Копия Дело № 2-2629/19
16RS0050-01-2019-000838-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2019 года г. Казань
Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Прытковой Е.В., при секретаре судебного заседания Емельяновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Н. И. к обществу с ограниченной ответственностью «Гранд-Проект», Государственной инспекции труда в Республике Татарстан о внесении изменений в трудовую книжку, о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Тимофеев Н.И. обратился в суд с иском к ООО «Гранд-Проект» с требованиями в вышеуказанной формулировке. В обоснование иска указано, что с 01 сентября 2016 года по 20 января 2019 года Тимофеев Н.И. работал в ООО «Гранд-Проект» в должности машиниста (кочегара) котельной на твердом топливе 4 разряда. При увольнении, оказалось, что в трудовой книжке истца датой увольнения указано - 07 ноября 2018 года, однако трудовые функции работник осуществлял по 21 января 2019 года. В день увольнения работодатель окончательный расчет с работником не произвел.
Основываясь на изложенном, с учетом уточненных исковых требований (л.д. 88), истец просил взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за период с августа 2018 года по январь 2019 года, а также задолженность по выплатам, причитающимся работнику при увольнении, в размере 181 825 рублей 96 копеек, проценты за просрочку выплаты заработной платы и указанных сумм по состоянию на 25 мая 2019 года в размере 22 756 рублей 22 копеек, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании истец Тимофеев Н.И., его представитель по устному ходатайству Борисова Ю.Н. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «Гранд-Проект» в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Государственной инспекции труда в РТ, в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав пояснения истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 7 ч. 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно статьи 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Как следует из трудовой книжки истца, Тимофеев Н.И. с 01 сентября 2016 года работал в ООО «Гранд-Проект» в должности машиниста (кочегара) котельной на твердом топливе 4 разряда, 07 ноября 2018 года уволен по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно пояснениям истец осуществлял трудовые обязанности до 21 января 2019 года, при увольнении с истцом не был произведен окончательный расчет, не была выплачена заработная плата за период работы с августа 2018 года по январь 2019 года, не был оплачен отпуск в августе 2018 года, при увольнении не выплачена компенсация неиспользованных дней отпуска, размер задолженности согласно расчету истца составляет 181 825 рублей 96 копеек.
Как следует из ответа Следственного Управления по Республике Татарстан на запрос суда, 26 февраля 2019 года Тимофеев Н.И. был признан потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ по факту умышленного не исполнения обязанностей по выплате заработной платы перед работниками организации ООО Гранд Проект». (л.д. 99)
При допросе в качестве потерпевшего 26 февраля 2019 года Тимофеев Н.И. указал те же обстоятельства, что и при подаче настоящего искового заявления.
Учитывая характер возникшего спора и, исходя из положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальная обязанность по доказыванию факта выплаты заработной платы работнику в полном объеме возлагается на работодателя (абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Ответчиком доказательств, подтверждающих исполнение своей обязанности по выплате заработной платы, и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, не представлено.
Не предоставляя суду письменные доказательства, ответчик, в том числе, препятствует и истцу в предоставлении доказательств в обоснование своих требований.
При участии в рассматриваемом споре представитель ответчика допустимых и относимых доказательств в подтверждение своих возражений не представил.
Кроме того, предоставив в материалы дела копию расчетного листка за январь 2019 года, в отношении истца, представитель ответчика ООО «Гранд Проект» тем самым, косвенно подтвердил доводы истца о продолжении выполнения трудовой функции работником до даты, на которую ссылается истец.
При этом представленные копии расчетных листков (л.д. 76, 77), без надлежащих реквизитов организации, в отсутствие мотивированного расчета и обоснования алгоритма начисления размера оплаты труда, а также в отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих полную либо частичную выплату задолженности истцу, не могут быть приняты судом как относимые и допустимые доказательства по делу.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Исходя из вышеизложенного, на основании имеющихся в деле доказательств, в отсутствие предоставления работодателем документов, подтверждающих выражение работником волеизъявления на увольнение по собственному желанию с 07 ноября 2018 года, при наличии доказательств продолжения выполнения работником трудовой функции, требования истца об изменении даты увольнения подлежат удовлетворению, на ответчика надлежит возложить обязанность по внесению изменения в запись об увольнении последним рабочим днем истца - 21 января 2019 года, поскольку днем увольнения считается последний день работы (ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ).
Рассматривая дело по имеющимся доказательствам, при отсутствии надлежащих доказательств осуществления полного расчета с работником при увольнении, суд полагает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика задолженности, заявленной к взысканию истцом.
Задолженность по выплате заработной платы за период с августа 2018 года по январь 2019 года, а также выплат, причитающихся работнику при увольнении, согласно расчету истца составляет 181 825 рублей 96 копеек, оснований не согласиться с расчетом не имеется, стороной ответчика расчет не опровергнут, ввиду изложенного требования истца в указанном размере подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Задолженность по выплате денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы согласно расчету истца по состоянию на 25 мая 2019 года составляет 22 756 рублей 22 копеек, расчет арифметически верен, ответчиком не опровергнут, оснований не согласиться с расчетом не имеется, ввиду изложенного требования истца в указанном размере подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
В силу ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Учитывая, что нарушены трудовые права истца, в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает степень и характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости и полагает необходимым взыскать 5 000 рублей.
Ответчик Государственная инспекция труда в Республике Татарстан не является надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора, поэтому законных оснований удовлетворения заявленных к названной организации требований не имеется.
Исходя из установленных фактов и обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании ст.103 ГПК РФ, с ответчика ООО «Гранд Проект» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 5 545 рублей 82 копейки, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.56,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Тимофеева Н. И. к обществу с ограниченной ответственностью «Гранд-Проект», Государственной инспекции труда в Республике Татарстан о внесении изменений в трудовую книжку, о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Гранд-Проект» обязанность по внесению в трудовую книжку Тимофеева Н.И. изменений в запись №34 об увольнении с 07 ноября 2018 года по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию, на дату увольнения – 21 января 2019 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гранд-Проект» в пользу Тимофеева Н. И. задолженность по заработной плате и выплат, причитающихся работнику при увольнении, в размере 181 825 рублей 96 копеек, 22 756 рублей 22 копеек компенсации за задержку выплаты, 5 000 рублей компенсации морального вреда.
Взыскать с общества ограниченной ответственностью «Гранд-Проект» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 5 545 рублей 82 копейки.
Исковые требования к ответчику Государственной инспекции труда в Республике Татарстан оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2019 года.
Судья подпись Прыткова Е.В.
Копия верна
Судья Прыткова Е.В.