Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2081/2022 от 15.08.2022

Дело № 2-2081/2022

УИД 29RS0018-01-2022-003336-51

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2022 года                                                                                    город Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Мартынюк И.А.

при секретаре                              Субботиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

Котласский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор») об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения.

В обоснование иска указано, что Котласской межрайонной прокуратурой с привлечением сотрудников ОГИБДД ОМВД России «Котласский» проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлен ряд нарушений по автомобильной дороге общего пользования регионального значения Котлас-Гарь-Савватия, проходящей по территории Котласского района Архангельской области. При обследовании указанной дороги выявлено: а) отсутствие стационарного электрического освещения на обустроенных пешеходных переходах; б) отсутствие обустройства остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; в) отсутствие стационарного электрического освещения на участках, проходящих по территории населенных пунктов, а также до и после населенных пунктов; г) отсутствие тротуаров на участках, проходящих по территории населенных пунктов и имеющих асфальтобетонное покрытие; д) отсутствие тротуаров на участках, проходящих по территории населенных пунктов и имеющих гравийно-песчанное покрытие. В связи с чем, прокурором было внесено представление об устранении нарушений закона. Указанные в представлении нарушения устранены не были. На основании чего просит признать незаконным бездействие ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» по осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального значения Котлас-Гарь-Савватия. Обязать ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в срок до 31 декабря 2022 года устранить указанные в исковом заявлении нарушения.

В судебном заседании старший помощник Котласского межрайонного прокурора Мигасюк А.А. требования поддержала, но с учетом возражений ответчика просила установить срок устранения выявленных нарушений до 31 декабря 2023 года.

Представитель ответчика - ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в судебное заседание не явился, представил отзыв.

Третьи лица - представитель ОГИБДД ОМВД России «Котласский», Правительства Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, мнения по иску не представили.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Автомобильная дорога общего пользования «Котлас-Гарь-Савватия» относится к дорогам регионального значения, что следует из Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области и перечня ледовых переправ, не вошедших в протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21 апреля 2020 года № 217-пп. Указанное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.

Автомобильные дороги находятся в собственности субъекта Российской Федерации - Архангельской области, переданы на праве оперативного управления ответчику.

Ответчик является организацией, осуществляющей в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Архангельской области.

Согласно пункту 2.1 Устава ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» предметом деятельности ответчика является осуществление в пределах определенной Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, и осуществления на них дорожной деятельности.

ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог, а также функции государственного заказчика областных целевых программ в сфере дорожного хозяйства Архангельской области.

Таким образом, полномочия исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, и осуществление на них дорожной деятельности, входят в компетенцию ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», которому автомобильные дороги переданы на праве оперативного управления.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Положениями статьи 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основанных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу статьи 3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу указания частей 1 - 2 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения), в силу указания п. 13 которых должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны среди прочего содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что 18 января 2022 года сотрудниками ОГИБДД ОМВД России «Котласский» был составлен акт выявленных недостатков в содержании автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Котлас-Гарь-Савватия», с идентификационным номером 11ОПРЗ11К-331, проходящей по территории Котласского района Архангельской области.

В ходе проведенного обследования выявлены следующие недостатки: а) отсутствие стационарного электрического освещения на обустроенных пешеходных переходах; б) отсутствие обустройства остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; в) отсутствие стационарного электрического освещения на участках, проходящих по территории населенных пунктов, а также до и после населенных пунктов; г) отсутствие тротуаров на участках, проходящих по территории населенных пунктов и имеющих асфальтобетонное покрытие; д) отсутствие тротуаров на участках, проходящих по территории населенных пунктов и имеющих гравийно-песчанное покрытие.

31 января 2022 года исполняющим обязанности Котласского межрайонного прокурора в адрес ответчика было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Ответом от 3 марта 2022 года ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» пояснило, что представление рассмотрено.

Однако указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены.

В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика указанные обстоятельства не опровергнуты.

Исходя из требований статьи 12 Закона Архангельской области от 12 ноября 2002 года № 125-17-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или муниципального значения осуществляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ Архангельской области по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 ода № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст) на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.

Требования к освещению автомобильных дорог предусмотрены также СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 № 233) (с Изменениями № 2-5), согласно пункту 2.5 которых, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары и пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий ГОСТ 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» Требования к остановочным пунктам на участках дорого в пределах населенных пунктов, они должны состоять из элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Исходя из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, определенных в статье 3 Закона № 196-ФЗ, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» является учреждением, на которое должна быть возложена обязанность организации приведения автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Котлас-Гарь-Савватия» в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения.

В связи с чем, исковые требования Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая указанный спор, суд, считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, до 01 сентября 2024 года, с учетом бюджетного законодательства и погодных условий Архангельской области.

В силу ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                  решил:

исковые требования Котласского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» по осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Котлас-Гарь-Савватия», проходящей по территории Котласского района Архангельской области.

Обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в срок до 01 сентября 2024 года организовать приведение автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Котлас-Гарь-Савватия» проходящей по территории Котласского района Архангельской области:

- в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем обустройства пешеходных переходов, обозначенных дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», стационарным электрическим освещением в районе отметок: км 0+667 м (вне границ населенного пункта), км 2+110 м (вне границ населенного пункта), км 3+665 м (вне границ населенного пункта), км 4+352 м (вне границ населенного пункта), км 5+467 м (вне границ населенного пункта), км 7+654 м (вне границ населенного пункта);

- в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» путем обустройства остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, обозначенных дорожными знаками 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» стационарным электрическим освещением в районе отметок: км 0+595 м (слева), км 2+020 м (слева), км 2+192 м (справа), км 3+647 м (слева), км 3+724 м (справа), км 4+365 м (слева), км 4+406 м (справа), км 5+444 м (слева), км 5+596 м (справа), км 7+627 м (слева);

- в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение», статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» путем обустройства участков, проходящих по территории населенных пунктов, а также до и после населенных пунктов, стационарным электрическим освещением по адресам: 100 м перед населенным пунктом Заовражье; в границах населенного пункта Заовражье, 0 км 615 м по 0 км 930 м; 100 м после населенного пункта Заовражье; 100 м перед населенным пунктом ст. Новая Гарь; в границах населенного пункта ст. Новая Гарь, 11 км 640 м по 12 км 393 м; 100 м после населенного пункта ст. Новая Гарь; 100 м перед населенным пунктом Савватия; в границах населенного пункта Савватия ул. Железнодорожная от дома № 1 до дома № 17.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» государственную пошлину в доход городского округа Архангельской области «Котлас» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий                                                                             И.А. Мартынюк

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2022 года.

2-2081/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Котласский межрайонный прокурор
Ответчики
ГКУ АО "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"
Другие
Правительство Архангельской области
ОГИБДД ОМВД России "Котласский"
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Судья
Мартынюк Ирина Александровна
Дело на странице суда
kotlasgrsud--arh.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.08.2022Передача материалов судье
18.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее