Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2022 года г.Елец
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Юдаковой Л.В.,
при секретаре Пищулиной Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-260/2022 по иску прокурора Елецкого района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести диспансеризацию муниципальных служащих,
у с т а н о в и л:
Прокурор Елецкого района, действующий в соответствии со статье1 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести диспансеризацию муниципальных служащих.
В обоснование иска сослался на те обстоятельства, что в ходе прокурорской проверки установлено, что диспансеризация муниципальных служащих администрации сельского поселения в 2022 году не проводилась и не запланирована. Невыполнение ответчиком требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь и охрану здоровья, поскольку своевременная диагностика и выявление заболеваний способствует наиболее эффективному лечению и профилактике развития более сложных заболеваний. При наличии заболевания, препятствующего прохождению службы, муниципальный служащий не может в полной мере исполнять свои должностные обязанности, что может привести к нарушению прав и законных интересов граждан.
Помощник прокурора Елецкого района Пиляев Н.С. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении указали на согласие с требованиями прокурора.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что имеются правовые основания для удовлетворения иска. При этом исходит из следующего.
Согласно статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан обеспечить организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров.
В силу ч. 6 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
В соответствии с п. 10 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.4 ч.1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ).
Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 года № 984н.
Порядок определяет правила прохождения диспансеризации лицами, занимающими должности государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальные должности муниципальной службы, а также выдачи заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (п. 1 Порядка).
Под диспансеризацией понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего (п. 2 Порядка).
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика». В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций (п. 3 Порядка).
Согласно п.4 Порядка, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований.
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) (п. 5 Порядка).
Гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком.
В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем) (п. 6 Порядка).
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение (п. 7 Порядка).
Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации (п. 8 Порядка).
Согласно п. 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Заключение, выданное гражданскому служащему или муниципальному служащему по результатам диспансеризации, действительно до прохождения следующей диспансеризации.
Заключение приобщается к личному делу гражданского служащего или муниципального служащего в соответствии с Положением о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 года № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела».
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что диспансеризация муниципальных служащих администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области в 2022 году не проводилась и не была запланирована.
Невыполнение ответчиком требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на жизнь и охрану здоровья, поскольку своевременная диагностика и выявление заболеваний способствует наиболее эффективному лечению и профилактике развития более сложных заболеваний. При наличии заболевания, препятствующего прохождению службы, муниципальный служащий не может в полной мере исполнять свои должностные обязанности, что может привести к нарушению прав и законных интересов граждан.
Таким образом, прокурор Елецкого района обоснованно обратился с настоящим иском в суд.
Срок для проведения диспансеризации, предложенный прокурором, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 320-321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Елецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести диспансеризацию муниципальных служащих удовлетворить: обязать администрацию сельского поселения Воронецкий сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить прохождение муниципальными служащими администрации сельского поселения диспансеризации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Елецкий районный суд Липецкой области.
Председательствующий -
Решение в окончательной форме принято судом 25.05.2022г.
Председательствующий -