Дело № 2-484/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 2 августа 2023 года
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – Вагнер А.Б.,
при секретаре судебного заседания – ФИО13,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноперекопского межрайонного прокурора, действующего в интересах М.А.Г., к <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Красноперекопский межрайонный прокурор, действующий в интересах М.А.Г., обратился в Красноперекопский районный суд Республики Крым с иском <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определённые действия.
В обоснование заявленных требований указано, что Красноперекопской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению М.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по факту соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, лиц из их числа. Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. администрацией <адрес> Республики Крым с М.А.Г., как с лицом, из числа детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, заключен договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с М.А.Г. заключен договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок, одновременно администрацией <адрес> Республики Крым сведения о нахождении М.А.Г. в трудной жизненной ситуации не добыты не были.
Так, ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> Республики Крым № создана комиссия по проведению условий жизни нанимателя по договору найма специализированного жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно заключению комиссии администрации <адрес> Республики Крым о наличии (отсутствии) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при которых договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ в нарушение установленных законодательством сроках, комиссия пришла к выводу о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания М.А.Г. содействия в преодолении жизненной ситуации в связи с несвоевременностью оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. Кроме того, в нарушение установленных требований органом опеки и попечительства администрации <адрес> Республики Крым окончательное решение на основании заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и прилагаемых к нему документов о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок или о заключении договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения, не принято.
Сведения о нахождении М.А.Г. в трудной жизненной ситуации администрацией <адрес> РК не добыты, а меры, направленные на принятие решения о заключении договора социального найма в отношении данного жилого помещения не приняты. Ранее проведенными проверками в администрации <адрес> Республики Крым прокуратурой установлен факт нарушения права М.А.Г. на обеспечение жилищем в муниципальном жилищном фонде, 02.03.2023г. в адрес администрации <адрес> РК вынесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований прокурору отказано.
В связи с изложенным, Красноперекопский межрайонный прокурор, уточнив исковые требования, просит суд обязать администрацию <адрес> РК исключить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> из специализированного жилого фонда администрации <адрес> РК и обязать ответчика расторгнуть с М.А.Г. договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать ответчика заключить с М.А.Г. договор социального найма вышеуказанного жилого помещения.
В судебном заседании помощник Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО14 поддержала уточненные заявленные требования, настаивала на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске.
Истец М.А.Г. поддержала уточненные заявленные требования, настаивала на их удовлетворении. Пояснила суду, что в настоящее время задолженность по коммунальным платежам погашена в полном объеме, представив суду квитанцию об оплате.
Представитель ответчика- администрации <адрес> РК ФИО15 возражал против заявленных требований, пояснил, что действия администрации, направленные на заключения договора найма специализированного жилого помещения, направлены исключительно на защиту жилищных прав М.А.Г., сохранения жилого помещения в пользовании последней.
Третье лицо – администрация Вишневского сельского поселения <адрес> РК в судебное заседание явку свое представителя не обеспечил, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив исковое заявление, исследовав материалы дела, и, оценив доказательства, приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, судебное решение должно быть законным и обоснованным, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
В силу закона, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 – 61, 67 ГПК РФ), а также когда решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими. (п.2)
Абзацем третьим пункта 6 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 названной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, пятилетний срок действия договора найма жилого помещения может быть продлен в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта РФ.
Согласно пункту 2 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ « О некоторых вопросах по защите жилищных и имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обстоятельствами, относящимися к трудной жизненной ситуации и свидетельствующими о необходимости оказания содействия, являются:
а) отсутствие постоянного заработка, иного дохода, дохода ниже прожиточного минимума;
б) наличие алкогольной или наркотической зависимости;
в) инвалидность;
г) нахождение в лечебном, реабилитационном учреждении или интернатом учебном заведении Республики Крым;
д) отбывание наказания в исправительном учреждении;
е) несвоевременная плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
За 3 месяца до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения территориальное управление или отдел по опеке и попечительству (далее - орган опеки и попечительства) собирает комиссию по проведению проверки условий жизни нанимателя, в состав которой входят представители органов и учреждений системы профилактики (далее - Комиссия).
Комиссия проводит проверку условий жизни нанимателя в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о создании Комиссии.
По результатам проверки Комиссия составляет заключение о наличии или отсутствии трудной жизненной ситуации и обстоятельствах, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в ее преодолении.
Пунктом 4 названного Порядка предусмотрено, что при подготовке заключения Комиссией учитываются:
а) жилищно-бытовые условия нанимателя;
б) исполнение нанимателем обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения;
в) состояние здоровья нанимателя, эмоциональное и физическое развитие, навыки самообслуживания.
Заключение Комиссии должно содержать вывод о наличии оснований для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок или их отсутствии и заключения договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения.
Основаниями для заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок является наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Заключение Комиссии направляется в орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня его составления.
К заключению Комиссии прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, к числу которых относятся:
а) акт обследования жилищных условий нанимателя;
б) справка с места жительства о составе семьи и лицах, зарегистрированных в жилом помещении;
в) справки, протоколы, постановления правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Республики Крым;
г) акты проверок наймодателя и предписания, выданные им, об устранении нарушений;
д) материалы проверок и предписания государственной жилищной инспекции Республики Крым;
е) справка о доходах нанимателя;
ё) документы, подтверждающие заболевание, инвалидность нанимателя, членов его семьи и (или) нахождение в лечебном, реабилитационном учреждении или его нахождение в интернатном учебном заведении Республики Крым;
ж) документы, подтверждающие отбывание нанимателем наказания в исправительном учреждении;
з) документы, подтверждающие наличие задолженности (несвоевременности) оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (при наличии).
За 45 календарных дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения на основании заключения комиссии и прилагаемых к нему документов орган опеки и попечительства принимает решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок или о заключении договора социального найма занимаемого нанимателем жилого помещения (далее - решение органа опеки и попечительства).
Копия решения органа опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется нанимателю.
Решение органа опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм вывод уполномоченного органа о наличии оснований, препятствующих заключению с детьми-сиротами и лицами из их числа договора социального найма в отношении занимаемого ими жилого помещения, должен основываться на всестороннем исследовании и оценке жилищно-бытовых условий лиц названной категории, исполнения ими обязанностей по договору найма специализированного жилого помещения, состояния их здоровья, социального окружения, иных обстоятельств, касающихся данных лиц (в частности, наличие работы, привлечение к административной или уголовной ответственности, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств).
Из материалов настоящего гражданского дела следует, что ФИО18 (ФИО19) ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, так вступившим в законную силу решением Красноперекопского горрайонного суда АРК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ г.р. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО19 Екатерины ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставлено жилое помещение – жилой дом площадью 41,0 кв.м, по адресу: Россия, <адрес>, из числа жилых помещений специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ. между <адрес> РК и ФИО5 заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № сроком на пять лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. По условиям договора ФИО5 передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности Муниципального образования <адрес> Республики Крым, общей площадью 41.0 кв.м., расположенной по адресу: Россия, <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
П. 3.5.4 указанного договора предусмотрено, что заключить Договор найма специализированного жилого помещения в отношении занимаемого жилого помещения без выселения нанимателя и членов его семьи после окончания срока действия настоящего договора, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания нанимателю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации в соответствии со статьей 8 Закона Республики Крым от 26.11.2014г. №-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Республики Крым» однократно на новый 5-летний срок.
21.09.2019г. ФИО5 заключила брак с ФИО6, после заключения брака супруге присвоена фамилия- ФИО18.
ДД.ММ.ГГГГ проведено комиссионное обследование жилищных условий М.А.Г. по адресу: <адрес>, о чем составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлено, что плата за пользование жилым помещением произведена за несколько месяцев ДД.ММ.ГГГГ. Имеется задолженность по вывозу ТКО в размере 1473,84 рублей. Своевременная оплата не производится в связи с нехваткой средств на оплату комиссии банка (со слов нанимателя).
Заключением комиссии от 30.11.2022г. установлено наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицу М.А.Г., являющемуся нанимателем жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а именно: своевременность оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. Принято решение о повторном заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок.
Постановлением <адрес> РК № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено заключить с ФИО18 (ФИО19) А.Г. договор найма специализированного жилого помещения для лиц из числа детей-сирот, на пятилетний срок.
ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> РК и М.А.Г. заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № сроком на пять лет, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по 08.12.2027г.
Из пояснений М.А.Г., следует, что она не находится в трудной жизненной ситуации, проживает вместе с семьей, получает выплаты на детей.
Согласно сведений, представленных Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по РК в региональной базе данных на застрахованное лицо М.А.Г., 03.12.1993г.р., отсутствуют сведения, составляющие пенсионные права. М.А.Г. является получателем ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в которое в за 2022 года составило - 83 860,95 рублей, период январь - июнь 2023г. составило 80 636,9 рублей.
По информации Управления труда и социальной защиты населения администрации <адрес> РК М.А.Г. является получателем мер социальной поддержки, а именно: ежемесячных выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, ежемесячной выплаты на третьего ребенка или последующих детей.
Согласно информации ГБУЗ РК «ЦГБ <адрес>» М.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не состоит на учетах у врача-нарколога и врача-нарколога-психиатра.
Из представленных материалов проверки наличия/отсутствия основания нахождения ФИО19 (ФИО18) А.Г. и ее семьи в трудной жизненной ситуации следует, что М.А.Г., зарегистрирована по адресу: РК, <адрес>, вместе с членами семьи: супруг- ФИО6, дочь- ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ гр., сын- ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь- ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ
По информации Красноперекопского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по РК и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ М.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с 01.1.2014г. по настоящее время по учетам уголовно-исполнительной инспекции не проходила.
Из ответа Муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав <адрес> РК следует, что административные материалы в отношении М.А.Г. от органов системы профилактики в адрес Комиссии не поступали.
Согласно сведений МО МВД России «Красноперекопский» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 (ФИО19) А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. к административной ответственности не привлекалась.
ФИО18 (ФИО5) к уголовной ответственности не привлекалась, что следует из ответа МО МВД России «Красноперекопский « от ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям ТО ГКУ «Центр занятости населения» в городе Армянск, Красноперекопске и <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО18 (ФИО19) А.Г. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на учете в качестве ищущей работу или безработной не состоит.
ФИО18 (ФИО19) А.Г. является получателем мер социальной поддержки с 13.12.2017г. по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленных сведений УТЗН администрации <адрес> РК.
По данным ГУП РК «Вода Крыма» и <адрес> отделения энергосбыта ГУП РК «Крымэнерго» задолженность по коммунальным услугам по жилому помещению по адресу: РК, <адрес> – отсутствует.
Задолженность М.А.Г. по оплате за пользование жилым помещением перед администрацией <адрес> РК по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 252,95 рублей.
Супруг М.А.Г.- ФИО6 работает в АО «Бром» водителем грузчика 5 разряда автотранспортного цеха с ДД.ММ.ГГГГг. по настоящее время, что следует из справки АО «Бром» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки о доходах ФИО6 за 2022г. общая сумма дохода за 2022год составила 361 546,93 рублей.
Согласно акта осмотра помещения № от 20.08.2020г. установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: РК, <адрес>, никто не проживает, ведется ремонт.
Согласно акта осмотра помещения № от 10.03.2022г. установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: РК, <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, видны следы перепланирования жилого помещения, работы не завершены.
Из акта о не проживании физического лица в жилом помещении №н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: РК, <адрес>, никто не проживает,
Согласно информации ГБУЗ РК «ЦГБ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ М.А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., не состоит на учетах у врача-нарколога и врача-нарколога-психиатра.
Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, пояснения истца суд приходит к выводу о том, что наличие задолженности у истца за коммунальные услуги, которая в настоящее время погашена в полном объёме, не является основанием для установления наличия обстоятельств, свидетельствующих, о необходимости оказания ей содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и для отказа в заключении с ней договора социального найма занимаемого жилого помещения. При этом в ходе рассмотрения установлено, что М.А.Г. социально адаптирована к самостоятельной жизни, имеет супруга, троих детей, в трудной жизненной ситуации не находится, необходимости заключать договор найма специализированного жилого помещения на новый срок не имеется, истец вправе получить занимаемое жилое помещение в пользование по договору социального найма.
В соответствии с пп. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ)
В соответствии со статьей 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2).
Частью 7 статьи 52 ЖК РФ предусмотрено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>" предусмотрено, что в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или, членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Из материалов дела следует, что постановлением <адрес> РК № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён порядок формирования, управления и распоряжения специализированным жилищным фондом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, <адрес> РК.
Согласно п. 3.7. указанного Порядка по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, администрацией <адрес> РК принимается решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, находящимися под опекой (попечительством), договора социального найма в отношении данного жилого помещения.
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № от 19.11.2015г. утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования <адрес> в новой редакции.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: РК, <адрес> зарегистрировано за муниципальным образованием <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в специализированный жилищный фонд <адрес> Республики Крым включено жилое помещение – жилой дом площадью 41 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>,
Из представленных материалов дела следует, что решения об исключении спорного жилого помещения из числа жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, уполномоченным органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилищным фондом, не принималось, что не оспаривается сторонами, при этом отсутствие разработанной ответчиком процедуры исключения жилого помещения из специализированного фонда не является основанием для отказа в удовлетворении требований в указанной части.
В силу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии с п. 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными или прекращенными. Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных исковых требований об исключении жилого дома, расположенного по адресу: РК, <адрес>, из специализированного жилого фонда, в связи с чем, договор найма специализированного жилого помещения, заключенный с М.А.Г. подлежит расторжению, с возложением на администрацию обязанности заключить с М.А.Г. договор социального найма жилого помещения
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноперекопского межрайонного прокурора, действующего в интересах М.А.Г., к <адрес> Республики Крым о понуждении совершить определённые действия - удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым (ОГРН 1149102070523) исключить жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, <адрес>, из специализированного жилищного фонда администрации <адрес> Республики Крым.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым (ОГРН 1149102070523) расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного администрацией <адрес> Республики Крым с ФИО18 (ФИО19) ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Обязать администрацию <адрес> Республики Крым (ОГРН 1149102070523) заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, с ФИО18 (ФИО19) ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (паспорт гражданина РФ 3921 № выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>, 910-019).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Б. Вагнер
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.Б. Вагнер