Решение
Именем Российской Федерации
16.02.2023 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Стоносовой О.В.,
при секретаре Карповой Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников жилья «Зарубинское» о возложении обязанности организовать место для накопления бытовых отходов,
установил:
администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» обратилась в суд с указанным исковым заявлением к товариществу собственников жилья (далее по тексту – ТСЖ) «Зарубинское», мотивируя требования тем, что в полномочия администрации района входит контроль в сфере сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах района и осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечение организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории района. 20.06.2022 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием обеспечить организацию места накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома № 84/90, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Зарубина В.С. До настоящего времени требования истца не удовлетворены. Просит суд обязать ТСЖ «Зарубинское» организовать контейнерную площадку (место) для накопления бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством для жителей многоквартирного дома № 84/90 по ул. им. Зарубина В.С. в г. Саратове в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу.
Представитель истца администрации Кировского района МО «Город Саратов» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ТСЖ «Зарубинское» в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, в которых просил рассмотрение дела отложить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поскольку ответчиком организован вопрос приема твердых коммунальных отходов, а также их транспортировки, обработки, обезвреживания и захоронения, создание мест накопления отходов является обязанностью органов местного самоуправления - истца по делу, а в обязанности ответчика входит организация и содержание мест (площадок) накопления ТКО, принадлежащих ответчику; разместить на земельном участке, принадлежащем собственникам многоквартирного дома № 84/90 по ул. им. Зарубина В.С., место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением санитарных норм и правил невозможно, в связи с чем заявленное требование истца не исполнимо. Кроме того, 21.04.2011 контейнерная площадка по адресу: г. Саратов, ул. им. Зарубина В.С., 84/90, была передана на баланс МУП БКО «СпецАТХ», указанной площадкой также пользуются и иные лица – управляющие компании и физические лица.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
Согласно п. 10 Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, определено, что работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме включают в себя работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила № 170), определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и является обязательным для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрено в целях обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно п. 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более (п. 3.7.2 Правил № 170).
Пунктами 2.2.10, 6.3 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом; данная организация является лицом, обязанным заключить договор на удаление бытовых отходов; в ее функции также входит оборудование площадок с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники.
Решением Саратовской городской Думы от 25.12.2018 № 45-326 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов». Согласно п. 3.8.2 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются уполномоченным структурным подразделением администрации города Саратова, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Уполномоченным органом на согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, является структурное подразделение администрации города Саратова, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Размещение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов необходимо планировать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности о противопожарных расстояниях между зданиями, сооружениями и строениями (п. 3.8.9 Правил).
Порядок создания (определения), согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Саратов» предусмотрен приказом комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18.03.2019 № 67. Для согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов или включения сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели (заявители) подают заявку в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» по утвержденной форме.
Выдача разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в муниципальной собственности, земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, предусмотрена административный регламентом, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18.09.2015 №2585.
В соответствии с приведенными положениями законодательства, в целях реализация обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлению ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, администрация Кировского района муниципального образования «Город Саратов» вправе обратиться в суд с исковым заявлением о возложении обязанности организовать место для накопления бытовых отходов.
Исходя из положений п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ, поскольку спорные правоотношения возникли не в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, рассмотрение гражданского дела отнесено к подсудности суда общей юрисдикции.
Согласно материалам дела, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. им. Зарубина В.С., д. 84/90, осуществляется ТСЖ «Зарубинское».
ТСЖ «Зарубинское» является абонентом, пользующимся контейнерной площадкой, по адресу: г. Саратов, ул. им. Зарубина В.С., д. 84/90. Вместе с тем правовых оснований использования жителями многоквартирного жилого дома указанной контейнерной площадки не установлено.
Доказательств исполнения обязанности по согласованию создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов или включения сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, их содержанию ответчиком не предоставлено.
В рамках исполнения обязанностей, предусмотренных п. 3.7.1 Правил №170, п. 26 (1) Минимального перечня, сведения об организации контейнерной площадки, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым жителями многоквартирного дома используется контейнерная площадка, включенная в реестр, в материалы дела ответчиком не представлены.
Доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск, о том, что ответчиком организован вопрос приема твердых коммунальных отходов, а также их транспортировки, обработки, обезвреживания и захоронения, разместить на земельном участке, принадлежащем собственникам многоквартирного дома № 84/90 по ул. им. Зарубина В.С., место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов с соблюдением санитарных норм и правил невозможно, указанной площадкой также пользуются и иные лица – управляющие компании и физические лица, суд находит несостоятельными, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает ТСЖ от обязанности по ее содержанию.
Сам по себе факт отсутствия возможности организации площадки места сбора ТКО на земельном участке, сформированном под многоквартирным домом, не освобождает управляющую организацию - ТСЖ «Зарубинское» от обращения в орган местного самоуправления для согласования места размещения такой площадки за пределами сформированного земельного участка под многоквартирный дом, и организации самой площадки места накопления ТКО.
Пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
При этом допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
Таким образом, с учетом приведенных положений постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, ответчик не лишен возможности согласовать с уполномоченным органом также и иное размещение контейнерных площадок, отличное от нормативно установленных.
Сам факт заключения ТСЖ «Зарубинское» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не снимает с управляющей организации обязанности по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО для многоквартирного дома.
Согласно заявленным требованиям, истец обратился в суд с требованием о возложении обязанности организовать контейнерную площадку (место) для накопления твердых коммунальных отходов именно для жителей многоквартирного дома № 84/90 по ул. им. Зарубина В.С. в г. Саратове, управляющей организацией которого является ТСЖ «Зарубинское». Таким образом, судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности указанных в письменных возражениях ответчика пользователей контейнерной площадки по указанному адресу: ЖСК «Победа», ООО УК «Приоритет» и ряда физических лиц.
Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о возложении на ТСЖ «Зарубинское» обязанности организовать для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Зарубина В.С., д. 84/90, место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» к товариществу собственников жилья «Зарубинское» о возложении обязанности организовать место для накопления бытовых отходов удовлетворить.
Обязать товарищество собственников жилья «Зарубинское» организовать для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. им. Зарубина В.С., д. 84/90, место (площадку) для накопления твердых коммунальных отходов в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Судья О.В. Стоносова