№ 2-79/2024 (2-1176/2023;)
72RS0028-01-2023-001512-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 02 февраля 2024 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи: Солодовника О.С.,
при секретаре: Романовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-79/2024 (2-1176/2023;) по иску Репко Елизаветы Сергеевны к Администрации города Ялуторовска, Ялуторовской городской Думе о признании незаконным отказа по принятию гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, среди семей, имеющих ребенка-инвалида,
УСТАНОВИЛ:
Репко Е.С. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялуторовска о признании незаконным закона Ялуторовской Думы от 26 декабря 2019 года № 36 «Об установлении стоимости имущества для признания нуждающимися в социальном жилье», признании незаконным решения Администрации города Ялуторовска от 09 августа 2023 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье по договору социального найма, возложении на ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка-инвалида поставив на учет в качестве нуждающихся ноябрем 2023 года (л.д.8-10).
Определением суда от 21 декабря 2023 года к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Ялуторовская городская Дума (л.д.5-7).
Впоследствии Репко Е.С. требования уточнила, просила признать незаконным Решение Ялуторовской городской Думы от 26.12.2019 № 36-VII ГД «Об установлении размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», признать незаконным решение Администрации г. Ялуторовска от 09 августа 2023 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье по договору социального найма, возложить на Ялуторовскую городскую Думу обязанность принять закон «О стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений», возложить на Администрацию г. Ялуторовска и Ялуторовскую городскую Думу обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка-инвалида поставив на учет в качестве нуждающихся ноябрем 2023 года (л.д.35-37).
Требования мотивированы тем, что истец является законным представителем ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенка с тяжелым хроническим заболеванием (<данные изъяты>), имеет статус <данные изъяты>, и имеет общую площадь жилья менее учетной нормы на каждого человека, а следовательно имеет все основания, в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма. В июле 2023 года Репко Е.С. обратилась в Администрацию г. Ялуторовска для признания её нуждающимися в жилье по социальному найму, однако 09 августа 2023 года ей пришел отказ, на основании решения Ялуторовской городской Думы от 26.12.2019 № 36-VII ГД «Об установлении размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», в котором говорится о том, что нуждаться могут только те семьи, где имеется в собственности жилье стоимостью менее 100 000 руб., тогда как у истца в собственности находится № доля № кв.м.) в жилом помещении кадастровой стоимостью 862 600 руб. Репко Е.С. обратилась в Ялуторовскую прокуратуру с заявлением, по результатам рассмотрения которого Ялуторовская межрайонная прокуратурой установила, что данный закон давно не регулировался по отношению к сегодняшней стоимости жилья, и прокуратура направила информацию в Ялуторовскую администрацию для усовершенствования действующего закона. Также Ялуторовская межрайонная прокуратура указала в письме, что на территории Тюменской области и районов уже действует новый порядок исчисления стоимости имущества. Сейчас она с ребенком-инвалидом, ДД.ММ.ГГГГ рождения и старшей дочерью, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в квартире на основании договора купли-продажи от 16 октября 2014 года, где имеет в собственности № долю площадью № кв.м., в квартире общей площадью 40 кв.м. Вторая половина квартиры принадлежит бывшему мужу ФИО2. На данный момент он не проживает в этой квартире, но имеет право распоряжаться своей долей, сдать или выставить на продажу в любое время. Хотя ФИО2 и является биологическим отцом, но они проживают отдельными семьями и не ведут совместного хозяйства. Указанное решение ответчика нарушает права и законные интересы ребенка-инвалида ФИО1. Единственной возможностью восстановления нарушенных прав и свобод ребенка-инвалида ФИО1. является обращение в суд с настоящим исковым заявлением.
Определением суда от 16 января 2024 года исковое заявление Репко Е.С. к Администрации города Ялуторовска, Ялуторовской городской Думе о признании незаконным Решения Ялуторовской городской Думы от 26.12.2019 № 36-VII ГД «Об установлении размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и возложении на Ялуторовскую городскую Думу обязанностей принять закон «О стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» возвращено истцу в связи с тем, что данные требования подлежат рассмотрению Тюменским областным судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Репко Е.С. настаивала на удовлетворении иска по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации г. Ялуторовска Глазунов В.В. против удовлетворения требований истца возражал.
Представитель ответчика Ялуторовская городска Дума о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Информация о деле была заблаговременно размещена на официальном сайте Ялуторовского районного суда Тюменской области yalutorovsky.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ года. Отцом является ФИО2 матерью – Репко Е.С. (л.д.16).
На основании решения Мирового судьи судебного участка № 3 Ялуторовского судебного района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ брак между Репко Е.С. и ФИО2. прекращен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
Согласно заключению врачебной комиссии ФИО1 установлен диагноз № Данный диагноз не подходит в перечень предоставления социальных услуг. Данный диагноз подлежит перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д.18).
ФИО1 является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.17).
Репко Е.С. является собственником № доли в праве общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью № кв.м, расположенную по адресу: <адрес> Другая № доля данной квартиры принадлежит ФИО2 Иных жилых помещений в собственности Репко Е.С. не имеется (л.д.19, 70).
Репко Е.С. не предоставлялись бюджетные денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения (л.д.76-77).
По адресу <адрес> зарегистрированы Репко Е.С., ФИО3. (дочь), ФИО2., ФИО1 (дочь) (л.д.22).
Из справки Межрайонного управления социальной защиты населения (г. Ялуторовск, Ялуторовский и Исетские районы) усматривается, что Репко Е.С. предоставлена информация (документы) о своих доходах (доходах своей семьи) за три последних месяца перед обращением. Среднедушевой доход семьи составляет 12 834 руб. 24 коп. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на дату обращения по Тюменской области составляет 15 669 руб., в связи с чем семья Репко Е.С. относится к категории малоимущих граждан (л.д.21).
Постановлением Администрации города Ялуторовска № 706 от 09 августа 2023 года Репко Е.С. состав семьи 3 человека отказано в признании малоимущими и принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Данное постановление мотивировано тем, что согласно выписке из ЕГРН Репко Е.С. принадлежит № доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 40,2 кв.м, кадастровой стоимостью 862 000 руб. 75 коп., расположенную по адресу: <адрес> Стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя, выше стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления, в целях признания гражданина малоимущим (л.д.20, 51-52).
При обращении 12 июля 2023 года Репко Е.С. просила принять ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с одновременным признанием малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда (пункт 2 заявления). Основанием для обращения с заявлением явилось то, что Репко Е.С. является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы на одного члена семьи 40,2 кв.м. 4 (пункт 8 заявления) (л.д.53-57).
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний указанными в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства следует, что порядок обеспечения жильем подразумевает общее правило предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда, исходя из критериев их нуждаемости и имущественного положения, определяемых в соответствии со статьями 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно. Иначе говоря, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, если они признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях в установленном законом порядке.
Жилые же помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
07 октября 1999 года Тюменской областной Думой принят Закон Тюменской области № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» (далее - Закон Тюменской области № 137).
Статьей 7 Закона Тюменской области № 137 установлено право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, из числа следующих категорий: инвалиды первой и второй групп, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года.
Таким образом, Законом Тюменской области установлена возможность обеспечения инвалидов жилыми помещениями жилищного фонда Тюменской области независимо от их имущественного положения.
Согласно части 1 статьи 22 Закона Тюменской области № 137 жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Во внеочередном порядке жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области не предоставляются.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, применительно к изложенным выше положениям закона, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением Репко Е.С. ссылается на нарушение решением Администрации г. Ялуторовска от 09 августа 2023 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье по договору социального найма прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО1, страдающего тяжелым хроническим заболеванием (эпилепсия с частыми приступами), при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации города Ялуторовска № 706 от 09 августа 2023 года Репко Е.С. состав семьи 3 человека отказано в признании малоимущими и принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, поскольку стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи заявителя, выше стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления, в целях признания гражданина малоимущим (л.д.20, 51-52).
Между тем, с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области в связи с наличием у ФИО1 заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, Репко Е.С. не обращалась.
Основание заявления по результатам рассмотрения которого Администрацией города Ялуторовска принято постановление № 706 от 09 августа 2023 года и основание искового заявления по которому данное постановление оспаривается - различны.
Решение Ялуторовской городской Думы от 26.12.2019 № 36-VII ГД «Об установлении размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», устанавливающее размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не более 100 000 руб. в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, до настоящего времени в указанной части не отменено.
То обстоятельство, что Решением Ялуторовской городской Думы от 25.01.2024 № 523-VII ГД в указанное выше решение № 36-VII ГД внесено изменение в части размера стоимости имущества, не является основанием к удовлетворению требований Репко Е.С., поскольку пункт 1.2. решения № 36-VII ГД в новой редакции на момент возникновения спорных правоотношений не действовал.
При рассмотрении дела Репко Е.С. было представлено постановление Администрации города Ялуторовска от 26 января 2024 года № 53 об отказе в признании нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Репко Е.С., в составе семьи 3 человек.
Истцом также представлены ответ на обращение Репко Е.С. из которого усматривается, что Законом Тюменской области № 137 не предусмотрено предоставление жилых помещений гражданам, относящимся к категории «ребенок-инвалид», а только лишь гражданам, являющимся инвалидами 1 и 2 групп. В связи с тем, что ребенок Репко Е.С. не имеет статуса инвалида 1 или 2 группы, Администрацией города Ялуторовска Репко Е.С. не была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда Тюменской области.
Между тем, указанные обстоятельства, не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению, поскольку постановление Администрации города Ялуторовска от 26 января 2024 года № 53 до настоящего времени не отменено, мотивы его вынесения и, соответственно, отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предметом спора по настоящему делу не являются.
При таких обстоятельствах, ссылки Репко Е.С. на наличие в законе указания на представление жилых помещений инвалидам, вне зависимости от того, ребенок или нет, юридического значения не имеет.
Изложенное не препятствует истцу обратиться с заявлением в Администрацию г. Ялуторовска с заявлением о признании малоимущим с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на условиях договора социального найма из муниципального жилого фонда, приобщив документы, подтверждающие материальное положение, с учетом новой редакции решения Ялуторовской городской Думы от 26.12.2019 № 36-VII ГД.
С учетом изложенного, поскольку Репко Е.С. в установленном законом порядке на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как из муниципального жилищного фонда, так и из жилищного фонда Тюменской области не состоит, оснований для удовлетворения исковых требований в части оспаривания решения Администрации города Ялуторовска от 09 августа 2023 года не имеется, как отсутствуют и основания для возложения на Администрацию города Ялуторовска и Ялуторовскую городскую Думу обязанностей устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка-инвалида.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Репко Елизавете Сергеевне к Администрации города Ялуторовска, Ялуторовской городской Думе о признании незаконным решения Администрации города Ялуторовска от 09 августа 2023 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье по договору социального найма, возложении на Администрацию города Ялуторовска и Ялуторовскую городскую Думу обязанностей устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ребенка-инвалида поставив на учет в качестве нуждающихся ноябрем 2023 года – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>