Дело № 2-1444/2022 Изготовлено 5 октября 2022 года
76RS0023-01-2022-001690-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе
председательствующего Любимовой Л.А.
при секретаре Булатове Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле 27 сентября 2022 года
гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ярославля в интересах Кулай Евгения Михайловича к мэрии г. Ярославля о предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора города Ярославля обратился в суд в интересах Кулай Евгения Михайловича с иском к мэрии г. Ярославля о возложении обязанности по предоставлению истцу на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 31,8 кв.м.
В обоснование исковых требований указал, что истец является нанимателем по договору социального найма от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (с учетом изменений от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) жилого помещения – комнаты в коммунальной квартире общей площадью 31,8 кв.м по адресу: АДРЕС
Заключением городской межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением мэрии города Ярославля от 17.03.2016 г. № 330 указанный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции с установленным сроком отселения физических лиц не позднее 2020 года.
Поскольку проживание в доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан по причине его аварийности и создает угрозу их жизни и здоровью, прокурор просил обязать мэрию города Ярославля предоставить Кулай Е.М. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 31,8 кв.м, находящееся в городе Ярославле.
В судебном заседании помощник прокурора г. Ярославля Андреев М.М. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что наличие угрозы для жизни и здоровья подтверждается самим фактом аварийности дома.
Кулай Е.М. позицию прокурора в судебном заседании поддержал, дополнительно пояснил, что расселение дома неоднократно откладывалось, поскольку собственники нежилых помещений подавали заявления о проведении реконструкции дома. Между тем, реконструкция до настоящего времени не проведена.
Ответчик мэрия г. Ярославля, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, об отложении судебного заседания не просил. Представил отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на включение дома в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы, согласно которой расселение спорного дома должно быть произведено в рамках этапа 2023 г. – не позднее 30.12.2024 г.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, процессуальных ходатайств не заявил.
Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Заслушав участвующих в деле лиц, прокурора, полагавшего подлежащими частичному удовлетворению встречные исковые требования, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Спорные отношения регулируются нормами гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 56 ГПК РФ стороны обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, если федеральным законом не установлено иное.
Материалами дела подтверждается и не оспорено в судебном заседании, что Кулай Е.М. является нанимателем жилого помещения – комнаты в коммунальной квартире, общей площадью 31,8 кв.м, по адресу: АДРЕС, на основании Договора социального найма жилого помещения № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. с изменениями, внесенными Дополнительным соглашением об изменении договора социального найма жилого помещения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.
Заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. выявлены основания для признания спорного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 17.03.2016 № 330 «О признании домов аварийными и подлежащими реконструкции и о их расселении» жилой дом № АДРЕС признан аварийным и подлежащим реконструкции, постановлено обеспечить отселение физических лиц из помещений указанного дома до наступления обстоятельств, создающих реальную угрозу жизни и здоровью граждан, но не позднее 2020 года.
Дом АДРЕС включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019 – 2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 № 224-н.
В соответствии с отзывом мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расселение дома должно быть произведено в рамках этапа 2023 года – не позднее 30.12.2024 г.
Согласно данным сайта reformagkh.ru плановая дата окончания расселения дома 31.08.2025 г., плановая дата сноса – 31.12.2026 г.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.
09.02.2022 г. мэрией города Ярославля принято постановление № 116 «Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка с описанием местоположения: АДРЕС жилых и нежилых помещений», в соответствии с которым земельный участок, на котором расположен спорный дом и находящиеся в собственности граждан жилые и нежилые помещения признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд г. Ярославля, поскольку дом признан аварийным и подлежащим реконструкции, но реконструкция до настоящего времени не произведена.
Таким образом, жилой дом по адресу: АДРЕС признан аварийным и подлежащим реконструкции, однако в связи с непроведением реконструкции дома собственниками органом местного самоуправления принято решение об изъятии находящихся в доме и принадлежащих гражданам на праве собственности помещений, а также занимаемого домом земельного участка для муниципальных нужд и расселении дома.
В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 ЖК РФ).
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Согласно ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст. 87.2 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, подлежащим выселению из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Таким образом, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
В этой связи важным для правильного разрешения возникшего спора является установление наличия опасности для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение.
Заключением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года установлено, что жилой дом не пригоден для проживания, является аварийным и подлежит реконструкции. В частности, из указанного заключения следует, что износ стен дома составляет 70%, наблюдается отрыв наружной продольной стены от поперечных, характер трещинообразования свидетельствует о просадке продольной стены из-за неравномерной осадки грунта основания, ширина раскрытия трещин до 10 мм. На втором этаже на кухне на стыке перекрытия с наружной стеной вывалилась штукатурка и образовалась щель шириной до 5 см. Измеренный уклон наружной стены со стороны двора от вертикали составил 13 мм/м, отрыв данной стены от стен перпендикулярного направления в зоне лестничной клетки создает угрозу потери устойчивости и обрушения.
Из п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в редакции от 25.03.2015 г.) следует, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения вследствие деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительной степени биологического повреждения элементов деревянных конструкций жилого дома.
Из приведенного положения следует, что установление экспертом факта нахождения дома в аварийном состоянии означает исчерпание несущей способности его конструкций и возникновение угрозы обрушения, что в совокупности с фактическими обстоятельствами, в частности – данными о физическом состоянии стен здания, свидетельствует о наличии угрозы обрушения дома и его опасности для жизни и здоровья проживающих в нем граждан и третьих лиц.
Сведений о том, что на момент разрешения спора состояние жилого дома поддерживается ответчиком в состоянии пригодном для проживания, не представлено.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
С учетом приведенных выше правовых норм и правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о предоставлении Кулай Е.М. на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, равнозначного по общей площади ранее занимаемому им жилому помещению – не менее 31,8 кв.м, находящегося в г. Ярославле.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 31,8 ░░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░