УИД 16RS0026-01-2020-001433-03
Дело № 2-14/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2021 года п.г.т. Рыбная Слобода
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Минахметовой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Шариповой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шарафиевой Л.В. к Исполнительному комитету Большемашлякского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта принятия наследства, включения имущества в состав наследственной массы и признания права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Шарафиева Л.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Большемашлякского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта принятия наследства, включения имущества в состав наследственной массы и признания права собственности в порядке наследования, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мама истца – ФИО3, после смерти которой открылось наследство, состоящее, в том числе из жилого дома с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым №, находящиеся по адресу: <адрес>. Истец является наследником первой очереди после смерти матери, других наследников не имеется, спор о праве на наследственное имущество отсутствует. В течение установленного срока, истец обратилась к нотариусу по вопросу оформления наследства на вышеуказанное имущество, однако в выдаче свидетельства о праве собственности на жилой дом отказано в связи с отсутствием сведений о регистрации вышеуказанного имущества. По день смерти мать истца постоянно проживала в указанном доме, открыто и добросовестно владела и пользовалась вышеуказанным домом и земельным участком, обрабатывала и засаживала его. Земельный участок при жизни принадлежал матери истца на праве собственности, на котором был построен жилой дом. В течение установленного срока, истец как наследник, совершил действия, являющиеся фактическим принятием наследства, а именно ею были приняты меры по сохранности имущества от посягательств третьих лиц, продолжает открыто и добросовестно владеть и пользоваться земельным участком, несет бремя содержания за вышеуказанным недвижимым имуществом. На основании изложенного, просит установить факт принятия истцом наследства, открывшегося после смерти матери, факт прижизненного владения и пользования на праве собственности жилым домом за умершей ФИО3, включить жилой дом в состав наследственной массы имущества, оставшегося после смерти ФИО3 и признать за истцом право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом.
В судебное заседание истец Шарафиева Л.В. не явилась, извещена надлежащим образом, представитель истца по доверенности Бариева Э.Ф. представила заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает, просит их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика - Исполнительного комитета Большемашляковского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
Согласно части 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со дня смерти гражданина.
В силу статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 34 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что истец Шарафиева Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>.
Из повторного свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, родителями указаны ФИО2 и ФИО3.
Смена истцом девичьей фамилии с ФИО1 на Шарафиеву, подтверждается свидетельством о заключении брака серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Таким образом, что истец Шарафиева Л.В. является дочерью ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и следовательно истец является наследником первой очереди после смерти матери.
Согласно ответа нотариусов Рыбно-Слободского нотариального округа РТ к имуществу ФИО3 наследственное дело не заводилось, наследники к нотариусу не обращались.
В подтверждение исковых требований истцом представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому жилой дом с надворными постройками, с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., материал наружных стен – деревянные, дощатые, расположен на земельном участке с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес>
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Исполнительным комитетом Большемашлякского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ, ФИО3 постоянно проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. По указанному адресу по день своей смерти она проживала одна.
Как следует из справок № от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Исполнительным комитетом Большемашлякского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, расположенный на земельном участке с кадастровым №, находящиеся по адресу: <адрес>, при жизни принадлежал ФИО3, но правоустанавливающие документы надлежащим образом не были оформлены. Она открыто и добросовестно пользовалась жилым домом, расположенным по указанному адресу, проживала в нем, оплачивала все необходимые платежи. Земельный участок на котором расположен жилой дом был предоставлен ФИО3 для ведения личного подсобного хозяйства, однако документы в настоящее время не сохранились. Шарафиева Л.В. после смерти матери ФИО3 фактически приняла в наследство имущество, оставшееся после ее смерти, обеспечила его сохранность, открыто и добросовестно пользуется указанным жилым домом и земельным участком под ним, обрабатывает и засаживает земельный участок, оплачивает все необходимые платежи, связанные с использованием указанного наследственного имущества.
Из собранных по делу доказательств усматривается, что спорный жилой дом не является объектом государственной или муниципальной собственности, сведений о правах третьих лиц на жилой дом не имеется. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о предъявлении при жизни ФИО3 соответствующего требования о сносе возведенного строения. От прав на жилой дом ФИО3 при жизни не отказывалась, имела регистрацию по месту фактического проживания, несла бремя содержания дома как собственник, при этом сохраняла право оформить дом в собственность, однако данным правом не воспользовалась.
ФИО3 фактически являлась добросовестным владельцем указанного имущества, открыто, непрерывно пользовалась жилым домом как своим собственным, земельный участок по указанному адресу, был предоставлен ей органом местного самоуправления на праве собственности.
Указанные обстоятельства следует расценивать, как правомерное пользование объектом недвижимости и земельным участком, на котором он расположен.
Судом установлено, что на момент введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ФИО3 являлась правообладателем спорного объекта недвижимости, ее права на вышеуказанное жилое помещение никто не оспаривал.
Тот факт, что при жизни ФИО3 не зарегистрировала свое право на жилой дом в установленном законом порядке, не может служить основанием для исключения данного имущества из наследственной массы после его смерти, так как отсутствие у наследодателя свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество не может нарушать права его наследников на наследственное имущество.
Таким образом, в состав наследственного имущества после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, входит спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. ст. 1152 - 1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 36 Постановления от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.
Указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года (п. 36 абз. 4) также разъяснено, что в целях подтверждения фактического принятия наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежащего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Анализ указанных выше норм закона позволяет прийти к выводу о том, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Как установлено в судебном заседании, Шарафиева Л.В. после смерти матери ФИО3 до истечения шести месяцев после смерти наследодателей совершили действия, направленные на его принятие, в частности: со дня открытия наследства обеспечивали сохранность недвижимого имущества, обрабатывали земельный участок, оплачивали все необходимые платежи, что не оспаривается сторонами и подтверждается исследованными судом материалами, которым оснований не доверять или оснований для критической оценки не имеется.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Других наследников, принявших наследство после смерти указанных лиц по материалам дела не значится.
Ответчик Исполнительный комитет Большемашлякского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ против удовлетворения исковых требований возражений не заявил.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а за истцом, с учетом положений ст. 12 ГК РФ, следует признать право собственности на данное наследственное имущество.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Шарафиевой Л.В. к Исполнительному комитету Большемашлякского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта принятия наследства, включения имущества в состав наследственной массы и признания права собственности в порядке наследования, удовлетворить.
Установить факт принятия Шарафиевой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наследства, открывшегося после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт прижизненного владения и пользования на праве собственности недвижимым имуществом – жилым домом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, находящимся по адресу: <адрес>, за ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Включить жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, находящимся по адресу: <адрес> в состав наследственной массы имущества, оставшегося после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Шарафиевой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, находящимся по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Рыбно-Слободский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Р. Минахметова