Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1513/2023 ~ М-1077/2023 от 21.04.2023

К делу №2-1512/2023

УИД 23RS0050-01-2023-00001338-53

УИД 23RS0050-01-2023-00001337-56

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Темрюк                                                                             28 сентября 2023 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Коблева С.А.,

при секретаре судебного заседания Потозян И.А.,

с участием представителя истца администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) Добробаба А.В., действующей по доверенности,

представителя ответчика Мешалкина А.В. – Гончаровой О.Ю., действующей по доверенности,

представителя ответчика Мешалкина М.А. – Рипенко Д.Н., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) к ФИО1 и ФИО3 о взыскании вреда, причиненного объекту археологического наследия,

У С Т А Н О В И Л :

    Администрация Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) обратилась в суд с исками к Мешалкину А.В. и Мешалкину М.А., в которых просит взыскать с Мешалкина А.В. и Мешалкина М.А. в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (наблюдений) в сумме 1030159 рублей с каждого.

    Определением от 07.08.2023 гражданские дела объединены в одно производство.

<адрес> был произведен расчет стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ - наблюдений), предусмотренных статьей 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ. Расчет произведен в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, Налоговым кодексом Российской Федерации, с применением сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91), утвержденного приказом Министерства культуры СССР от ДД.ММ.ГГГГ , инструктивными письмами Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ -КЧ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета». Управлением соблюден претензионный порядок урегулирования спора, что является обязательным в силу пункта 3 ст. 132 ГПК РФ. Так, в адрес Мешалкина М.А. и Мешалкина А.В. ДД.ММ.ГГГГ управлением были направлены досудебные претензии. Мешалкиным М.А. она получена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления, однако ответа от Мешалкина М.А. управлением получено не было. Мешалкиным А.В. досудебная претензия не получена.

Представитель истца администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) Добробаба А.В., действующая по доверенности, просила требования удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства, считая иск поданным в пределах установленного законом срока исковой давности.

Ответчик Мешалкин А.В., будучи извещен о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Его представитель по доверенности Гончарова О.Ю. просила в иске отказать и применить срок исковой давности.

Ответчик Мешалкин А.В., будучи извещен о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Его представитель по доверенности Рипенко Д.Н. также просил в иске отказать и применить срок исковой давности.

    <адрес>

          Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования, заявленные подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как <адрес>

<адрес>

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых определяется земельным законодательством и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением, изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно статье 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст. 49 Федерального закона № 73-ФЗ собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого расположен объект археологического наследия, владеет, пользуется или распоряжается таким земельным участком с соблюдением условий, установленных для обеспечения сохранности объекта культурного наследия. Объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которого он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно. Все объекты археологического наследия находятся в государственной собственности и отчуждению из государственной собственности не подлежат. Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный действующим законодательством, в частности статьями 47.2, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно п. 1, п. 3 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с указанной статьей. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических голевых работ.

На территории памятника запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих объектов, проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ. Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения указанных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия (п. п. 1, 5 ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований указанной статьи.

Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 указанного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 указанного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

    В соответствии с п. 6, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <адрес>» в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти <адрес>, органы местного самоуправления в <адрес> на стадии проведения землеустройства, нормирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в краевой орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению. До начала проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиками проводимых работ.

Статьей 40 Федерального закона № 73-ФЗ установлено: сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ; в случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном ст. 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.

В соответствии с Положением о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составлении научной отчетной документации, утвержденным постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от ДД.ММ.ГГГГ (во исполнение п. 10 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ), единственным возможным вариантом сохранения поврежденных объектов археологического наследия являются спасательные археологические полевые работы с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов. Проведение каких-либо восстановительных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объектов археологического наследия, существующими методиками не предусматривается.

<адрес>

Согласно данным «Проекта зон охраны памятников <адрес> края», утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , для земельного участка, расположенного в зоне регулирования застройки разрешается: сохранение системы исторической планировки, обеспечение благоприятных условий восприятия памятников, предусматривается устранение диссонансов, нарушающих восприятие памятника, сохранение целостности охраняемых архитектурных комплексов; новое строительство в зоне реагирования застройки регламентируется по функциональному назначению, по высоте, протяженности и масштабности зданий, характеру застройки; в зоне регулирования застройки не допускается строительство транспортных магистралей и развязок, мостов и других инженерных сооружений, наущающих исторический облик поселения.

Сторона ответчиков настаивала, что вред причинен объекту культурного наследия неизвестным лицом, их вина и причинно-следственная связь с наступлением неблагоприятных последствий не установлена, с чем не соглашается суд на основании следующего.

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступило уведомление от Мешалкина М.А. о сносе фундамента выше уровня планировочной отметки, в соответствии с указанным суда, на это письмом от 13.01.2021 сообщено, что снос самовольных объектов незавершенного строительства на земельном участке не представляется возможным до выполнения требований действующего законодательства об охране объектов культурного наследия.

Поступивший повторно в Управление ДД.ММ.ГГГГ раздел «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия» от ООО «Кубаньохранкультура» имел замечания, которые направлены в адрес специализированной организации ДД.ММ.ГГГГ. Поступивший в апреле 2021 года в Управление исправленный раздел «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия» от ООО «Кубаньохранкультура» был принят.

Разделом было предусмотрено, что в январе 2021 года сотрудниками ООО «Кубаньохранкультура» проведены археологические исследования на земельном участке с кадастровым номером <адрес> поврежден культурный слой памятника археологии на площади 1000 кв.м.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что строительные работы проводились ответчиками без сопровождения археологических наблюдений.

Как указано истцом факт строительства винзавода не скрыт, а напротив отражен в разделе «Обеспечение сохранности объектов культурного наследия», составленного по итогам археологических исследований (разведок) на земельном участке с кадастровым номером <адрес>

<адрес> истцом произведен расчет стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ – наблюдений), предусмотренных статьей 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ, согласно расчетам размер вреда составляет 2060318 рублей, возмещение которого истец просит возложить на ответчиков поровну по 1030159 на каждого.

Согласно статье 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Объект культурного наследия восстановить или заменить вещью того же рода и качества невозможно ввиду уникальности этих объектов археологического наследия.

    Необходимые для восстановления нарушенного права расходы определены специальными требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» в статье 61.

    Статья 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, предусматривающая обязанность лиц, причинивших вред объектам археологического наследия, не исключает действия общих положений ГК РФ о возможности взыскания требующихся документально обоснованных, но еще не понесенных расходов.

Из дела следует, что направленные претензии от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении ущерба ответчиками оставлены без ответа и исполнения.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года со дня, когда лицо узнали или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите права.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

    Заявляя ходатайство о применении срока исковой давности к требованиям истца, ответчики сослались на то, что истец о своем нарушенном праве узнал в январе-феврале 2020 года, а данный иск предъявлен в суд только в апреле 2023 г.

    Однако, суд с данными доводами не <адрес> управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края участие не принимало, кроме того спор был в отношении строений, а не использования ответчиками земельного участка.

То, что вред объекту археологического наследия федерального значения – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань» причинен в результате проведения земляных работ на земельном участке с кадастровым номером <адрес> осуществлено специалистом-археологом, имеющим разрешение (открытый лист) на проведение таких работ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования администрации Краснодарского края (в лице управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края) к ФИО1 и ФИО3 о взыскании вреда, причиненного объекту археологического наследия – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (наблюдений) в сумме 1030159 (один миллион тридцать тысяч сто пятьдесят девять) рублей.

Взыскать с ФИО3 в пользу бюджета Краснодарского края вред, причиненный объекту археологического наследия федерального значения – археологический комплекс «Гермонасса-Тмутаракань», выраженный в стоимости спасательных археологических полевых работ (наблюдений) в сумме 1030159 (один миллион тридцать тысяч сто пятьдесят девять) рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                      С.А. Коблев

Решение суда в окончательной форме принято 03.10.2023.

2-1513/2023 ~ М-1077/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Краснодарского края
Ответчики
Мешалкин Максим Андреевич
Другие
Калинин Георгий Иванович
Суд
Темрюкский районный суд Краснодарского края
Судья
Коблев С.А.
Дело на странице суда
temruksky--krd.sudrf.ru
21.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2023Передача материалов судье
24.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2023Подготовка дела (собеседование)
23.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
03.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2024Дело оформлено
28.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее