РЕШЕНИЕ
ИФИО1
18 марта 2021 года <адрес>
Озерский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Котовой О.А.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к администрации городского округа <адрес>, Министерству имущественных отношений <адрес> об обязании предоставить в собственность земельный участок
у с т а н о в и л:
истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что истцу принадлежат на праве собственности, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:36:0030401:17 нежилое здание с кадастровым номером 50:36:0030401:1058 общей площадью 279 кв.м., нежилое здание с кадастровым номером 50:36:0030401:1061 общей площадью 558 кв.м. по адресу: <адрес> усадьбы совхоза Озеры, вблизи жилого <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 50:36:0030401:17 общей площадью 2000 кв.м. принадлежит истцу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец неоднократно обращался в администрацию г.о.Озеры с заявлениями о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:36:0030401:17 в собственность за плату. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату на основании протокола №-З от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в <адрес> на основании информации Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры <адрес> о расположении земельного участка в зоне реконструкции автомобильной дороги регионального значения. Считает отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка неправомерным, поскольку отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемых характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Просит обязать администрацию городского округа Озеры предоставить ФИО2 в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 50:36:0030401:17 общей площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства магазина хозтоваров, расположенный по адресу: <адрес> усадьбы совхоза Озеры, вблизи жилого <адрес>.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, действует через представителя.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением <адрес> № в схему территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> были внесены изменения, в соответствии с которыми автомобильная дорога регионального значения «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры» - центральная усадьба АО «Озеры» была исключена из перечня автомобильных дорог, подлежащих реконструкции.
Представитель ответчика администрации городского округа Озеры по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, представил письменные возражения по существу иска, просил производство по гражданскому делу прекратить в связи с тем, что в настоящее время истец имеет возможность оформить земельный участок в собственность путем направления заявления в администрацию города.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 2000 кв.м. с кадастровым номером 50:36:0030401:17, расположенный по адресу: <адрес> усадьбы совхозы «Озеры», вблизи жилого <адрес>; разрешенное использование: для строительства магазина хозтоваров; категория земель: земли населенных пунктов.
Договор аренды заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером 50:36:0030401:1058 площадью 279 кв.м., нежилое здание с кадастровым номером 50:36:0030401:1061 площадью 558 кв.м., находящиеся в собственности ФИО2
Истец обратился в администрацию г.о. <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность арендуемого земельного участка за плату без проведения торгов.
Решением Комитета по управлению имуществом г.о. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне реконструкции автомобильной дороги регионального значения.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из пункта 2 части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 6 часть 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В пункте 5 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что исключительный характер права, предусмотренный приведенными выше нормами статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка.
Из вышеуказанных норм закона следует, что наличие на земельном участке зданий, сооружений, находящихся в собственности является основанием для реализации права на приобретения земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
На основании статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации после рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком и направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и направляет принятое решение заявителю. В решении должны быть указаны все основания отказа.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в числе прочих приведены следующие самостоятельные основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования (пункт 7); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, указано, что, по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Из указанных норм права следует, что при доказанности факта расположения участка в пределах территории, предназначенной в соответствии с утвержденными документами территориального планирования для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, собственнику объектов недвижимого имущества не может быть предоставлен земельный участок в собственность.
В соответствии с положениями статей 9, 14, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральные планы городского округа включают карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В соответствии с <адрес> №-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О генеральном плане развития <адрес>» схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> является составной частью Генерального плана развития <адрес> как системы нормативных правовых актов <адрес>, определяющих политику органов государственной власти <адрес>, в сфере стратегического планирования пространственного развития <адрес> и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в <адрес> в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и является в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Истцу было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка по причине его расположения в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры»-Центральная усадьба АО «Озеры».
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «Межа» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, сведения о границах местоположения содержатся в ЕГРН. <адрес> земельного участка составляет 2000 кв.м. На земельном участке расположены объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 50:36:0030401:1058 и 50:36:0030401:1061. Пересечения границ земельного участка с ранее установленными кадастровыми границами смежных землепользователей отсутствуют. В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером 50:36:0030401:17 не находится в зоне с особыми условиями использования территории. Сведения о наличии каких-либо ограничений в обороте в ЕГРН не содержатся. Координаты ЗОУИТ трассы дороги «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры»-Центральная усадьба АО «Озеры» не установлены в соответствии с действующим законодательством. Земельный участок с кадастровым номером 50:36:0030401:17 находится на расстоянии 42,12 м от оси дорожного полотна «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры» - центральная усадьба АО «Озеры» и на расстоянии 31 метра от кадастровой границы данной дороги.
По ходатайству представителя истца по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза с целью установления координат и площади наложения границ земельного участка с кадастровым номером 50:36:0030401:17 на границы зоны реконструкции автомобильной дороги регионального значения «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры» - центральная усадьба АО «Озеры».
Согласно заключению эксперта ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:36:0030401:17 соответствует своему кадастровому местоположению. Ответ на вопрос о наложении границ земельного участка с кадастровым номером 50:36:0030401:17 на границы зоны реконструкции автомобильной дороги регионального значения «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры» - центральная усадьба АО «Озеры» эксперт не подготовил по причине не предоставления администрацией г.о. Озеры координат планируемой зоны реконструкции автомобильной дороги «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры» - центральная усадьба АО «Озеры» и отсутствия в выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:36:0030401:17 сведений об обременениях.
Таким образом, ответчиком не представлено бесспорных доказательств, позволяющих идентифицировать и соотнести место расположения спорного земельного участка и планируемой зоны реконструкции автомобильной дороги, а также установить, что спорный земельный участок находится в зоне реконструкции автомобильной дороги «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры» - центральная усадьба АО «Озеры» согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>. Сведения о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 50:36:0030401:17 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Кроме того, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в схему территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, в соответствии с которыми автомобильная дорога регионального значения «Коломна-Акатьево-Горы-Озеры» - центральная усадьба АО «Озеры» была исключена из перечня автомобильных дорог, подлежащих реконструкции. Постановление № вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации <адрес> в судебном заседании просил производство по гражданскому делу прекратить.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если: имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса; имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон; истец отказался от иска и отказ принят судом; стороны заключили мировое соглашение и оно утверждено судом; имеется ставшее обязательным для сторон, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда либо если суд отменил указанное решение; после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
Предусмотренных законом оснований для прекращения производства по гражданскому делу не имеется.
Поскольку истец является собственником двух нежилых зданий, расположенных на испрашиваемом земельном участке, возведенные строения соответствуют виду разрешенного использования земельного участка, земельный участок в обороте не ограничен, на основании положений ст. 39.20 Земельного кодекса РФ истец имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка, следовательно, исковые требования являются законными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
обязать администрацию городского округа <адрес> предоставить ФИО2 земельный участок с кадастровым номером 50:36:0030401:17 общей площадью 2000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства магазина хозтоваров, расположенный по адресу: <адрес> усадьбы совхоза Озеры, вблизи жилого <адрес>, в собственность за плату без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Озерский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись
Копия верна
Судья О.А. Котова
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Секретарь ФИО3