Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1699/2022 ~ М-1423/2022 от 27.06.2022

Дело № 2-1699/2022

УИД 18RS0011-01-2022-002532-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 августа 2022 года                            г. Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Кирилловой О.В., при секретаре Беккер И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» (далее по тексту Администрация МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики») обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области (далее по тексту - МТУ Росимущества в УР и Кировской области), которым просит суд признать право собственности МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» на земельную долю ФИО1, площадью 9,9 га в земельном участке с кадастровым номером 18:25:000000:180, площадью 68308361 кв.м. Требование мотивировано тем, что во исполнение Указа Президента РФ № 323 от 27.12.1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», администрацией Ярского района было вынесено постановление № 2 от 12.04.1994 года «Об утверждении уточненных списков собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района и выдаче свидетельств на право собственности», в соответствии с которым в общую долевую собственность был предоставлен земельный участок размером 6 830,84 га из категории «земли сельскохозяйственного назначения» из состава земель, предоставленных ранее бывшему ТОО «Ворцинский» Ярского района. Доля каждого собственника была определена в размере 9,9 га. Администрация МО «Ворцинское» руководствуясь нормами ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 года подготовила список земельных долей, принадлежащих на праве собственности гражданам, которые могут быть признаны невостребованными, и опубликовала его в районной газете Ярского района Удмуртской Республики «Сельская Правда» от 02.11.2012 года № 83-84, разместила на официальном сайте в сети «Интернет» МО «Ярский район»: yar.udmurt.ru в разделе МО «Ворцинское» и на информационных щитах МО «Ворцинское». В список невостребованных земельных долей были включены 480 собственника земельных долей. После публикации приведенного списка была опубликована информация о назначении на 04.02.2013 года общего собрания участников общей долевой собственности бывшего ТОО «Ворцинский» для утверждения списка невостребованных земельных долей. Из 718 участников общей долевой собственности на собрание явилось 30 человек, в связи, с чем собрание, созванное 04.02.2013 года, признано несостоявшимся. В список граждан, чьи земли признаны невостребованными, вошла умершая ФИО1.

Представитель истца Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики», ответчик МТУ Росимущества в УР и Кировской области, будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Ответчик МТУ Росимущества в УР и Кировской области представил в суд письменный отзыв, согласно которому приказом от 19.12.2016 года № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о МТУ Росимущества в УР и Кировской области (далее Положение), согласно которому Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом. В п. 4.1.4 Положения закреплено, что Межрегиональное территориальное управление принимает выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации. Полученные ответы нотариуса о том, что наследники с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, не является безусловным доказательством того, что после смерти умершего собственника отсутствуют наследники, либо наследники не приняли наследство, в том числе фактически. Истцом не учтено, что в порядке ст. 61 Основ законодательства о нотариате нотариус не извещал Межрегиональное территориальное управление об открытии наследства умершего собственника и о том, что оно является выморочным. Администрация МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» не извещала Межрегиональное территориальное управление о том, что на территории МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» имеются участки земли с признаками выморочного имущества, равно как и о том, что спорная земельная доля перешла в собственность Российской Федерации. С учетом того, что Межрегиональное территориальное управление не было проинформировано ни со стороны нотариуса, ни со стороны администрации, Российская Федерация не имела возможности вступить в наследственные права, зарегистрировать право собственности Российской Федерации на выморочную земельную долю, распорядиться данным земельным участком. В исковом заявлении указано, что Администрацией МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» опубликованы списки лиц, имеющих права на земельные доли. Однако ни в одном из имеющихся в материалах дела списках не указана Российская Федерация, равно как и Межрегиональное территориальное управление. Следовательно, Администрация МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» не предоставила Межрегиональному территориальному управлению предусмотренного законом права направить свои возражения в установленный законом срок, предназначенный для установления лиц, необоснованно включенных в список невостребованных земельных долей и нарушила порядок, установленный п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Истец не учитывает, что Российской Федерации стало известно о наличии земельной доли, имеющей признаки выморочного имущества, только со дня поступления в адрес Межрегионального территориального управления искового заявления Администрация МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» о признании права собственности на невостребованные земельные доли. С момента, когда ответчику стало известно о наличии выморочной доли не прошло трех и более лет, соответственно у истца не было оснований прийти к выводу, что Российская Федерация не распорядилась данной земельной долей в установленный законом срок. Кроме того, Межрегиональное территориальное управление считает, что данный вывод сделан истцом при не правильном применении материального права. Исходя из смысла данного Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», следует понимать, что выморочная земельная доля может быть признана невостребованной, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалось земельной долей на протяжении трех и более лет. В исковом заявлении истец не делает вывод, по каким основаниям Межрегиональное территориальное управление должно было узнать о наличии выморочного имущества, расположенного на территории МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» для вступления в наследственные права на земельную долю, оставшуюся после смерти собственника и дальнейшего распоряжения ею. Истец не указывает, по каким признакам, в опубликованных Администрацией МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» списках о невостребованных земельных долях, Межрегиональное территориальное управление должно было определить, что в указанных в списке лиц, именно доля умершего собственника является выморочной и реализовать свое право, предусмотренное п. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В связи с чем, считают, что Межрегиональное территориальное управление является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении иска отказать, а также рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданское дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» является самостоятельно действующим юридическим лицом.

Законом Удмуртской Республики от 11.05.2021 года № 42-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Ярского района УР, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа», решением Совета депутатов МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» установлены полномочия истца на право предъявления исковых требований.

Постановлением главы Ярского района Удмуртской Республики № 2 от 12.04.1994 года утверждены уточненные списки собственников земельного пая сельскохозяйственных, коллективных хозяйств района и выдаче свидетельств на право собственности (л.д. 6).

В районной газете Ярского района Удмуртской Республики «Сельская Правда» от 02.11.2012 года опубликовано объявление МО «Ворцинское» с просьбой об ознакомлении со списком лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по ТОО «Ворцинское», указано о том, что со списком можно ознакомиться и на официальном сайте администрации МО «Ярский район» (л.д. 6,10).

Согласно списку лиц земельные доли, которых могут быть признаны невостребованными по ТОО «Ворцинское», являющемуся приложением к газете «Сельская правда» от ДД.ММ.ГГГГ, в нем числится, в том числе ФИО1 (л.д. 7 оборот).

В районной газете Ярского района Удмуртской Республики «Сельская Правда» от 15.11.2013 года опубликовано объявление МО «Ворцинское» о проведении общего собрания.

Согласно протоколу собрания участников долевой собственности бывшего СПК «Ворцинский» Ярского района Удмуртской Республики от 24.12.2013 года собрание по повестке об утверждении списка невостребованных земельных долей признано несостоявшимся (л.д. 11).

Решением Совета депутатов МО «Ворцинское» № 38 от 09.06.2017 года утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах землепользования бывшего СПК «Ворцинское», ФИО1 значится под и принадлежащая ему земельная доля в размере 9,9 га (л.д. 26).

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: Удмуртская Республика, Ярский район, СПК «Ворцинский» расположен земельный участок, площадью 68308361 кв.м. с кадастровым номером 18:25:000000:180 (единое землепользование), правообладателем земельного участка ФИО1 не значится (л.д. 15-21).

Согласно свидетельству на право собственности на землю РФ-ХХХ УДР:25:2 , выданному ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлена в собственность земельная доля в ТОО «Ворцинский» Ярского района в размере 9,9 га (л.д. 13-14).

Вместе с тем, из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО1 на недвижимое имущество на территории Российской Федерации (л.д. 22).

По информации Отдела ЗАГС Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в д. Ворца Ярского района Удмуртской Республики (запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ), записи актов о (об) рождении детей у ФИО1 не найдены. Имеется актовая запись о заключении брака, однако супруг ФИО3 умер, о чем составлена запись акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-43).

Согласно справке Дизьминского территориального управления Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 постоянно по день смерти проживала один по адресу: <адрес> (л.д. 23).

Согласно сведениям реестра наследственных дел на сайте Федеральной нотариальной палаты отсутствуют записи, содержащие сведения о наличии наследственного дела к имуществу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно разъяснениям, содержащихся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.

Разрешая настоящее гражданское дело, суд руководствуется положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, согласно которым правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 8 Конституции Российской Федерации закреплен принцип признания и равной защиты частной, государственной и муниципальной собственности.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В силу ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Согласно п. 1 ст. 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту Закон №101-ФЗ) названный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 15 Закона №101-ФЗ земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу названного закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Положениями вышеуказанного Федерального закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

Так, в силу п. 1 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

Положениями п. 2 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения, о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется на утверждение общего собрания участников долевой собственности (п. 5 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ).

Впоследствии орган местного самоуправления опубликовывает в средствах массовой информации, а также размещает на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» и информационных щитах расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка не менее чем за 40 дней до дня проведения собрания сообщение о его проведении с указанием повестки дня (п. 2 и п. 3 ст. 14.1 Закона №101-ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

По правилам п. 7 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Закона №101-ФЗ орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными.

Таким образом, законодатель установил, что невостребованными могут быть признаны только те земельные доли, сведения, о собственниках которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то есть такое право не зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке, либо после смерти собственника земельная доля не унаследована.

Собственник земельной доли ФИО1 умерла, с момента приобретения права на земельную долю право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним при жизни не зарегистрировала, не передала эту земельную долю в аренду, не выразила намерений распорядиться земельной долей и не использовала по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.

Наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось, круг наследников не определен, свидетельства о праве на наследство не выдавались.

Порядок признания спорных земельных долей невостребованными истцом соблюден, о чем свидетельствуют копии районной газеты «Сельская правда» Ярского района Удмуртской Республики от 02.11.2012 года, где были опубликованы списки невостребованных земельных долей, копии районной газеты «Сельская правда» Ярского района Удмуртской Республики от 15.11.2013 года было опубликовано информационное сообщение о проведении 24.12.2013 года общего собрания собственников земельных долей бывшего СПК «Ворцинский», копия протокола общего собрания участников общей долевой собственности земельных долей бывшего СПК «Ворцинский» Ярского района Удмуртской Республики от 24.12.2013 года, согласно которому собрание участников общей долевой собственности бывшего СПК «Ворцинский» Ярского района, признано несостоявшимся.

Решением Совета депутатов МО «Ворцинское» № 38 от 09.06.2017 года, утвердившим список лиц, земельные доли которых признаны не востребованными, под указана ФИО1 и причитавшаяся ей земельная доля площадью 9,9 га. Данное решение до настоящего времени никем в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.

Свидетельство о праве собственности на наследство в виде земельной доли площадью 9,9 га в праве общей долевой собственности на земельные участки из числа земель сельскохозяйственного назначения, входящие в земельный участок с кадастровым номером 18:25:000000:180 не выдавалось.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, в соответствии с требованиями ст. 12.1 Закона №101-ФЗ земельная доля ФИО1 обоснованно признана истцом невостребованной, поскольку ее собственник не предпринимал действий по надлежащему оформлению прав на земельную долю и распоряжению ею.

Обращение Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» с настоящим иском основано на законе и вызвано объективной необходимостью сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

После смерти ФИО1 Российская Федерация в лице его территориального органа - МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области (до 19.12.2016 года - ТУ Росимущества в Удмуртской Республике) своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявило и не оформило, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировало, не выражало намерения распорядиться земельной долей и не использовало земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.

Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении указанной земельной доли в список невостребованных.

При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.

Согласно ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Однако положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли ФИО1, после смерти, которой наследство никем не принято.

Судом установлено и не оспорено ответчиком, что МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило своих прав на указанную земельную долю. Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.

Факт отсутствия на сегодняшний день наследников, принявших наследство после смерти ФИО1, подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшую ему земельную долю невостребованной при соблюдении установленной ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эту долю.

Судом отклоняются также доводы ответчика о том, что он не имел возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, поскольку узнал о них только после получения искового заявления. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 года № 4462-1 и на нотариуса.

Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок Администрацией МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» был соблюден.

Этот порядок, вопреки утверждению ответчика, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети интернет списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.

С учетом соблюдения Администрацией МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» порядка признания земельной доли невостребованной имеются основания для признания этой доли невостребованной и признания права муниципальной собственности на нее.

На основании вышеизложенного, суд считает исковые требования Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области о признании права собственности на невостребованную земельную долю удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» на невостребованную земельную долю, принадлежавшую ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на основании свидетельства РФ-ХХХ УДР:25:2 , площадью 9,9 га в праве общей долевой собственности на земельные участки из числа земель сельскохозяйственного назначения входящие в земельный участок с кадастровым номером 18:25:000000:180.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений и изменений регистрирующим органом.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Глазовский районный суд УР.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                О.В. Кириллова

2-1699/2022 ~ М-1423/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики"
Ответчики
МТУ Росимущества в УР и Кировской области
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Кириллова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
glazovskiygor--udm.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2022Передача материалов судье
04.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2022Судебное заседание
19.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2022Дело оформлено
02.11.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее