УИД 70RS0003-01-2023-004465-39
(2-2673/2023)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2023 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Остольской Л.Б.
при секретаре Погребковой Л.С.,
помощник судьи Белоногов В.Ю.,
с участием представителя истцов Куприяновой О.В. (доверенность от 26.01.2023, срок действия на пять лет),
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Агеенко Александра Сергеевича, Агееенко Зои Васильевны к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска о сохранении жилого помещения в реконструированном (перепланированном) состоянии, признании права собственности,
установил:
Агеенко А.С., Агеенко З.В. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в котором просят сохранить жилое помещение по адресу: ... в реконструированном (перепланированном/переустроенном) виде, признать право общей совместной собственности на самовольно реконструированное жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: ...
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками (общая совместная собственность) жилого помещения- квартиры с кадастровым .... и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирного жилого дома (далее земельный участок), на котором и расположен указанный многоквартирный жилой ... (МКД). Собственниками иных квартир в МКД являются: Воробьева Е. А. (...) и Дерксен О. Н. (...). В целях улучшения жилищных условий, без: получения разрешительной документации, истцы самостоятельно за счет собственных средств, пристроили к ... дополнительные жилые и вспомогательные помещения, т.е. произвели реконструкцию указанной квартиры : демонтировали., холодные вспомогательные помещения и выполнили монтаж наружных стен, произвели монтаж новых внутренних перегородок с дверными и оконными проемами и нового сантехнического оборудования (ванная, унитаз, раковина в пом. 9 и раковина - в пом. 1 см.). После произведенной реконструкции указанное жилое помещение — ... имеет следующие технические показатели согласно Технического паспорта многоквартирного жилого дома по состоянию на 11.03.2020 года: этажность: 01, материал стен наружных: кирпич + дерево, общая площадь Квартиры ... кв. м, жилая площадь (4 комнаты - пом. 4-7)= 48,7 кв. м, вспомогательная площадь (кухня, санузел, четыре коридора - пом. 2,3,8,10): 45,1 кв.м., высота: 2,70 м. Собственники других квартир в многоквартирном доме дали согласие истцам на реконструкцию, перепланировку, переустройство указанной квартиры ... с использованием земельного участка под многоквартирным домом.,Сохранение квартиры в реконструированном (перепланированном/переустроенном) состоянии не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, в том числе владельцев соседних квартир в МКД, не создает угрозу их жизни или здоровью, а также соответствует строительным нормам и правилам. Истцы обращалась в Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации города Томска за разрешением на ввод в эксплуатацию самовольно реконструированной ...4, однако в выдаче разрешения на ввод им было отказано, в связи с отсутствием разрешения на реконструкцию/строительство.
Истцы Агеенко А.С., Агеенко З.В., будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин уважительности неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовали.
Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, будучи надлежащим образом извещённым о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не напрвил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, поступил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковое заявление может быть удовлетворено только при установлении следующих обстоятельств: сохранение помещение в реконструированном виде не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, не должно создавать угрозу жизни и здоровью граждан, согласие всех собственников многоквартирного дома на реконструкцию. Также ответчик указал, что истцы разрешение на реконструкцию квартиры не получали, не указали уважительных причин невозможности получения разрешительных документов в органе местного самоуправления до проведения реконструкции жилого помещения.
Третьи лица Воробьева Е.А., Дерксен О.Н., будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин уважительности неявки суду не сообщили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как установлено ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке. Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Часть 4 ст. 17 ЖК РФ устанавливает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства представляет собой изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкцию жилого помещения следует отличать от переустройства и перепланировки, определяемых ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса
Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (согласно Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
Как следует из ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).
В пункте 17 статьи 51 ГрК РФ перечислены случаи, при которых выдача разрешения на строительство, реконструкцию не требуется, к ним отнесена реконструкция индивидуального жилого дома.
Вместе с тем, ГрК РФ предусматривает подачу уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014 при самовольном изменении первоначального объекта недвижимости посредством пристройки к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту недвижимости.
При возведении жилой пристройки увеличивается общая площадь всего жилого дома, следовательно, изменяется объект права собственности, который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Новым объектом собственности является жилой дом либо квартира, включающие самовольно возведенные части.
Таким образом, при изменении первоначального объекта в связи с самовольной пристройкой к нему дополнительных помещений право собственника может быть защищено путем признания этого права в целом на объект собственности в реконструированном виде с указанием изменившейся площади, а не на пристройку к квартире либо дому.
Из материалов дела усматривается и подтверждается выпиской из ЕГРН №КУВИ-999/2022-1454328 от 01.12.2022, что земельный участок с кадастровым номером ... площадью составляет 1000 +/- 11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, принадлежит на праве общей долевой собственности Дерксен О.Н., Воробьевой Е.А., Агеенко А.С., Агеенко З.В.
На данном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом по адресу: ..., площадью 167,4 кв.м., сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН №КУВИ-999/2022-1302767 от 31.10.2022.
Согласно выписке из ЕГРН №КУВИ-999/2022-1302763 от 30.10.2022 жилое помещение с кадастровым номером ... на праве общей совместной собственности принадлежит Агеенко З.В., Агеенко А.С.
Как следует из искового заявления и пояснений представителя истцов, в целях улучшения жилищных условий, без: получения разрешительной документации, истцы самостоятельно за счет собственных средств, пристроили к ... дополнительные жилые и вспомогательные помещения, т.е. произвели реконструкцию указанной квартиры : демонтировали., холодные вспомогательные помещения (сени = пом. 3 лит а, пом. 3 и 8 лит.а1 в тех. плане от 08.04.1994 года) и выполнила монтаже наружных стен (пом. 1, 8-10 Технический паспорт по состоянию на 11.03.2020 года), произвели монтаж новых внутренних перегородок (пом. 8-9 Технический паспорт по состоянию на 11.03.2020 года) с дверными и оконными проемами и нового сантехнического оборудования (ванная, унитаз, раковина в пом. 9 и раковина -в пом. 1 см. Технический паспорт по состоянию на 11.03.2020 года). После произведенной реконструкции указанное жилое помещение — квартира №... имеет следующие технические показатели согласно Технического паспорта многоквартирного жилого дома по состоянию на 11.03.2020 года: этажность: 01, материал стен наружных : кирпич + дерево, общая площадь Квартиры №4: 93,8 кв. м, жилая площадь (4 комнаты - пом. 4-7)= 48,7 кв. м, вспомогательная площадь (кухня, санузел, четыре коридора - пом. 2,3,8,10): 45,1 кв.м., высота : 2,70 м.
Согласно технического паспорта по состоянию на 11.03.2020, составленного ООО «Азимут», площадь ... составляет 93,8 кв.м., общая площадь дома составляет 236,1 кв.м., высота 3 м, строительный объем 708,3 м3.
В целях легализации данного объекта истца обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска за получением разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию самовольно реконструированного жилого дома, расположенного по адресу: ...
Согласно ответу №02-19/6110 от 24.06.2022 Департаментом архитектуры и градостроительства администрации Города Томска было принято решение об отказе в получении разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию самовольно реконструированного вышеуказанного жилого дома.
Анализируя исследованные доказательства, суд считает установленным, что реконструкция объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: ..., была произведена без соответствующего разрешения, в связи с чем, является самовольной постройкой.
Как установлено п. 3 ст.222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Как было установлено выше, до обращения в суд с настоящим иском, истец обращался в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, в получении разрешения на реконструкцию и ввода в эксплуатацию вышеуказанного самовольно реконструированного индивидуального жилого дома истцу было отказано.
Факт нахождения спорного объекта недвижимости в границах земельного участка, принадлежащего истцам на праве общей совместной собственности, подтверждается представленной в материалы дела справкой ООО «Азимут» №15 от 27.02.2023.
Как видно из заключения, составленного ООО «Арсенал-Проект» в 2023 году, в результате визуального обследования несущих и ограждающих конструкций, можно сделать выводы, что жилой дом по уровню ответственности классифицируется, как уровень 2 (нормальный) таблица 2, согласно ГОСТ 27751-2014. Несущие и ограждающие строительные конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, выступы на фасаде, подвергающихся воздействию атмосферных осадков - защищены, узлы и места сопряжений элементов отвечают требованиям Строительных Норм и Правил РФ: СП 63.13330.2012 "Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения". Свод правил СП 15.13330.2012 "СНиП П-22-81*, Каменные и армока- менные конструкции" Актуализированная редакция СНиП П-22-81* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011г. N 635/5). Свод правил СП 64.13330.2011 "СНиП П-25-80, Деревянные конструкции" Актуализированная редакция СНиП П-25-80 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 826). Свод правил СП 22.13330.2011 "СНиП 2.02.01-83*, Основания зданий и сооружений" Актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83* (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 28 декабря 2010 г. N 823), ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2014 г. N 1974-ст). Жилые помещения оборудованы инженерными сетями (системой электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжением и автономным водоотведением и т.д.). Увеличение эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции фундамент, стены и перекрытие не выявлено, конструктивная надёжность и безопасность возведённого объекта, не нарушена. Общее состояние основных и несущих конструкций жилого дома согласно СП 13-102-2003 признано работоспособным. Обследуемый жилой дом по адресу; ... соответствует требованиям Строительных Норм и Правил. Данный объект не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует требованиям Строительных Норм и Правил, действующих на территории Российской Федерации и другим нормативным документам, является объектом завершенного строительства, пригодным для эксплуатации.
Как следует из заключения на технические решения по обеспечению пожарной безопасности, составленного ТОО «ВДПО» от 27.07.2023, при выполнении работ по перепланировке, увеличения эксплуатационных нагрузок на несущие конструкции стен и междуэтажных перекрытий не допущено, конструктивная надежность несущих и ограждающих конструкций не нарушена. Исходя из результатов анализа, изучения предоставленной заказчиком документации, иной информации и обследования объекта завершённого строительства, а именно: жилых помещений, расположенных на земельном участке по адресу: ... установлено, что, конструктивные, объёмно-планировочные и инженерно-технические решения не противоречатуказанным в разд. 5 (Заключения) законодательным и нормативным документам в области пожарной безопасности в РФ.
Экспертным заключением от 26.07.2023, составленного ООО «Томский экспертный центр» Бюро оценки и экспертизы жилой дом по адресу: ...,соответствует санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам: СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий»
Анализируя данные заключения, принимая во внимание, что они содержат подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате их выводы и ответы на поставленные вопросы, указание на примененную методику и источники информации, заинтересованность экспертов в исходе дела не установлена, а также учитывая, что результаты данных экспертиз в ходе разбирательства по делу стороной ответчика не оспаривались, у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности и обоснованности выводов, содержащихся в вышеуказанных заключениях.
В этой связи, суд считает возможным взять за основу данные, изложенные в вышеуказанных заключениях.
Как отмечено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения.
Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка по адресу: г... земельный участок расположен в границах земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что самовольный пристрой к жилому дому по адресу: ..., возведен в границах земельного участка, принадлежащего истцам на праве общей долевой собственности, и ее сохранение не нарушает права и законные интересы иных лиц, не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии с п. 21 ст. 106 ЗК РФ правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости или об изменении таких сведений в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Границы зоны с особыми условиями использования территории в случае, если это предусмотрено положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, и (или) местоположение объекта, в связи с размещением которого устанавливается зона с особыми условиями использования территории, должны быть обозначены на местности специальными знаками, за исключением случаев, если правообладателем земельного участка не обеспечен доступ на земельный участок для размещения таких знаков. Обозначение на местности границ подзон в случае их выделения в границах зоны с особыми условиями использования территории не требуется, если иное не предусмотрено федеральным законом, положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида.
Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом (п. 24 ст. 106 ЗК РФ).
Таким образом, ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Вышеуказанные положения ст. 56 Земельного кодекса РФ совместно с положениями статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав законного владельца земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает законному владельцу участка пользоваться и владеть своим участком в соответствии с разрешенным видом его использования.
Как следует из выписки ЕГРН №КУВИ-999-2022-1454328 от 01.12.2022 земельный участок с кадастровым номером ... Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 70:21-6.745 от 26.07.2018, ограничение использования земельного участка в пределах зоны: Зона ограничения застройки представляет собой территорию, на внешней границе которой, на высоте от поверхности земли более 2,0 метров уровня ЭМП превышают ПДУ. Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышают ПДУ. Зона ограничения застройки для высоты 75 м составляет 959,5 м. Ограничения установлены пунктами 3.19, 3.22 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03: СЗЗ и зона ограничений нс могут иметь статус селитебной территории, а также нс могут использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т.п. СЗЗ и зона ограничений или какая-либо их часть нс могут рассматриваться как резервная территория ПРТО и использоваться для расширения промышленной площадки. СЗЗ нс может рассматриваться как территория для размещения коллективных или индивидуальных дачных и садово- огородных участков. На технической территории ПРТО и территориях специальных полигонов нс допускается размещение жилых и общественных зданий. Пунктом 3.17 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03: СЗЗ и 303 не могут использоваться в качестве территории жилой застройки, а также для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т.п. СЗЗ и 303 или какая-либо их часть нс могут рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площадки. СЗЗ нс может рассматриваться как территория для размещения коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков., вид/наимснование: Зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства, передающий радиотехнический объект "Радиотелевизионная передающая станция "Томск", тип: Зона ограничения от передающего радиотехнического объекта, номер: 1, решения: 1. дата решения: 26.12.2017, номер решения: 2, наименование ОГВ/ОМСУ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области 2. дата решения: 09.06.2003, номер решения: 135, наименование ОГВ/ОМСУ: Министерство здравоохранения Российской Федерации. Земельный участок полностью расположен в границах зоны с реестровым номером 70:21-6.788 от 30.10.2018, ограничение использования земельного участка в пределах зоны: Зона ограничения застройки представляет собой территорию, на внешней границе которой, на высоте от поверхности земли более 2,0 метров уровня ЭМП превышают ПДУ. Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП нс превышают ПДУ. Зона ограничения застройки для высоты 65 м составляет 932,5 м. Ограничения установлены пунктами 3.19, 3.22 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03: СЗЗ и зона ограничений нс могут иметь статус селитебной территории, а также нс могут использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т.п. СЗЗ и зона ограничений или какая-либо их часть нс могут рассматриваться как резервная территория ПРТО и использоваться для расширения промышленной площадки. СЗЗ нс может рассматриваться как территория для размещения коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. На технической территории ПРТО и территориях специальных полигонов нс допускается размещение жилых и общественных зданий. Пунктом 3.17 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03: СЗЗ и 303 не могут использоваться качестве территории жилой застройки, а также для размещения площадок для стоянки и остановки видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, си и нефтепродуктов и т.п. СЗЗ и 303 или какая-либо их часть нс могут рассматриваться как резервная территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площадки. СЗЗ и ЗОЗ или какая-либо их часть не могут рассматриваться как территория предприятия и использоваться для расширения промышленной площадки. СЗЗ не может рассматриваться как территория для размещения коллективных или индивидуальных дачных и огородных участков., вид/наименование: Зона ограничений передающего радиотехнического о1 являющегося объектом капитального строительства, передающий радиотехнический объект "Радиотелевизионная передающая станция "Томск", тип: Зона ограничения от передающего радиотехнического объекта, номер: 1, решения: 1. дата решения: 26.12.2017, номер решения: 2, наименование ОГВ/ОМСУ: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области 2. дата решения: 09.06.2003, номер 135, наименование ОГВ/ОМСУ: Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из указанных заключений, истцами соблюдены установленные ограничения при реконструкции жилого помещения.
Из выписки из протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: ... следует, что в собрании приняли участие все собственники, которые единогласно проголосовали за согласование реконструкции и перепланировки (переустройства) ... (монтаж наружных стен пом.31, пом. №8-10, на плане объекта после реконструкции(перепланировки), монтажа новой внутренней перегородки, в том числе с дверным проемом пом. №8-10, монтаж нового сантехнического оборудования пом. №9 на плане объекта. Согласны с увеличением общей площади кВ. 4 не более чем до 95,0 кв.м. с изменением долей в праве общей долевой собственности на общее имущество собственником МКД; на земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100053:393 (категория – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации МКД, общая площадь 1000 кв.м.), пропорционально площади квартиры.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности с приведенными положениями закона, суд приходит к выводу, что сохранение самовольно реконструированного (перепланированного/переустроенного) жилого помещения по адресу: г... в реконструированном (перепланированном/переустроенном) состоянии, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, самовольная постройка соответствует установленным нормам, требованиям и правилам, возведена на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, на котором допускается возведение такого объекта, в связи с чем, заявленные исковые требования в соответствии со ст. 222 ГК РФ подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения права собственности по решению суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Агеенко А. С. (паспорт ...), Агееенко З. В. (паспорт ...) к муниципальному образованию «Город Томск» в лице Администрации Города Томска о сохранении жилого помещения в реконструированном (перепланированном) состоянии, признании права собственности удовлетворить.
Сохранить жилое помещение по адресу: ... в реконструированном (перепланированном/переустроенном состоянии) - согласно технического паспорта на 11.03.2020 (общая площадь квартиры 93,8 кв.м., жилая площадь (4 комнаты – пом. 4-7) 48,7 кв.м., вспомогательная площадь (кухня, санузел, четыре коридора – пом. 2.3,8.10) 45,1 кв.м., высота 2.70 м., этажность - 01, материал стен наружных: кирпич + дерево).
Признать право общей совместной собственности Агеенко А. С., Агееенко З. В. на самовольно реконструированное жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: ... общая площадь квартиры 93,8 кв.м., жилая площадь (4 комнаты – пом. 4-7) 48,7 кв.м., вспомогательная площадь (кухня, санузел, четыре коридора – пом. 2.3,8.10) 45,1 кв.м., высота 2.70 м., этажность -01, материал стен наружных: кирпич + дерево).
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий: /подпись/ Л.Б. Остольская
Мотивированный текст решения изготовлен 04 августа 2023 года.
Оригинал хранится в деле УИД 70RS0003-01-2023-004465-39 (2-2673/2023) в Октябрьском районном суде г.Томска.