Дело № 2-2081/2022
УИД 29RS0018-01-2022-003336-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2022 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Субботиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Котласский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор») об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.
В обоснование иска указано, что Котласской межрайонной прокуратурой с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России «Котласский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлен ряд нарушений по автомобильной дороге общего пользования регионального значения Котлас-Гарь-Савватия, проходящей по территории Котласского района Архангельской области. При обследовании указанной дороги выявлено: а) отсутствие стационарного электрического освещения на обустроенных пешеходных переходах; б) отсутствие обустройства остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; в) отсутствие стационарного электрического освещения на участках, проходящих по территории населенных пунктов, а также до и после населенных пунктов; г) отсутствие тротуаров на участках, проходящих по территории населенных пунктов и имеющих асфальтобетонное покрытие; д) отсутствие тротуаров на участках, проходящих по территории населенных пунктов и имеющих гравийно-песчанное покрытие. В связи с чем, прокурором было внесено представление об устранении нарушений закона. Указанные в представлении нарушения устранены не были. На основании чего просит признать незаконным бездействие ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» по осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального значения Котлас-Гарь-Савватия. Обязать ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в срок до 31 декабря 2022 года устранить указанные в исковом заявлении нарушения.
В судебном заседании старший помощник Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А. требования поддержала, но с учетом возражений ответчика просила установить срок устранения выявленных нарушений до 31 декабря 2023 года.
Представитель ответчика - ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в судебное заседание не явился, представил отзыв.
Третьи лица - представитель ОГИБДД ОМВД России «Котласский», Правительства Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, мнения по иску не представили.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Автомобильная дорога общего пользования «Котлас-Гарь-Савватия» относится к дорогам регионального значения, что следует из Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области и перечня ледовых переправ, не вошедших в протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21 апреля 2020 года № 217-пп. Указанное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.
Автомобильные дороги находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Архангельской области, переданы на праве оперативного управления ответчику.
Ответчик является организацией, осуществляющей в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Архангельской области.
Согласно пункту 2.1 Устава ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» предметом деятельности ответчика является осуществление в пределах определенной Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, и осуществления на них дорожной деятельности.
ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог, а также функции государственного заказчика областных целевых программ в сфере дорожного хозяйства Архангельской области.
Таким образом, полномочия исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, и осуществление на них дорожной деятельности, входят в компетенцию ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», которому автомобильные дороги переданы на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Положениями статьи 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основанных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу указания частей 1 - 2 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения), в силу указания п. 13 которых должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны среди прочего содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 18 января 2022 года сотрудниками ОГИБДД ОМВД России «Котласский» был составлен акт выявленных недостатков в содержании автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Котлас-Гарь-Савватия», с идентификационным номером 11ОПРЗ11К-331, проходящей по территории Котласского района Архангельской области.
В ходе проведенного обследования выявлены следующие недостатки: а) отсутствие стационарного электрического освещения на обустроенных пешеходных переходах; б) отсутствие обустройства остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; в) отсутствие стационарного электрического освещения на участках, проходящих по территории населенных пунктов, а также до и после населенных пунктов; г) отсутствие тротуаров на участках, проходящих по территории населенных пунктов и имеющих асфальтобетонное покрытие; д) отсутствие тротуаров на участках, проходящих по территории населенных пунктов и имеющих гравийно-песчанное покрытие.
31 января 2022 года исполняющим обязанности Котласского межрайонного прокурора в адрес ответчика было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Ответом от 3 марта 2022 года ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» пояснило, что представление рассмотрено.
Однако указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика указанные обстоятельства не опровергнуты.
Исходя из требований статьи 12 Закона Архангельской области от 12 ноября 2002 года № 125-17-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или муниципального значения осуществляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ Архангельской области по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 ода № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст) на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
Требования к освещению автомобильных дорог предусмотрены также СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233) (с Изменениями № 2-5), согласно пункту 2.5 которых, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.
Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары и пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий ГОСТ 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Требования к остановочным пунктам на участках дорого в пределах населенных пунктов, они должны состоять из элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Исходя из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, определенных в статье 3 Закона № 196-ФЗ, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» является учреждением, на которое должна быть возложена обязанность организации приведения автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Котлас-Гарь-Савватия» в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
В связи с чем, исковые требования Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая указанный спор, суд, считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, до 01 сентября 2024 года, с учетом бюджетного законодательства и погодных условий Архангельской области.
В силу ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» по осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Котлас-Гарь-Савватия», проходящей по территории Котласского района Архангельской области.
Обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в срок до 01 сентября 2024 года организовать приведение автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Котлас-Гарь-Савватия» проходящей по территории Котласского района Архангельской области:
- в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем обустройства пешеходных переходов, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», стационарным электрическим освещением в районе отметок: км 0+667 м (вне границ населенного пункта), км 2+110 м (вне границ населенного пункта), км 3+665 м (вне границ населенного пункта), км 4+352 м (вне границ населенного пункта), км 5+467 м (вне границ населенного пункта), км 7+654 м (вне границ населенного пункта);
- в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» путем обустройства остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» стационарным электрическим освещением в районе отметок: км 0+595 м (слева), км 2+020 м (слева), км 2+192 м (справа), км 3+647 м (слева), км 3+724 м (справа), км 4+365 м (слева), км 4+406 м (справа), км 5+444 м (слева), км 5+596 м (справа), км 7+627 м (слева);
- в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» путем обустройства участков, проходящих по территории населенных пунктов, а также до и после населенных пунктов, стационарным электрическим освещением по адресам: 100 м перед населенным пунктом Заовражье; в границах населенного пункта Заовражье, 0 км 615 м по 0 км 930 м; 100 м после населенного пункта Заовражье; 100 м перед населенным пунктом ст. Новая Гарь; в границах населенного пункта ст. Новая Гарь, 11 км 640 м по 12 км 393 м; 100 м после населенного пункта ст. Новая Гарь; 100 м перед населенным пунктом Савватия; в границах населенного пункта Савватия ул. Железнодорожная от дома № 1 до дома № 17.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» государственную пошлину в доход городского округа Архангельской области «Котлас» в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2022 года.