Дело № 2-975/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 декабря 2023 года
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи – Шевченко О.В., при секретаре судебного заседания - ФИО3, с участием истца пом.прокурора – ФИО4, представителя ответчика – адвоката ФИО6 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования - <адрес> Республики Крым, к ФИО1, третьи лица, не заявляющие самостоятельных исковых требований: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Отделение судебных приставов по <адрес> и <адрес> Главное управление федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и <адрес>, Главное управление федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и <адрес>, администрация Красноармейское сельского поселения <адрес> Республики Крым, об отчуждении земельного участка с публичных торгов,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель Красноперекопского межрайонного прокурора РК обратилось в Красноперекопский районный суд Республики Крым в интересах администрации <адрес> РК с иском к ФИО1 о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате рассмотрения сведений из Единого государственного реестра недвижимости, прокуратурой установлено, что ответчик ФИО1 является собственником земельного участка площадью 54900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Красноармейское сельский совет, кадастровый №
Сведения о праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 90:06:060501:948 внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации вещного права: 90:06:060501:948-90/090/2018-1.
В соответствии с п.3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границы Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ установлен Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Указанный перечень дополнен Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности, пунктом 44.4 Муниципальное образование <адрес> Республики Крым. По данным ЕГРН ответчик, является гражданином Узбекистана.
Учитывая вышеизложенное, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №», вступил в силу 20.03.2020г., однако этого ответчиком добровольно сделано не было.
В связи с изложенным, истец просит суд осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером 90:06:060501:948 54900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Красноармейский сельский совет, вид разрешенного использования — сельскохозяйственное использование, принадлежащего на праве собственности гражданину Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, паспорт гражданина Узбекистана серии АА № выдан 28.01.2014г. УВД <адрес>, Узбекистан, вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Иск подан в защиту прав и интересов муниципального образования на территории которого находится спорный земельный участок – администрация <адрес> РК.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве третьего лица привлечена администрация Красноармейского сельского поселения <адрес> РК.
В судебное заседание представитель истца просил иск удовлетворить.
Лицо в чьих интересах подан иск – администрация <адрес> РК в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, местонахождение неизвестно.
Представитель ответчика – ФИО6, действующий в порядке ст. 50 ГПК РФ, возражал против удовлетворения иска в полном объеме.
Представитель третьего лица - отделения судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение просит принять на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица – Министерства имущественных и земельных отношений РК в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, предоставили пояснения.
Представитель третьего лица - Администрации Красноармейского сельского поселения Республики Крым в судебное заседание не явился, подали ходатайство о проведении заседания в их отсутствии.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, что не противоречит ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Иск подан в интересах администрации <адрес> РК.
Красноперекопской межрайонной прокуратурой РК проведена проверка в рамках реализации выполнения Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ установлен Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. С учетом изменений согласно Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в частности, Указ дополнен пунктом 44.4 Муниципальное образование <адрес> Республики Крым.
В рамках проверки выявлен по данным ЕГРН ответчик ФИО1, которая является гражданином Узбекистана, при этом является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения расположенного на территории Муниципального образования <адрес> Республики Крым.
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что администрация <адрес> РК зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности которой является деятельность органов местного самоуправления городских округов.
<адрес> совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Устав муниципального образования <адрес> Республики Крым, в соответствии с п. 1 ст. 2 которого в состав <адрес> входят территории населенных пунктов, в том числе, Красноармейское сельское поселение.
К вопросам местно значения ст. 6 Устава отнесено: владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п. 3).
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения ст. 12 ГК РФ предусматривают способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (п.1 ст.2 ГК РФ).
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-235976994, земельный участок, расположенный в <адрес>, Красноармейский сельский совет, имеет кадастровый №, присвоенный ДД.ММ.ГГГГ, площадью 54900 кв.м., кадастровая стоимость 466101 рублей, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, правообладателем значится ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.9-11).
Согласно представленной информации ОВМ МО МВД России «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ № гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ согласно данным информационных систем МВД России, сведения о пересечении государственной границы РФ отсутствуют (л.д. 49)
Из реестрового дела № на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, Красноармейский сельский совет, открытого ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок зарегистрирован за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, паспорт гражданина Узбекистана серии АА № выдан 28.01.2014г. УВД <адрес>, Узбекистан (л.д. 54-68)
Согласно ответа МВД по РК от 05.122.2023 № ФИО1 по сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по РК не значится. Согласно информационным автоматизированным учетам ЕИР РМУ «ГИСМУ» МВД России ФИО1 удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ не документирована (л.д. 75)
Согласно ответа ОВМ МО МВД России «Красноперекопский» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. гражданкой Российской Федерации не является. Зарегистрированной по месту жительства, пребывания на территории РФ и Республики Крым не значится.(л.д. 74)
Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч. 1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации N 26 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № входящие в перечень и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном российским законодательством порядке.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случае, если имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 ст. 238 ГК РФ, такое имущество с учетом его характера и назначения по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитают затраты на отчуждение имущества (п. 2 ст. 238 ГК РФ).
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение.
Норма п. 3 ст. 15 ЗК РФ является отсылочной и подлежит применению с момента установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий.
В свою очередь Перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом Российской Федерации в рамках реализации им определенных ст. 80 Конституции Российской Федерации полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.
В судебном заседании достоверно установлено, что ответчик ФИО1 гражданином Российской Федерации не являлась и не является, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год на территории Республики Крым зарегистрирована не была и постоянно не проживала. Более того, суд отмечает, что осуществляя действия связанные с реализацией прав, ФИО1 на территории РФ не находилась, в ее интересах вопросом регистрации права занималась по доверенности ФИО5. ФИО1 на территории РФ государственную границу РФ не пересекала.
Таким образом, применительно к данному спору, принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению ею в течении года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельный участок зарегистрировано за ответчиком ФИО1 что противоречит п. 3 ст. 15 ЗК РФ.
Совокупность установленных по делу обстоятельств указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым.
При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238 ГК РФ.
Порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован.
В случаях, когда предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (ст.6 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к возникшим правоотношениям сторон.
Поскольку, как было указано выше, порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положений действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
Спорный земельный участок в перечне объектов, указанных в Постановлении Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах управления собственностью Республики Крым», не числится. (л.д.77)
При таких обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка, основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска, приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования о принудительной продаже спорного земельного участка подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом, (п.2 ст. 449.1 ГК РФ)
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежали применению положения п.2 ст.238 ГК РФ, ст.ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
Оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик как гражданин иностранного государства, не может обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, в связи с чем, необходимо возложить обязанность произвести отчуждение спорного земельного участка с публичных торгов.
Начальную продажную стоимость спорного земельного участка следует определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом исполнителем.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 55,56,167, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах муниципального образования - <адрес> Республики Крым – удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок общей площадью 54900 кв.м. с кадастровым номером 90:06:060501:948, категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- сельскохозяйственное использование. Расположенного по адресу <адрес> Красноармейский сельский совет, за границами населенного пункта, принадлежащий на праве собственности гражданину Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженка <адрес>, паспорт гражданина Узбекистана серии АА № выдан 28.01.2014г. УВД <адрес>, Узбекистан, с последующей передаче ФИО1 вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом – исполнителем в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Полный текст изготовлен 21.12.2023г.
судья Шевченко О.В.