Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-464/2021 ~ М-461/2021 от 19.04.2021

Дело № 2- 464 /21

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2021 г.                                 г. Дербент

Дербентский районный суд РД в составе:

Председательствующего судьи Курбанова К.А.

При секретаре Сулеймановой К.С.

С участием прокурора Шамхалова Х.Ш.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дербент к Мардановой Севиль Ханаровне:

О признании незаконной (недействительной) выписки из распоряжения администрации Дербентского района от 09.06.2009 №242 о признании недействительным зарегистрированного права собственности Мардановой С.Х. на земельный участок с кадастровым номером , о прекращении (аннулировании) права собственности на земельный участок с кадастровым номером посредством погашения в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи от 28.09.2016 205-03/008-05/142/010/2016-4452/1, истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 05:07:000090:138, снятии земельного участка с кадастровым номером с государственного кадастрового учета

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Дербента обратился в суд с указанным иском обосновав свои требования тем, что в рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства, а также исполнения поручения прокуратуры Республики Дагестан, прокуратурой города выявлен факт постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок путем использования подложного документа.

В ходе проведенной проверки установлено, что на основании выписки из распоряжения главы администрации Дербентского района от 09.06.2009 №242 зарегистрировано право собственности Мардановой С.Х. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведена запись о регистрации №05- 05/008-05/142/010/2016-4452/1 от 28.09.2016.

При этом установлено, что Мардановой С.Х. право собственности на земельный участок из состава муниципальных земель зарегистрировано на основании поддельного документа.

Так, согласно полученным из администрации муниципального района «Дербентский район» сведениям, распоряжение главы администрации муниципального района «Дербентский район» от 09.06.2009 №242 в архивном отделе администрации муниципального района «Дербентский район» отсутствует. При этом в журнале регистрации распоряжений за 2019 год за №242 значится распоряжение о перечислении денежных средств, датированное 03.04.2009.

По факту подделки официального документа - выписки из распоряжения администрации Дербентского района от 09.06.2009 №242 следственным отделом ОМВД РФ по Дербенту возбуждено и расследуется уголовное дело №12101820005000037, возбужденное 30.01.2021 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Кроме того, согласно представленной администрацией МР «Дербентский район» информации, земельный участок с кадастровым номером 05:07:000090:138 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Республика Дагестан. В виду вышеизложенных обстоятельств государственный кадастровый учет и регистрация права собственности Мардановой С.Х. на спорный земельный участок являются незаконными, внесенные записи о регистрации подлежат исключению (аннулированию) из Единого государственного реестра недвижимости, как нарушающие интересы Республики Дагестан, администраций МР «Дербентский район» и МО СП «сельсовет Хазарский», на чьей территории находится спорный земельный участок.

Кроме того в рассматриваемом случае администрация муниципального образования «Дербентский район» не имела права распоряжаться земельным участком, находившемся в собственности Республики Дагестан.

В судебном заседании помощник прокурора г. Дербент Шамхалов Х.Ш. иск по указанным в исковом заявлении основаниям поддержал, просит удовлетворить требования прокурора в полном объеме.

Ответчик Марданова С.Х. о дате и времени слушания дела была надлежаще извещена. Почтовое отправление возвращено в суд с отметкой об отказе адресата от её получения.

Суд определил: рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, администрации МР «Дербентский район» о дате и времени слушания дела извещены надлежаще, однако в суд своих представителей не направили и о причинах неявки суд в известность не поставили.

Суд определил рассмотреть дело в их отсутствии.

Представитель Администрация муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Хазарский» - ВРИО Главы администрации Новрузов Х.Г. в судебном заседании просил требования прокурора удовлетворить, считая иск обоснованным.

Выслушав явившихся лиц и исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства, а также исполнения поручения прокуратуры Республики Дагестан, прокуратурой города Дербент выявлен факт постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельный участок путем использования подложного документа.

Так в ходе проведенной проверки прокуратурой г. Дербента установлено, что на основании выписки из распоряжения главы администрации Дербентского района от 09.06.2009 №242 зарегистрировано право собственности Мардановой С.Х. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 3 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости произведена запись о регистрации №05- 05/008-05/142/010/2016-4452/1 от 28.09.2016.

При этом установлено, что Мардановой С.Х. право собственности на земельный участок из состава муниципальных земель зарегистрировано на основании поддельного документа.

Так, согласно полученным из администрации муниципального района «Дербентский район» сведениям, распоряжение главы администрации муниципального района «Дербентский район» от 09.06.2009 №242 в архивном отделе администрации муниципального района «Дербентский район» отсутствует. При этом в журнале регистрации распоряжений за 2019 год за №242 значится распоряжение о перечислении денежных средств, датированное 03.04.2009.

По факту подделки официального документа - выписки из распоряжения администрации Дербентского района от 09.06.2009 №242 следственным отделом ОМВД РФ по Дербенту возбуждено и расследуется уголовное дело №12101820005000037, возбужденное 30.01.2021 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ.

Кроме того, согласно представленной администрацией МР «Дербентский район» информации, земельный участок с кадастровым номером расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , собственником которого является Республика Дагестан. В виду вышеизложенных обстоятельств государственный кадастровый учет и регистрация права собственности Мардановой С.Х. на спорный земельный участок являются незаконными, внесенные записи о регистрации подлежат исключению (аннулированию) из Единого государственного реестра недвижимости, как нарушающие интересы Республики Дагестан, администраций МР «Дербентский район» и МО СП «сельсовет Хазарский», на чьей территории находится спорный земельный участок.

Кроме того в рассматриваемом случае администрация муниципального образования «Дербентский район» не имела права распоряжаться земельным участком, находившемся в собственности Республики Дагестан.

Согласно ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности, Земельный кодекс РФ.

В п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований:

субъекты Российской Федерации - управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления - управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Одновременно в п. 1 ст. 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса РФ, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Указанные акты (действия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица являются формой реализации правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом уполномоченным на то лицом, поскольку в соответствии со ст. 125 ГК РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а в соответствии с п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, изданный этим органом в ходе реализации полномочий, установленных в п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 ЗК РФ, является основанием, в частности, для регистрации права собственности на земельный участок, которая подтверждает соответствующее гражданское право, основанное на данном акте.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ч. 1 ст. 25 ЗК РФ).

Глава У.1 ЗК РФ устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Подпункт 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом государственный кадастровый учет и регистрация права собственности Мардановой С.Х. на спорный земельный участок являются незаконными, внесенные записи о регистрации подлежат исключению (аннулированию) из Единого государственного реестра недвижимости, как нарушающие интересы Республики Дагестан, администраций МР «Дербентский район» и МО СП «сельсовет Хазарский», на чьей территории находится спорный земельный участок.

Кроме того в рассматриваемом случае администрация муниципального рабова «Дербентский район» не имела права распоряжаться земельным участком, находившимся в собственности Республики Дагестан.

Так согласно п. 1.1 Положения о Министерстве по.. земельным и имущественна&apos; :тношениям Республики Дагестан, утвержденного постановиеяисм Правительства Республики Дагестан от 17.05.2018 №48, министерство является органом исполнительной власти Республики Дагестан, реализующим в Республике Дагестан государственную политику в сфере управления государственным имуществом Республики Дагестан, включая вопросы управления земельными ресурсами, реализующим функции по

оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере земельных и имущественных отношений, осуществляющим полномочия собственника по управлению имуществом, находящимися в государственной собственности Республики Дагестан, в том числе земельными участками.

Министерство является органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченными на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Дагестан.

Согласно ст. 209 ГК РФ право распоряжения имуществом принадлежит его собственнику.

Марданова С.Х. в силу ст. 209 ГК РФ не имела законных оснований для обращения в территориальное Управление Росреестра по РД для регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, так как он ей в установленном порядке не предоставлялся.

Согласно части 3 статьи 58 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда.

Оспаривание зарегистрированного права может происходить только в рамках вещно-правовых способов, предусмотренных гражданским законодательством.

Аналогичная позиция изложена в п.52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010    №    10/22    «О    некоторых    вопросах,

возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в котором разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП (ЕГРН).

Постановка на кадастровой учет, произведенная в целях последующей регистрации права на земельный участок, также является незаконной, в виду

чего земельный участок подлежит возвращению в собственность Республики Дагестан.

Сохранение сведений о рассматриваемом земельном участке в государственном кадастре недвижимости может в будущем создать препятствия для постановки на государственный кадастровый учет и распоряжения земельным участком в установленном законом порядке.

Основания для самостоятельного принятия уполномоченным органом решения о снятии с кадастрового учета земельного участка отсутствуют, соответственно, земельный участок может быть снят с кадастрового учета только по решению суда.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора г. Дербента удовлетворить.

1.Признать незаконной (недействительной) выписку из распоряжения администрации Дербентского района от 09.06.2009 №242 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане в кадастровом квартале , расположенного на территории сельского поселения «сельсовет Хазарский» и предоставлении Мардановой С.Х. земельного участка площадью 0,30 га.;

2. Признать недействительным зарегистрированное право собственности Мардановой Севиль Ханаровны на земельный участок с кадастровым номером площадью 3 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, территория сельского поселения «сельсовет Хазарский», признать отсутствующим права Мардановой Севиль Ханаровны на данный земельный участок.

3. Прекратить (аннулировать) право собственности на земельный участок с кадастровым номером посредством погашения в Едином государственном реестре недвижимости, регистрационной записи от 28.09.2016 205-03/008-05/142/010/2016-4452/1 о праве собственности Мардановой С.Х. на земельный участок с кадастровым номером ;

4. Истребовать из чужого незаконного владения земельный участок с кадастровым номером в собственность Республики Дагестан;

5. Снять земельный участок с кадастровым номером с государственного кадастрового учета.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Судья К.А.Курбанов

2-464/2021 ~ М-461/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Дербент
Ответчики
Марданова Севиль Ханаровна
Другие
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан
Администрация муниципального образования сельского поселения "сельсовет Хазарский"
Администрация муниципального района "Дербентский район"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Курбанов Курбан Агамагомедович
Дело на странице суда
derbent-rs--dag.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
22.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2021Судебное заседание
12.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее