Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-629/2021 ~ М-325/2021 от 19.04.2021

дело № 2-629/2021

УИД № 24RS0054-01-2021-000644-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2021 года         г. Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Аббазовой А.В.,

при секретаре Устюговой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа», администрации Ужурского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Ужурского района» об устранении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа», администрации Ужурского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Ужурского района» об устранении нарушений санитарного законодательства, мотивируя свои требования тем, что 05.03.2020 начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю - главным государственным санитарным врачом по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО посёлок Солнечный Гнеденко Р.А. вынесены постановления по делу об административном правонарушении № 6001, № 6002, № 6005, в соответствии с которыми МБДОУ «Приреченский детский сад» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3, 6.4, ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ за нарушения СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- эпидемиологических (профилактических) мероприятий» с изменениями и дополнениями; СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В связи с тем, что действие СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»; СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий» с изменениями и дополнениями; п.п. 3.15., 19.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» утратили силу с 01.01.2021, внеплановая выездная проверка проводится на соответствие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые введены в действие с 01.01.2021 и содержат аналогичные требования. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства в МБДОУ «Приреченский детский сад» с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных и инфекционных заболеваний (отравлений) людей, 12.02.2020 главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Негиной О.Л. выдано предписание № 3544 об устранении выявленных нарушений. Ответственность за выполнение данного предписания возложена на МБДОУ «Приреченский детский сад», в лице руководителя. В соответствии с указанным предписанием МБДОУ «Приреченский детский сад» предписывалось устранить в срок 01.03.2021 выявленные нарушения. Как указано в вышеназванном постановлении: установлено, что в МБДОУ «Приреченский детский сад» выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе, аудиовизуальным и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции. Предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственной санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей об устранении выявленных нарушений № 3544 от 12.02.2020 выдано МБДОУ «Приреченский детский сад». В соответствии с постановлением администрации Ужурского района Красноярского края № 619 от 29.09.2020 «О реорганизации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Приреченский детский сад» МБДОУ «Приреченский детский сад» реорганизовано путем присоединения к МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа». Административную ответственность за невыполнение предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственной санитарно-эпидемиологический надзор и надзор в области защиты прав потребителей, об устранении выявленных нарушений № 3544 от 12.02.2020 несет МБОУ «Приреченская СОШ». С 10.03.2021 по 29.03.2021 в отношении ответчика проведена внеплановая проверка, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от 12.02.2020 № 3544. В ходе проведения данной проверки обнаружено частичное выполнение, не выполнены следующие мероприятия: п. 1. Не выполнен частично - при проведении мероприятия по надзору проведен отбор пробы питьевой холодной воды (централизованное водоснабжение) из раковины для мытья рук в помещении пищеблока дошкольной группы МБОУ «Приреченская СОШ», расположенного по адресу: 662267, Красноярский край, Ужурский район, п. Приреченск, ул. Кирова, 5. По результатам проведенных лабораторных исследований (протокол исследований (испытаний), измерений № 171-309 от 11.03.2021, заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных испытаний № 3439 от 18.03.2021) установлено: в образце питьевой холодной воды, отобранной из раковины для мытья рук в помещении пищеблока по санитарно-химическим показателям, содержание жесткости общей составляет 9,1 ± 1,1 Ж0, при нормативе не более 7 Ж, что является нарушением требований п. 1 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, разд. 4. п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п. 2.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В соответствии с п. 2.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; разд. 4. п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Таким образом, образовательное учреждение обязано обеспечить соответствие качества воды гигиеническим нормативам в точках водоразбора внутренней сети. Для приготовления пищи, мытья посуды, обработки оборудования, уборки, соблюдения личной гигиены должна использоваться также вода, соответствующая требованиям питьевой воды. Длительное использование питьевой воды с нарушением гигиенических требований по химическому составу обуславливает развитие различных заболеваний у населения. Неблагоприятное биологическое воздействие избыточного поступления в организм ряда химических веществ проявляется не только в повышении общей или специфической заболеваемости, но и в изменении отдельных показателей здоровья, свидетельствующих о начальных патологических или предпатологических сдвигах в организме. Постоянное потребление внутрь воды с повышенной жесткостью приводит к накоплению солей в организме и, в конечном итоге, к заболеваниям суставов (артриты, полиартриты), к образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях. Повышенное содержание общей жесткости в питьевой воде при ее употреблении оказывает реальную угрозу здоровью воспитанникам и сотрудникам учреждения. П. 2. Не выполнен - программа производственного контроля не приведена в соответствие с действующими санитарными требованиями, что является нарушением требований ст. 32, п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999; п. 1.8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В соответствии с п. 1.8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в учреждении должен осуществляться производственный контроль на соответствие санитарных правил и гигиенических нормативов. П. 3. Выполнен частично - в помещении прачечной имеются дефекты полового покрытия (щели, отслоение краски), что является нарушением требований п. 1. ст. 28, п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999; п. 2.5.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В соответствии с п. 2.5.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполнены из материалов, допускающих влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств. По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № 8613 от 29.03.2021 в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Требования данных санитарных правил направлены на недопущение возникновения очага массового инфекционного заболевания и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения. На момент предъявления настоящего искового заявления указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено. Несоблюдение вышеуказанных требований санитарного законодательства может привести к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди детей учреждения, иных лиц, которые посещают дошкольные группы МБОУ «Приреченская СОШ». Несоблюдение МБОУ «Приреченский СОШ» вышеуказанных требований санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Нарушения, допущенные ответчиками, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний. Полы, имеющие дефекты покрытия, могут стать причиной некачественного проведения влажной уборки, что может привести к возникновению массовых инфекционных и паразитарных (энтеробиоз) заболеваний среди детей, посещающих организацию. Программа производственного контроля, действующая в учреждении в не соответствии с действующими санитарными требованиями, может привести к нарушениям условий труда работающих сотрудников учреждения, возникновению инфекционных и не инфекционных заболеваний, массовых паразитарных заболеваний. Основным видом деятельности является образование среднее общее, дополнительным видом деятельности является образование дошкольное. В школе организованы дошкольные группы общеразвивающей и комбинированной направленности в режиме полного дня. В соответствии с п. 1.3. Устава учредителем школы является муниципальное образование Ужурский район Красноярского края. Функции и полномочия учредителя в отношении школы осуществляет МКУ «Управление образования Ужурского района», в соответствии с пунктом 1.3 Устава учредителем школы является муниципальное образование Ужурский район Красноярского края. Поскольку устранение вышеуказанных нарушений требований санитарного законодательства потребует значительных денежных средств, обязанность по устранению указанных нарушений должна быть возложена на МБОУ «Приреченская СОШ», администрацию Ужурского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Ужурского района» совместно. Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просит обязать МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа» в дошкольных группах по адресу: 662267, Красноярский край, Ужурский район, п. Приреченск, ул. Кирова, зд. 5, администрацию Ужурского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Ужурского района» исполнить требования: п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; раздела 7 п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п. 2.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; раздела 3, табл. 3.3. СанПиН 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», обеспечить в использовании МБОУ «Приреченская СОШ» в дошкольных группах питьевой воды, соответствующей требованиям по санитарно-химическим показателям: общая жесткость; ст. 32, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 1.8 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», обеспечить соответствие Программы производственного контроля действующим требованиям санитарного законодательства; п. 1 ст. 28, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 2.5.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», обеспечить целостность полового покрытия в прачечной. Срок исполнения: 04.04.2022.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление представителя истца Кондратьевой Н.Н., действующей на основании доверенности от 28.08.2020, о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель ответчика МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от директора МБОУ «Приреченская СОШ» Микичур Л.Н. до начала заседания представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Кроме того, директором школы в материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому МБОУ «Приреченская СОШ» действительно употребляет воду, подаваемую из скважины, находящейся по адресу: п. Приреченск, ул. Нагорная, 1. Данная скважина является собственностью администрации Приреченского сельсовета Ужурского района. Ежегодно заключаются контракты на отпуск воды из коммунального водопровода. Общая жесткость воды превышает допустимые значения. Заключен контракт на приобретение фильтровальной установки периодического действия для смягчения воды SSC-1054-VICI, автоматическая установка водоснабжения GrundfosMQ-3-35, соль таблетированная. Программа производственного контроля приведена в соответствие с действующими санитарными требованиями на основе ХААСП. В помещении прачечной столовой имеются дефекты полового покрытия (щели, отслоение краски). Для устранения этого нарушения закуплен линолеум, ДВП, расходный материал, оно будет выполнено в июле месяце 2021 года.

Представитель ответчика администрации Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. От представителя администрации Поймановой Г.В. перед началом заседания поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Кроме того, в материалах дела имеется отзыв представителя Поймановой Г.В. на исковое заявление, согласно которого заявленные исковые требования ответчик не признает, поскольку МБОУ «Приреченская СОШ» является самостоятельным юридическом лицом, имеет бюджетную смету, самостоятельный баланс, отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также выступает истцом и ответчиком в суде. Имущество учреждения находится в муниципальной собственности Ужурского района, отражается на самостоятельном балансе учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления. В отношении этого имущества учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. Согласно Устава школы, учредителем учреждения является муниципальное образование Ужурский район в лице администрации Ужурского района, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Ужурского района, в свою очередь, полномочия учредителя и учреждения определены Уставом учреждения. Устранение нарушений требований санитарного законодательства осуществляется посредством заключения муниципальных контрактов, гражданских договоров на выполнение необходимых работ, при этом постановлением администрации Ужурского района от 30.12.2013 №1247 «Об определении уполномоченного органа и утверждении порядка взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Ужурского района Красноярского края» МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа» определена муниципальным заказчиком и самостоятельно заключает муниципальные контракты, договоры. Из искового заявления Роспотребнадзора по Красноярскому краю следует, что основанием для предъявления иска послужило невыполнение предписания, вынесенного непосредственно МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа», при этом администрации района данное предписание не выдавалось, из чего следует, что у администрации района и МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа» отсутствует общее основание для возникновения обязанностей по вышеуказанным исковым требованиям. Администрация района считает, что привлечение администрации района в качестве ответчика является необоснованным. Учитывая, что функции и полномочия учредителя в сфере образования выполняет МКУ «Управление образования Ужурского района», последними, в свою очередь, ежегодно разрабатывается муниципальная программа, согласно которой осуществляется финансирование сферы образования на территории Ужурского района. При этом денежные средства на реализацию мероприятий, предусмотренных вышеуказанной муниципальной программой, распределяются МКУ «Управление образования» самостоятельно без участия администрации района. Кроме этого, администрацией Ужурского района на 2021 год для МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа» запланированы средства на устранение требований и предписаний надзорных органов в размере 178000 рублей. Администрация района не вмешивается в деятельность МКУ «Управление образования». Администрация Ужурского района является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель ответчика МКУ «Управление образования» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. До начала заседания от представителя ответчика Никитина А.В. в суд поступил отзыв на исковое заявление с указанием о том, что исковые требования в части требований, указанных в пунктах 1 и 3 признают, а требование об обеспечении соответствия программы производственного контроля действующим требованиям санитарного законодательства не признают, так как данный пункт предписания выполнен.

Кроме того, от представителя ответчика МКУ «Управление образования» Никитина А.В. до начала заседания поступили возражения на отзыв администрации Ужурского района Красноярского края на исковое заявление, согласно которым финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется путем предоставления субсидий. Собственником имущества школы является муниципальное образование Ужурский район; объекты собственности, закрепленные за школой, находятся в ее оперативном управлении с момента передачи имущества. Согласно пункта 1.5 Устава МКУ «Управление образования», в пределах своего ведения МКУ «Управление образования» осуществляет управление сферой образования Ужурского района, выполняя полномочия учредителя учреждений образования. Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств районного бюджета. Исходя из того, что финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства должно осуществляться с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели, администрация Ужурского района Красноярского края является надлежащим ответчиком по делу, поскольку имеется обязанность данного ответчика по соблюдению санитарного законодательства путем финансирования МБОУ «Приреченская СОШ». Доводы представителя ответчика администрации Ужурского района о неполучении предписания Роспотребнадзора об устранении нарушений санитарного законодательства, что приводит к отсутствию оснований для возникновения обязанностей по исковым требованиям, считает несостоятельными, поскольку предметом заявленных требований является устранение выявленных нарушений санитарного законодательства, а не обязанность по исполнению внесенного МБОУ «Приреченская СОШ» предписания.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчиков.

Оценив доводы сторон, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статей 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Согласно статьи 4 указанного Федерального закона обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На основании статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу части 7 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункта 2 части 6 статьи 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу пункта 8 части 1 статьи 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Судом установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № 101 от 10.01.2020 в период с 16.01.2020 по 12.02.2020 в рамках федерального государственного контроля (надзора) за исполнением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Приреченский детский сад», в ходе которой выявлены нарушения санитарного законодательства, что подтверждается актом проверки № 3543 от 12.02.2020. С целью устранения выявленных нарушений, 12.02.2020 главным специалистом-экспертом территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово Негиной О.Л. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 3544 со сроком исполнения 01.03.2021. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на МБДОУ «Приреченский детский сад» в лице руководителя.

Кроме того, в связи с выявленными нарушениями 05.03.2020 заведующий МБДОУ «Приреченский детский сад» Смирнова Т.В. привлечена к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ, 05.03.2020 юридическое лицо МБДОУ «Приреченский детский сад» привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ и по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ

В соответствии с постановлением администрации Ужурского района Красноярского края № 619 от 29.09.2020 «О реорганизации Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Приреченский детский сад», МБДОУ «Приреченский детский сад» реорганизовано путем присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приреченская средняя общеобразовательная школа».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п. 75 указанных СанПиН качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 утверждены правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Согласно пункта 1.8 указанных СП на объектах должен осуществляться производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов.

Согласно пункта 2.5.2 указанных СП полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию.

В соответствии с пунктом 2.6.2 СП вода, используемая в хозяйственно-питьевых и бытовых целях, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

С 10.03.2021 по 29.03.2021 на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № 1068 от 03.03.2021 с целью обеспечения контроля выполнения предписания № 3544 от 12.02.2020, срок выполнения которого истекал 01.03.2021, проведена внеплановая выездная проверка в отношении МБОУ «Приреченская СОШ», в ходе которой установлено частичное исполнение ответчиком указанного предписания, при этом, в частности, не были устранены следующие нарушения:

п. 1. при проведении мероприятия по надзору проведен отбор пробы питьевой холодной воды (централизованное водоснабжение) из раковины для мытья рук в помещении пищеблока дошкольной группы МБОУ «Приреченская СОШ», расположенного по адресу: 662267, Красноярский край, Ужурский район, п. Приреченск, ул. Кирова, 5 (протокол о взятии проб (образцов) от 10.03.2021 г. № 468). По результатам проведенных лабораторных исследований (протокол исследований (испытаний), измерений № 171-309 от 11.03.2021г., заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных испытаний № 3439 от 18.03.2021 установлено: в образце питьевой холодной воды, отобранной из раковины для мытья рук в помещении пищеблока по санитарно-химическим показателям: содержание жесткости общей составляет 9,1 ± 1,1 Ж0, при нормативе не более 7 Ж, что является нарушением требований; п. 1 ст. 19 Федерального закона 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; разд. 4. п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; п. 2.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

п. 2. программа производственного контроля не приведена в соответствие с действующими санитарными требованиями, что является нарушением требований ст. 32, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.8. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

п. 3. в помещении прачечной имеются дефекты полового покрытия (щели, отслоение краски), что является нарушением требований п. 1. ст. 28, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; п. 2.5.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки № 8603 от 29.03.2021, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 10.03.2021 № 6355, протоколом о взятии проб (образцов) № 468 от 10.03.2021, протоколом исследований (испытаний), измерений от 11.03.2021 № 171-309, заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы № 3439 от 18.03.2021. Кроме того, указанные обстоятельства подтверждены представителями ответчиков и не оспариваются ими.

С целью устранения допущенных нарушений директором школы 23.06.2021 в адрес директора МКУ «Управление образования» направлено ходатайство о выделении 78100 рублей для смягчения воды и соли таблетированной; между МБОУ «Приреченская СОШ» и ООО «Пульсар» 21.06.2021 заключен контракт № П-47/21 на поставку установки смягчения воды и таблетированной соли; 02.04.2021 между образовательным учреждением и ИП Багаевым А.Н. заключен контракт розничной купли-продажи материальных запасов № 39 на приобретение линолеума, ДВП, стыков и плинтусов на сумму 48900 рублей, а также разработана, но не оформлена в установленном порядке программа производственного контроля с применением принципов ХАССП МБОУ «Приреченская СОШ» (дошкольная группа).

Таким образом, принимая во внимание, что выявленные и в срок не устраненные нарушения создают реальную угрозу возникновения массовых инфекционных и паразитарных заболеваний среди детей и персонала в образовательном учреждении, так как длительное использование питьевой воды с нарушением гигиенических требований по химическому составу обуславливает развитие различных заболеваний у населения; полы, имеющие дефекты покрытия, могут стать причиной некачественного проведения влажной уборки, что может привести к возникновению массовых инфекционных и паразитарных (энтеробиоз) заболеваний среди детей, посещающих организацию; программа производственного контроля, действующая в учреждении не в соответствии с действующими санитарными требованиями, может привести к нарушениям условий труда работающих сотрудников учреждения, возникновению инфекционных и не инфекционных заболеваний, массовых паразитарных заболеваний, исковые требования Управления Роспотребнадзора подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся вопросы создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу части 2 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Собственник, которым является учредитель государственного и муниципального учреждения, организации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ).

Согласно пункта 1.3 Устава МБОУ «Приреченская СОШ», учредителем школы является муниципальное образование Ужурский район Красноярского края. Полномочия учредителя в отношении школы осуществляет Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Ужурского района». Учреждение находится в ведомственном подчинении МКУ «Управление образования Ужурского района».

Финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется путем предоставления субсидий (пункт 4.1 Устава).

Собственником имущества школы является муниципальное образование Ужурский район; объекты собственности, закрепленные за школой, находятся в ее оперативном управлении с момента передачи имущества (пункт 4.6 и пункт 4.8 Устава).

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Ужурского района» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Ужурский район Красноярского края для осуществления управленческих функций в сфере образования на территории Ужурского района (пункт 1.1 Устава МКУ «Управление образования Ужурского района»).

Согласно пункта 1.5 Устава МКУ «Управление образования Ужурского района», в пределах своего ведения Управление осуществляет управление сферой образования Ужурского района, выполняя полномочия учредителя учреждений образования.

Финансирование деятельности Управления осуществляется за счет средств районного бюджета (пункт 1.7 и пункт 5.1 Устава МКУ «Управление образования Ужурского района»).

В соответствии с пунктом 2.3 Устава, МКУ «Управление образования Ужурского района» осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие основные виды деятельности, в том числе: создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в образовательных учреждениях; имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными учреждениями в рамках переданных полномочий; осуществляет функции по материально- техническому и информационному обслуживанию образовательных учреждений в пределах своих полномочий; создает условия для содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилагающих территорий.

Судом установлено, что для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства необходимо наличие финансирования в размере, указанном в заключенных образовательным учреждением контрактах, представленных суду.

МБОУ «Приреченская СОШ» не располагает достаточными средствами для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства, что подтверждается ходатайством директора учреждения в МКУ «Управление образования Ужурского района».

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о выделении МБОУ «Приреченская СОШ», денежных средств, достаточных для устранения выявленных нарушений санитарного законодательства в полном объеме.

При отсутствии достаточных средств у бюджетного учреждения для устранения выявленных нарушений в полном объеме, обеспечение МБОУ «Приреченская СОШ» необходимым финансированием для устранения нарушений санитарного законодательства должно осуществляться с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.

Исходя из финансового положения образовательного учреждения и порядка его финансирования, а также обязательств администрации Ужурского района Красноярского края и МКУ «Управление образования Ужурского района» обеспечить содержание здания и сооружения школы, осуществлять финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, в том числе с учетом содержания недвижимого имущества с использованием целевых бюджетных средств, суд считает необходимым обязанность по финансированию МБОУ «Приреченская СОШ» для устранения нарушений санитарного законодательства возложить на МКУ «Управление образования Ужурского района и администрацию Ужурского района Красноярского края.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрация Ужурского района Красноярского края является надлежащим ответчиком по данному делу.

Доводы представителя ответчика администрации Ужурского района Красноярского края о неполучении предписания Роспотребнадзора об устранении нарушений санитарного законодательства, что приводит к отсутствию общего основания для возникновения обязанностей по исковым требованиям, суд считает несостоятельными, поскольку предметом заявленных требований является устранение выявленных нарушений санитарного законодательства, а не обязанность по исполнению внесенного МБОУ «Приреченская СОШ» предписания.

Учитывая объем работ, который надлежит выполнить, и стадию их выполнения, суд полагает, что срок устранения нарушений до 04.04.2022, установленный истцом в исковом заявлении, является разумным и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Приреченская средняя общеобразовательная школа», администрации Ужурского района Красноярского края, МКУ «Управление образования Ужурского района» об устранении нарушений санитарного законодательства - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Приреченская средняя общеобразовательная школа» в дошкольных группах по адресу: 662267, Красноярский край, Ужурский район, п. Приреченск, ул. Кирова, зд. 5, в срок до 04 апреля 2022 года исполнить требования санитарного законодательства, а именно:

1. пункта 1 статьи 19 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; раздела 7 пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; пункта 2.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; раздела 3, табл. 3.3. СанПиН 1.2.3.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», обеспечить использование МБОУ «Приреченская СОШ» в дошкольных группах питьевой воды, соответствующей требованиям по санитарно-химическим показателям: общая жесткость;

2. статьи 32, пункта 3 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункта 1.8 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», обеспечить соответствие Программы производственного контроля действующим требованиям санитарного законодательства;

3. пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункта 2.5.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», обеспечить целостность полового покрытия в прачечной.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление образования Ужурского района» и администрацию Ужурского района Красноярского края выделить муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Приреченская средняя общеобразовательная школа» денежные средства для устранения указанных нарушений санитарного законодательства в срок до 04 апреля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.

Председательствующий                    А.В. Аббазова

Решение в окончательной форме изготовлено 05 июля 2021 года

2-629/2021 ~ М-325/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора
Ответчики
МКУ "Управление образования Ужурского района"
Администрация Ужурского района
МБОУ "Приреченская СОШ"
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Аббазова Анна Валерьевна
Дело на сайте суда
ujur--krk.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2021Подготовка дела (собеседование)
24.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2021Предварительное судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2021Дело оформлено
22.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее