Дело № 2-678/2023
УИД: 66RS0036-01-2023-000679-48
Решение в окончательной форме принято 28 августа 2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Фоменко Р.А.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой Л.В.,
с участием старшего помощника прокурора г.Кушва Мартыновой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Меридиан» о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кушвы обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Меридиан» (далее - ООО «Меридиан») о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства, в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на территории открытых складов лесоматериалов обеспечить наличие адресной электрической пожарной сигнализации с ручными пожарными извещателями;
разместить в помещении дежурного персонала склада план с отображением месторасположения противопожарных разрывов, проездов, подъездов, пожарных гидрантов, водоемов, резервуаров, водоприемных колодцев, площадок, стационарных лафетных стволов, пожарных извещателей и постов с пожарным оборудованием; площадку для размещения складов лесоматериалов отделить от соседних предприятий и других объектов противопожарными расстояниями, соблюсти противопожарные расстояния от границ складов лесоматериалов до границ объектов различного назначения и между складами; установить на территории производственного участка систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обеспечить очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности; обеспечить очистку территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах переработки древесины на территории городского округа Верхняя Тура.
Проверкой установлено, что в нарушение п.п.2,3 ст.52 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008, п.6.8.30. СП 4.13130.2013 на территории открытых складов лесоматериалов отсутствует адресная электрическая пожарная сигнализация с ручными пожарными извещателями; в нарушение ч.4 ст.52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.6.8.78 СП 4.13130.2013 отсутствует план в помещении дежурного персонала склада; в нарушение ч.4 ст.52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п.2.5, 2.6, 2.7, 3.8, 3.9, 5.2, приложения пункта 2 СН 473-75, пункта 13.1, приложения А пункта 2 СНиП 21-03-2003, пунктов 6.8.21, 6.8.26 таблицы 37 пункта 2 СП 4.13130.2013 площадка для размещения складов лесоматериалов не отделена от соседних предприятий и других объектов противопожарными расстояниями, противопожарные расстояния от границ складов лесоматериалов до границ объектов различного назначения и между складами; в нарушение п.п.2,3 ст.52 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008, таблицы 2 п.17 СП 3.13130.2009 на территории производственного участка отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; в нарушение пп.«а» п.304 Правил противопожарного режима в Российской Федерации места, отведенные под штабели, не очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов и не покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 сантиметров; в нарушение ст.3 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.73 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, не обеспечили очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности; в нарушение п.70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не обеспечивается очистка территории от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru в соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», ч.7 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кушва Мартынова Е.Е. с учетом уточненных исковых требований просила суд возложить на ООО «Тура – Лес» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории открытых складов лесоматериалов обеспечить наличие адресной электрической пожарной сигнализации с ручными пожарными извещателями, разместить в помещении дежурного персонала склада план с отображением месторасположения противопожарных разрывов, проездов, подъездов, пожарных гидрантов, водоемов, резервуаров, водоприемных колодцев, площадок, стационарных лафетных стволов, пожарных извещателей и постов с пожарным оборудованием, установить на территории производственного участка систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кушвинского городского округа, городского округа Верхняя Тура, городского округа Красноуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области Волков С.А. уточненные исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Мисерев М.Н., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования признал, пояснив, что обществом принимаются меры к устранению выявленных нарушений пожарной безопасности.
Третье лицо администрация городского округа Верхняя Тура, извещенное о месте времени судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Заслушав доводы прокурора, истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив указанные доводы в совокупности с иными представленными суду доказательствами в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
На основании ст.3 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Согласно п.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП с ДД.ММ.ГГГГ на территории Свердловской области был установлен особый противопожарный режим.
Обязанность по соблюдению пожарной безопасности, а также выполнение предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны установлена Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ № 69).
В силу ст.1 ФЗ № 69 требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Особый противопожарный режим - дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 ФЗ № 69 определено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу ст.38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 52 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара: применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций; устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры; устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; применение первичных средств пожаротушения; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения; организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года № 1479 (далее - Правила).
Правилами противопожарного режима установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе предпринимателями без образования юридического лица, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры (п.70 Правил).
На основании п.73 Правил руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
На складах по хранению лесоматериалов места, отведенные под штабели, должны быть очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов или покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 сантиметров (пп.«а» п.304 Правил).
Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению № 7 к Правилам.
Кроме того, требования к пожарной безопасности установлены Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СП 4.13130.2013, СП 114.13330.2016.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая, что в конкретном случае бездействием ответчика нарушаются интересы государства, а также права неопределенного круга лиц на безопасные условия пребывания на территории городского округа, принимая во внимание особую социальную значимость требований и принципы разумности, полагаю, что наиболее целесообразным сроком устранения нарушений закона является срок в течение месяца после вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Меридиан» о возложении обязанности устранить нарушения требований федерального законодательства удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Меридиан» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории открытых складов лесоматериалов обеспечить наличие адресной электрической пожарной сигнализации с ручными пожарными извещателями, разместить в помещении дежурного персонала склада план с отображением месторасположения противопожарных разрывов, проездов, подъездов, пожарных гидрантов, водоемов, резервуаров, водоприемных колодцев, площадок, стационарных лафетных стволов, пожарных извещателей и постов с пожарным оборудованием, установить на территории производственного участка систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей жалобы через Кушвинский городской суд.
Судья Фоменко Р.А.