Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-476/2023 ~ М-462/2023 от 28.08.2023

Дело № 2-476/2023

УИД 79RS0006-01-2023-000687-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Смидович                              10 ноября 2023 года

Смидовичский районный суд Еврейской автономной области

в составе судьи                 Пешковой Е.В.

при секретаре                Красновой М.Н.

с участием представителя истца    Сергиенко Е.С.

    

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой Лидии Ивановны к администрации Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Фомина Л.И. обратилась в суд с иском к администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО о признании права собственности на нежилое помещение. Требования мотивированы тем, что у истца в собственности находится земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>.

В 2022 г. разработана проектная документация, главой администрации Смидовичского муниципального района ЕАО утвержден градостроительный план. На принадлежащем истцу участке при допустимом использовании и в пределах земельного участка построено нежилое помещение, подготовлен технический план здания. Спорное строение позволяет осуществлять его эксплуатацию, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Единственным признаком спорной самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию.

Истцом принимались меры к получению акта ввода объекта эксплуатации, однако при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию помещения было отказано выдать данное разрешение.

Истец просит признать право собственности на самовольную постройку – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Определением суда от 30.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена администрация Смидовичского муниципального района ЕАО.

Определением суда от 15.09.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО на надлежащего ответчика- администрацию Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО.

В судебное заседание истец Фомина Л.И. не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в суд направила своего представителя Сергиенко Е.С.

Представитель истца Сергиенко Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала. Суду пояснила, что Фоминой Л.И. принадлежал на праве собственности земельный участок с кадастровым номером . На данном земельном участке в 2020 году Фомина Л.И. построила нежилое помещение – магазин. После начала строительства выяснилось, что постройка выходит за границы принадлежащего истцу земельного участка и частично расположена на ином земельном участке. После чего Фомина Л.И. приобрела в собственность земельный участок кадастровый номер . Далее в 2022 году из вышеуказанных земельных участков был сформирован земельный участок кадастровый номер . Строительство нежилого помещения было произведено истцом в 2020 году, то есть до внесения земельного участка кадастровый номер в зону затопления.

Представитель ответчика администрации Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Представитель ответчика администрации Смидовичского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Об уважительности причин неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Выслушав пояснения представителя истца, показания специалиста ФИО6, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.

Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

На основании ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Из материалов дела следует, что Фомина Л.И. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 315 кв.м. по адресу: <адрес>, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – магазины. Право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 29.06.2016.

29.03.2022 земельный участок снят с кадастрового учета в связи с образованием земельного участка .

Постановлением администрации Приамурского городского поселения от 21.10.2020 по заявлению Фоминой Л.И. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов», расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, находящегося в территориальной зоне Ж-2 «Зона малоэтажной смешанной жилой застройки» предполагаемой площадью 256 кв.м., с видом разрешенного использования –магазины.

По договору купли-продажи от 01.10.2021 Фомина Л.И. приобрела в собственность земельный участок кадастровый номер площадью 256 кв.м. с видом разрешенного использования магазины, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>.

29.03.2022 вышеуказанный земельный участок снят с кадастрового учета в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером .

Постановлением администрации Приамурского городского поселения от 07.01.2022 земельные участки с кадастровыми номерами и объединены в общую собственность с присвоением вновь образованному земельному участку адреса: <адрес>.

Решением Амурского бассейнового водного управления от 12.04.2022 земельный участок с кадастровым номером внесен в границы зоны затопления, подтопления на территории <адрес>.

В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, пункта 17 статьи 105 Земельного кодекса РФ зоны подтопления, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.

Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса РФ), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса РФ).

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» (далее - Положение), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Положения). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 2 статьи 107 Земельного кодекса РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемых к строительству, реконструкции объектов капитального строительства и до дня ввода указанных объектов в эксплуатацию независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах зоны с особыми условиями использования территории, допускается использование земельных участков, расположенных в границах данной зоны, для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешения на строительство, выданного до дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории, или в случае начала строительства, реконструкции до дня установления или изменения данной зоны, если для строительства, реконструкции указанного объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство.

Следовательно, в силу вышеприведенных положений закона в зоне затопления установлен запрет на строительство объектов капитального строительства на будущий период.

    22.05.2023 истец Фомина Л.И. обратилась в управление градостроительства и дорожной деятельности администрации Смидовичского муниципального района ЕАО с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства-магазина по адресу: <адрес>.

    24.05.2023 начальником управления градостроительства и дорожной деятельности администрации Смидовичского муниципального района ЕАО отказано в выдаче Фоминой Л.И. разрешения на строительство на основании ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

В судебном заседании опрошенная в качестве специалиста ФИО6, начальник управления градостроительства и дорожной деятельности администрации Смидовичского муниципального района ЕАО пояснила, что 17.10.2022 Фоминой Л.И. был выдан градостроительный план земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка позволяет размещать на участке магазины. Вместе с тем, земельный участок, принадлежащий Фоминой Л.И., расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории. В соответствии со ст. 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства в границах зоны затопления, подтопления допускается только с обеспечением таких объектов сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод. Решение о включении территории в зону с особыми условиями использования принято 12.04.2022 Амурским бассейновым водным управлением. Сведения о границах зоны затопления, подтопления внесены в ЕГРН в соответствии с требованиями закона. В выданном Фоминой Л.И. градостроительном плане земельного участка отражены сведения о включении земельного участка в зону затопления, подтопления.

Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что истица Фомина Л.И. на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке в 2020 году, то есть до включения земельного участка в зону затопления, подтопления, без получения соответствующего разрешения начала строительство нежилого помещения – магазина.

В соответствии с заключением специалиста, подготовленного ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 25.10.2023, на момент проведения исследования стадия завершения строительства объекта капитального строительства составляет 100% и используется по прямому назначению (магазин).

При обследовании здания, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что данный объект соответствует требованиям, предусмотренным СП 118.13330.2022 Общественные здания и сооружения СНиП 31-06—2009, Своду правил от 19.05.2022 № 118.13330.2022 и приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 198/пр от 10.04.2020.

При строительстве здания, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом вида разрешенного использования земельного участка -магазин, соблюдены все требования градостроительных и строительных норм и правил, в том числе технический регламент. Здание оборудовано централизованным энергоснабжением, отоплением, водоснабжением, что соответствует проектной документации.

Техническое состояние исследуемого объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером является нормативным, отвечающим требованиям прочности, устойчивости, надежности. При проведении строительства соблюдены требования строительно-технических норм и правил, действующих на территории РФ, надежность и долговечность строительного объекта соответствует требованиям. Строительный материал, использованный при возведении объекта, соответствует нормам качества. Следов деформативных изменений, иных изменений строительных конструкций не обнаружено, конструктивные элементы не требуют усиления, замены и (или) ремонта. При возведении объекта капитального строительства учтены требования строительных и технических регламентов, реализованы типовые решения, используемые в практике монтажа конструктивных элементов капитальных строений.

Здание обеспечено системой противопожарной защиты СП 1.13130.2020 с соблюдением мероприятий, обеспечивающих пожаробезопасность, нарушений требований противопожарных норм и правил, предъявляемых к объекту исследования федеральным законодательством и отраслевыми стандартами не выявлено. Нарушения санитарно-бытовых и экологических норм отсутствуют.

Построенный объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан в связи с его эксплуатацией и сохранением в созданном виде. Магазин в существующем виде соответствует требованиям строительно-технических, противопожарных, экологических и санитарно-бытовых норм и правил, действующих на территории РФ, отвечает установленным Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» минимально необходимым требованиям к зданиям и сооружениям, в том числе требованиям механической безопасности, пожарной безопасности, безопасных для здоровья человека условий пребывания в здании и на прилегающей территории, безопасности для пользования зданием на момент осмотра и в процессе его последующей эксплуатации, а также не нарушает права третьих лиц и граждан при его эксплуатации по назначению «магазин».

В соответствии с распоряжением губернатора ЕАО от 30.08.2019 № 440-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году», распоряжением от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления», распоряжением от 23.08.2021 № 225-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2021 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» земельные участки с кадастровыми номерами и в зону чрезвычайной ситуации не включались.

Согласно выводам проектной документации, разработанной ООО «Бирземпроект», земельный участок под зданием (магазин) расположен в зоне с особыми условиями использования территории 79:06-6.838 «Зона затопления территории <адрес>». Затопление земельного участка с кадастровым номером возможно при максимальном уровне воды 1-процентной обеспеченности в р. Амур, что означает, что из 100 возможных случаев наиболее высокий горизонт паводка будет иметь 1% обеспеченности, т.е. будет повторяться 1 раз в 100 лет.

Согласно топографической съемке земельного участка под проектируемый объект уровень высот участка в Балтийской системе высот составляет от 85 м. до 86,97 м. (среднее 85,99 м.) Средний уровень р. Амур в Балтийской системе измерений составляет 38,63 м.

Превышение выделенного земельного участка над средним уровнем р. Амур составляет 47,36 м. В соответствии с Руководством по комплексной оцене и функциональному зонированию территории в районной планировке (ЦНИИП Градостроительства), территории, затапливаемые 1 раз в 100 лет, т.е. при обеспеченности 1% относятся к благополучным территориям, в отношении которых не требуется проведение мероприятий по защите от затопления.

Суд считает возможным положить в основу решения заключение специалиста ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 25.10.2023, которое оценивает как допустимое и достоверное доказательство. К заключению приложены необходимые документы, подтверждающие квалификацию специалиста. Указанное заключение ответчиком и третьим лицом не оспорено, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявлено.

Таким образом, судом установлено, что на момент начала строительства Фоминой Л.И. нежилого помещения зоны подтопления и затопления, пересекающие границы земельного участка истца, не были установлены и поставлены на кадастровый учет, ограничений по использованию земельного участка и запрета на строительство на указанном участке не имелось.

Объект недвижимости возведен Фоминой Л.И. на принадлежащем ей земельном участке с разрешенным видом использования: магазины. На момент обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При этом заключением специалистов ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 25.10.2023, подтверждено отсутствие необходимости проведения мероприятий по защите земельного участка истца от затопления.

При таких обстоятельствах, учитывая, что требования, предусмотренные ч. 3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ соблюдены, суд считает возможным удовлетворить исковые требования и признать за Фоминой Л.И. право собственности на самовольную постройку.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фоминой Лидии Ивановны (паспорт <данные изъяты>) к администрации Приамурского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (ИНН 7903526125) о признании права собственности на самовольную постройку удовлетворить.

Признать право собственности Фоминой Лидии Ивановны на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                          Е.В. Пешкова

Мотивированное решение изготовлено 16.11.2023 г.

2-476/2023 ~ М-462/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фомина Лидия Ивановна
Ответчики
Администрация Приамурского городского поселения
Другие
Администрация Смидовичского муниципального района ЕАО
Сергиенко Евгения Сергеевна
Суд
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Пешкова Елена Викторовна
Дело на сайте суда
smidovichsky--brb.sudrf.ru
28.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2023Передача материалов судье
30.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2023Подготовка дела (собеседование)
15.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2023Судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2024Дело оформлено
12.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее