Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-465/2024 ~ М-309/2024 от 24.06.2024

Дело №2-465/2024                                 УИД 21RS0012-01-2024-000525-13

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

7 августа 2024 года                                                                 село Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Турхан А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой С.Ю.,

с участием помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Закамской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, Управлению по благоустройству и развитию территорий администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи и ограничить доступ на территорию нежилого здания,

установил:

Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, Управлению по благоустройству и развитию территорий администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – трехэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский муниципальный округ, <адрес> <адрес>; возложении обязанности ограничить свободный доступ граждан на территорию указанного нежилого здания.

В обоснование иска указано, что при проведении прокурорской проверки исполнения администрацией округа законодательства о противодействии терроризму, а также о профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав, установлено, что в <адрес> по <адрес> муниципального округа имеется трехэтажное нежилое здание, с координатами <данные изъяты>. Непринятие мер для постановки вышеуказанного объекта на учет как бесхозяйного создает угрозу возникновения аварийных ситуаций, вследствие ухудшения технического состояния указанного объекта, что в свою очередь, может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, круг которых является неопределенным.

По данным фактам в адрес главы администрации Моргаушского муниципального округа 19 апреля 2024 года внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако по настоящее время выявленные нарушения не устранены.

Помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Закамская Е.А. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

    Представители ответчиков администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, Управления по благоустройству и развитию территорий администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суд не известили.

    На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации суд нашел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, в отсутствие представителей ответчиков.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

    В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Судом установлено, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики установлено, что объект недвижимости нежилое здание, с координатами <данные изъяты>, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес> <адрес>, на кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости не поставлен, отсутствует в муниципальной собственности администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики.

Как следует из ответа Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 июля 2024 года, указанный объект в Реестре государственного имущества Чувашской Республики не значится.

Из сведений Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области следует также, что по состоянию на 24 июля 2024 в реестре федерального имущества сведения об объекте недвижимости двухэтажного нежилого кирпичного здания с чердаком отсутствуют.

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики сообщает, что сведений о регистрации права собственности, до ведения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» на указанный объект недвижимости в архиве учреждения, не имеется

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее- Порядок).

Из пункта 2 данного Порядка следует, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Согласно пункту 6 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом (пункт 3 Порядка).

В силу пункту 5 данного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Таким образом, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории муниципального округа, может обратиться только орган местного самоуправления.

Судом установлено, что объект недвижимости - трехэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, <адрес>, <адрес> не числится в реестрах федерального, государственного и муниципального имущества, собственника не имеет, иное судом не установлено.

Одновременно установлено, что данный объект находится на территории Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, находится в ветхом состоянии, без ограждения представляет опасность для окружающих.

Отсутствие у указанного объекта недвижимости собственника и отсутствие надлежащего содержания и эксплуатации влечёт за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, подвергает опасности жизнь и здоровье неопределенного круга граждан, проживающих на территории муниципального округа, близлежащих территориях, поскольку техническое обслуживание объекта не осуществляется, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Обязать администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества трехэтажного нежилого здания, с координатами <данные изъяты> расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский муниципальный округ, <адрес>, <адрес>.

Обязать администрацию Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу ограничить свободный доступ граждан на территорию трехэтажного нежилого здания, с координатами <данные изъяты>, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский муниципальный округ, <адрес> <адрес> путем проведения работ по установке ограждения по периметру, а также монтажа ограждающих конструкций на оконных и дверных проемах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики - Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 7 августа 2024 года.

Судья                                                                                          А.Н.Турхан

2-465/2024 ~ М-309/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Моргаушского района
Ответчики
Администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
Управление по благоустройству и развитию территорий администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
Судья
Турхан А.Н.
Дело на сайте суда
morgaushsky--chv.sudrf.ru
24.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Судебное заседание
07.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее