УИД: 32RS0015-01-2023-001531-37
Дело №2-1537/2023
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Боженовой Т.В.,
при секретаре Картышевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям к Л. С.ёну И. о понуждении к ликвидации свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям обратилась в суд с иском к Л. С.И. о понуждении к ликвидации свалки. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе внепланового выездного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ на основании задания Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям от ДД.ММ.ГГГГ № БР-ЗН-607, установлено, что при осмотре земельного участка с кадастровым номером 32:15:0000000:540 площадью 210,1 га, расположенного по адресу: д. Макаричи, <адрес>, в средней части третьего контура на площади 3000 кв.м. (географические координаты 53.09679°,31.65039°) установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления: твердых бытовых отходов, отходов из жилищ несортированных, отходов деревообработки, полиэтилена, пластмассовой и стеклянной тары, отработанных автомобильных шин, обломков шифера, битого стекла, рубероида, строительных отходов, высота свалки составляет 0,05 м. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, указанные отходы относятся к 4 классу опасности. В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 32:15:0000000:540 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования «пашни» и находится в собственности Л. С.И. с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, земельный участок на площади 149,9 га (71,1% от всей площади участка) зарос однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью высотой до 1 метра, древесно-кустарниковой растительностью высотой до 10 м. Следы проведения агротехнических мероприятий и выпаса скота на земельном участке присутствуют на площади 61 га (28,9% от всей площади участка). Выявленное нарушение свидетельствует о несоблюдении требований земельного законодательства РФ и причинении вреда почве, как компоненту окружающей среды, на землях сельскохозяйственного назначения, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Зарастание земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:15:0000000:540 сорной травянистой и древесно- кустарниковой растительностью, его захламление твердыми бытовыми отходами свидетельствует о том, что собственником указанного участка не проводятся обязательные мероприятия по улучшению и защите земель и охране почв от негативного воздействия.
Истец просит суд в целях возмещения вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, обязать ответчика Л. С.С. провести мероприятия по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:15:0000000:540 на площади 3000 кв.м. (географические координаты 53.09679°, 31.65039°) в течение 2 месяцев с момента вступления в силу решения суда, провести на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:15:0000000:540 мероприятия по ликвидации зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности на площади 149,9 га в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил заявление о рассмотрении дела без егоучастия, заявленные исковые требования просит удовлетворить.
Представитель третьего лица Департамента сельского хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заявлений и ходатайств не представил.
Ответчик Л. С.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в его адрес судом направлялось почтовое уведомление, почтовые конверты вернулись в связи с истечением срока хранения.
Согласно адресной справке ОВМ МО МВД России «Клинцовский» от ДД.ММ.ГГГГ Л. С.ён И. зарегистрирован по адресу: <адрес>-а <адрес>, по данному адресу судом были направлены почтовые уведомления.
Как разъяснено в п.п.67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ); сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения; риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку уведомления о рассмотрении дела были направлены ответчику заблаговременно, но не были им получены по обстоятельствам, которые зависели от самого ответчика, суд расценивает неполучение Л. С.И. судебных повесток о вызове в суд, как злоупотребление правом, считает его уведомленным о дате и времени проведения судебного заседания и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и ст. 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца и ответчика, а также третьего лица, в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, включающие в себя, в том числе землю, недра и почвы. При этом законом предусмотрено установление нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Задания Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областях от ДД.ММ.ГГГГ №БР-ЗН-607 на проведение в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) внепланового выездного обследования был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 32:15:0000000:540, площадью 210,1 га, расположенного по адресу: д. <адрес>, умеренная категория риска. Как следует из протокола осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения осмотра установлено: в средней части третьего контура осмотренного земельного участка на площади около 3000 м2, координаты: 53.09679°, 31.65039°, расположены твердые бытовые отходы, которые представлены отходами из жилищ несортированными: отходы деревообработки, полиэтилен, пластмассовая и стеклянная тара, отработанные автомобильные шины, обломки шифера, растительные остатки, ветви и стволы деревьев, битое стекло, рубероид, высота свалки 0,05 м. Характер растительного покрова, наличие (отсутствие) следов ведения сельскохозяйственного производства или использования земельных участков для целей, связанных с сельскохозяйственным производством. На осмотренном земельном участке присутствуют следы ведения сельскохозяйственного производства (скошены травы, посевы зерновых, выпас скота) на площади около 61 га. ( 28,9% от всей площади участка). На остальной части участка 149,9 га (71,1% от всей площади участка), произрастает однолетняя и многолетняя сорная травянистая растительность (крапива двудомная, зверобой продырявленный, щирица запрокинутая, полынь обыкновенная, золотарник Канадский, щавель кислый и др.) высотой до 1,0 м и древесно- кустарниковая растительность (береза, сосна, ива и др.) высотой до 10м. К протоколу приложены план- схема, фототаблица, протокол отбора почвенных образцов (ПРОБ) №от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Роспироднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, указанные отходы относятся к 4 классу опасности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым номером 32:15:0000000:540, площадью 2109854+/-12710, является Л. С.ён И..
В сведениях об объекте недвижимости в указанной выписке указано, что земельный участок с кадастровым номером 32:15:0000000:540 относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – пашни.
Указанный земельный участок полигоном ТБО, внесенным в региональный реестр объектов размещения отходов, не является; сведений о том, что собственником земельного участка оформлялась лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 4 классов опасности на данный участок не имеется.
Таким образом, проведенной проверкой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 32:15:0000000:540, собственником которого является Л. С.И. имеется несанкционированная свалка мусора, на землях разрешенного использования- пашня произрастает травянистая и древесно- кустарниковая растительность, что не соответствует категории земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, представленными в деле доказательствами подтверждается факт несанкционированного размещения на земельном участке отходов производства и потребления, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
На основании статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем, истец вправе выбрать при обращении за судебной защитой способы, предусмотренные статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, приведенных выше нормативных положений суд приходит к выводу, что Л. С.И. несет ответственность по благоустройству территории, являющейся его собственностью, и на него может быть возложена обязанность по ликвидации свалки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 32:15:0000000:540, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований к Л. С.И., не принявшему своевременных мер по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления земельного участка, а также по ликвидации зарастания сорной травянистой и древесно- кустарниковой растительности.
При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в пользу истца, то с ответчика Л. С.И. в силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199, 233, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям (ИНН: 3245501056) к Лысакову С. И. (паспорт серии 15 17 №) о понуждении к ликвидации свалки - удовлетворить.
Обязать Л. С.ёна И. провести мероприятия по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:15:0000000:540, расположенного по адресу: <адрес>, д. Макаричи, уч. 1, на площади 3000 кв.м. с географическими координатами 53.096790 и 31.650390 в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда.
Обязать Л. С.ёна И. провести мероприятия по ликвидации зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 32:15:0000000:540, расположенного по адресу: <адрес>, д. Макаричи, уч. 1, на площади 1498,9 га в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Л. С.ёна И., государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Разъяснить ответчику Л. С.И., не присутствовавшему в судебном заседании, её право на подачу заявления в Клинцовский городской суд <адрес> о пересмотре заочного решения в течение 7 суток с момента получения данного решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда с подачей жалобы через Клинцовский городской суд, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.В.Боженова
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2023 года.