Дело № 5-1090/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 04 августа 2020 года
ул. Баумана 91-А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Павловской Е.Л.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
Пайдуганову И.В., <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшейся,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
В адрес ООО «Спар Миддл Волга» выдано Предписание Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, полученное юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГг. по электронной почте e-mail:office@spar-nn.ru.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл выявлено ДД.ММ.ГГГГ с 13 часов 25 минут до 14 часов 30 минут в магазине «Спар» ООО «Спар Миддл Волга» по адресу: <адрес> выявлено, что директором магазина «Спар» ООО «Спар Миддл Волга» Пайдугановой И.В. не выполнены в установленный срок пункт 4 и частично пункт 1 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> Эл, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, выданного в период возникновения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией Covid-2019, представляющей опасность для окружающих, законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
А именно, с ДД.ММ.ГГГГ до стабилизации эпидемиологической ситуации директором магазина «Спар» ООО «Спар Миддл Волга» Пайдугановой И.В., пункт 1 предписания частично не выполнен, а именно: согласно представленному графику санитарной обработки кассовой зоны последняя обработка (дезинфекция поверхностей) была проведена ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут (по ДД.ММ.ГГГГ согласно графику не проводилась), не проводилась дезинфекция потребительских корзин и тележек (представлен график и порядок санитарной обработки покупательских тележек и корзин, в котором указаны только средства, используемое для обработки, способы приготовления и использования: периодичность (дата, время) проведения профилактической дезинфекции не указана, подпись должностного лица, подтверждающей проведение обработки отсутствует).
Пункт 4 предписания о проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ не выполнен, а именно: на момент проверки в кассовой зоне на кассе № 2 покупателями не соблюдалось дистанцирование (при расчете на кассе находилось в очереди три покупателя в непосредственной близости друг к другу (менее 1м).
Поскольку в судебное заседание Пайдуганова И.В. и защитник Чустова Н.А., надлежаще извещенные, не явились, считаю возможным рассмотреть дело без их участия.
Согласно объяснениям Пайдугановой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в магазине обеспечена возможность соблюдения дистанции путем нанесения разметок, а также обеспечено звуковое оповещении о необходимости соблюдать дистанцию. В магазине проводится санитарная обработка поверхностей, телег и корзин через каждый час.
Защитник Чустова Н.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, вину в предъявленном правонарушении Пайдугановой И.В. признала, просила применить статьи 2.9, 3.4 КоАП РФ.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл ПЕЛ объем предъявленного правонарушения признала.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, дополнительные материалы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Таким образом, федеральный законодатель допускает о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункт 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица, не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания, и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений хозяйствующими субъектами.
Согласно предписанию Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Спар Миддл Волга» предложено:
Организовать проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, а именно:
1. Организовать и проводить в учреждении (ях), каждые 2 часа и в конце
рабочего дня комплекс противоэпидемических мероприятий, а именно:
профилактическую дезинфекцию всех поверхностей (включая предметы
обстановки, стеллажи, потребительские корзины, тележки, кассовые прилавки
дверные ручки и т.д.) на весь период ограничительных мероприятий с
использованием дезинфицирующих средств, зарегистрированных в
установленном порядке, в соответствии с инструкцией по их применению.
4.Обеспечить соблюдение дистанцирования для покупателей при расчете в кассовой зоне, на расстоянии не менее 1 м.
Срок: с ДД.ММ.ГГГГ и до стабилизации эпидемиологической ситуации.
В адрес Управления Роспотребнадзора по РМЭ от ООО «Спар Миддл Волга» ДД.ММ.ГГГГ получен ответ (вх. №) об исполнении данного предписания, что свидетельствует о получении названного предписания, который согласно скриншота направлен Управлением по электронной почте ООО «Спар МиддлВолга».
В связи с полученным предписанием Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, издан приказ генерального директора ООО «Спар Миддл Волга» ПАА от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении с предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе директора магазина № <адрес>, с которым ДД.ММ.ГГГГ ознакомлена Пайдуганова И.В.
Как следует из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ магазина ООО «Спар Миддл Волга», расположенного по адресу: <адрес>, проведенного с участием Пайдугановой И.В., что не выполняется пункт 4 и частично пункт 1 данного предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, на кассовой зоне у кассы № 2 находилась очередь из 3-х человек, которыми не соблюдалось дистанцирование, стояли в непосредственной близости менее 1 метра друг к другу. Кассирами замечаний сделано не было. Согласно предоставленному графику санитарных обработок кассовых зон, включая поверхности, последний раз дезинфекция проводилась ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов, таким образом не представляется установить кратность проведения обработки помещений каждые 2 часа, не представлен график обработки тележек, потребительских корзин, представлен только порядок санитарной обработки.
Согласно пункту 6.2 Методических рекомендации МР 3.1.0170-20 "Эпидемиология и профилактика COVID-19" (утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30 марта 2020 г.), профилактическая дезинфекция начинается при возникновении угрозы заболевания с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей на объектах, в учреждениях, на территориях и так далее, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Из официальных сведении, опубликованных на официальном сайте, т.е. в открытом доступе, на территории Республики Марий Эл Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл 30 марта 2020 года зафиксировано 2 случая заболевания коронавирусом, 01 апреля 2020 года зарегистрировано 4 случая коронавирусной инфекции, 02 апреля 2020 года 4 случая, 03 апреля 2020 года 4 случая, 06 апреля 2020 года 13 случаев, 07 апреля 2020 года 13 случаев, 08 апреля 2020 года 27 случаев, 09 апреля 41 случай, 10 апреля 2020 года 22 случая регистрации коронавирусной инфекции, что свидетельствует о возникновении угрозы распространения данной инфекции.
Согласно подпункту 9.1, 9.2 пункта 9 Указа Главы Республики Марий Эл от 17 марта 2020 года № 39 «О введении режима повышенной готовности в Республике Марий Эл» ( в редакции от 30 марта 2020 года), граждане обязаны соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Государственные органы, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию).
То есть, введенное социальное дистанцирование Указом Главы Республики Мари Эл является более жестким требованием, чем указано в предписании – 1 метр.
Таким образом, пункт 1 и 4 выданного предписания Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл является законным.
То есть своими действиями Пайдуганова И.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выполняющее организационно-распорядительные функции.
В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу директором магазина № ООО «Спар Миддл Волга».
Согласно должностной инструкции директор магазина относится к категории руководителей, и в соответствии с пунктом 4 обеспечивает соблюдение требовании санитарных правил.
Таким образом, Пайдуганова И.В. относится к должностному лицу, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Вывод о доказанности вины Пайдугановой И.В. основаны: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями Пайдугановой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ, предписаниями Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением руководителя Роспотребнадзора по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой выездной проверки ООО Спар Миддл Волга», в том с числе, магазина по адресу <адрес>, протоколом осмотра магазина от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалом, достоверность которых подтвердила защитник, и представитель административного органа ПЕЛ, графиком санитарных обработок, а также иные доказательства, содержащиеся в материалах дела не имеют существенных противоречий, согласуются между собой, поэтому признаю их достоверными и правдивыми, беру их в основу выносимого постановления.
Довод Пайдугановой И.В. о том, что в магазине обеспечена возможность соблюдения дистанции путем нанесения разметок, а также обеспечено звуковое оповещении о необходимости соблюдать дистанцию, принять нельзя, так как в пункте 4 предписания императивно указано, обеспечить соблюдение дистанцирования для покупателей при расчете в кассовой зоне, на расстоянии не менее 1 м.
Поскольку в кассовой зоне выявлено не соблюдение дистанцирования, то нанесение специальной разметки и обеспечение звукового оповещения является не достаточным для исполнения выданного предписания, что свидетельствует о том, что Пайдугановой И.В. не были приняты все зависящие от нее меры для исполнения предписания.
При назначении наказания учитывается требования статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначает с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, смягчающие ответственность обстоятельства и других заслуживающих внимание обстоятельств.
В качестве смягчающего обстоятельства является признание вины, наличие малолетнего ребенка.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Учитывая, что нарушение вышеназванных норм устанавливающие обязательные для исполнения гражданами правила поведения при введении режима повышенной готовности, введенные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для окружающих, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем этих требований, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
На основе всесторонней оценки содеянного и личности правонарушителя, исходя из положений статей 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, оценив обстоятельства конкретного дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Пайдугановой И.В. административного правонарушения, ее личности, имущественного и семейного положения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, прихожу к выводу о действительной необходимости применения в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ) административного наказания в виде штрафа, так как именно такая мера государственного принуждения достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Обсужден так же вопрос о назначении наказания в виде предупреждения. Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, не предусматривает наказания в виде предупреждения.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
При этом, согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «Спар Миддл Волга» к этим субъектам не относится.
Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
Вместе с этим, согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
С учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, приведенных выше обстоятельств, с имущественным положением Пайдугановой И.В. и в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица административный штраф в размере 50 000 рублей, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, но до размера не менее половины минимального размера.
На основании изложенного, руководствуясь части 2.2 статьи 4.1, статьями 29.9 - 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать директора магазина «Спар» ООО «Спар Миддл Волга» Пайдуганову И.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцать пять тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Управление Федерального Казначейства по Республике Марий Эл (Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл)
Отделение - НБ Республики Марий Эл
р/с 40101810922020016001, БИК 048860001, ИНН 1215101152,
КПП 121501001; КБК 14111601061010003140,
ОКТМО 88701000, УИН 14104120007200025817
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.Я. Сабирьянов