 от 10 марта 2021 года; копией Устава Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области; копией акта осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы» от 02 марта 2021 года; копией учетной карточки воинского захоронения; копией инвентаризационной карты памятника «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы»; копиями свидетельств о государственной регистрации права собственности от 02 марта 2010 года и от 15 июля 2011 года; копиями заданий Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Волгоградской области № 53-07-08/18, № 53-07-08/17 от 17 февраля 2021 года; копией приказа Министерства культуры Российской Федерации «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1947 г. (Волгоградская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; копией обращения Дмитриевского А.Б.
Собранные по делу доказательства судья расценивает как относимые, допустимые, достоверные, а в своей совокупности достаточные для признания юридического лица администрации Нижнечисркого сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Довод представителя администрации Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, судья находит несостоятельным, поскольку факт несоблюдения юридическим лицом требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской федерации» подтвержден собранными доказательствами. При этом администрацией Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области не были в полном объёме исполнены обязательства, установленные Уставом и предприняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований Федерального закона, связанные с содержанием в надлежащем техническом состоянии памятника культурного наследия, расположенного на территории Нижнечирского сельского поселения.
При назначении административного наказания судьёй учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Администрация Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области впервые привлекается к административной ответственности. Указанное обстоятельство судья в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ признает смягчающим административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, судом не установлено.
Санкция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, принятие администрацией Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области впоследствии мер к устранению нарушений и с учетом положений ч. 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным назначить в отношении юридического лица наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Снижая размер административного штрафа, судья исходит из того, что это будет соответствовать и интересам лица, привлекаемого к ответственности, и интересам государства, поскольку факт привлечения юридического лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию, обеспечивая соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
С целью соблюдения принципа справедливости и соразмерности судья считает возможным назначить юридическому лицу – администрации Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области административный штраф в размере 100000 рублей, т.е. менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо администрацию Нижнечирского сельского поселения Суровикинского муниципального района Волгоградской области признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ, по следующим реквизитам:
единый казначейский счет 40102810045370000002,
казначейский счет 03100643000000019500,
наименование банка – Операционный департамент банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва,
БИК банка 024501901,
ИИИ/КПП получателя 7705851331/770301001,
наименование получателя - Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с 04951000540),
код бюджетной классификации дохода 054 1 16 01071 01 0013 140 (штрафы за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации),
код по ОКТМО – 45382000,
назначение платежа: административный штраф по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, постановление от 09 июня 2021 года (№ 5-143/2021).
Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.А.Махаев