Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1667/2020 ~ М-1172/2020 от 27.02.2020

К делу

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Сочи                                                                                                                26 июня 2020 года

          Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

          судьи Круглов Н.А.,

          при секретаре судебного заседания Козловой К.В.,

          с участием: представителя истца Ковальчук И.С.Ильина А.Е.,

          рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковальчук И. С. к администрации г.Сочи, ООО «Консалтинговая компания «Мир» о признании недостоверной величины рыночной стоимости арендованного земельного участка и величины ежегодной арендной платы за часть земельного участка,

установил:

            Ковальчук И.С. обратилась в суд с иском к администрации г.Сочи, ООО «Консалтинговая компания «Мир» о признании недостоверной величины рыночной стоимости арендованного земельного участка и величины ежегодной арендной платы за часть земельного участка, в котором просила суд: 1) признать недостоверной величину рыночной стоимости арендованного земельного участка и величину ежегодной арендной платы за часть земельного участка с кадастровым номером :3, находящуюся в пользовании истца, установленной ответчиком администрацией г. Сочи в размере 276 220,17 рублей на основании отчета об опенке величины годовой арендной платы от 27.12.2018г. ; 2) установить размер ежегодной арендной платы за часть земельного участка, находящегося в пользовании истца, в 162 236 рублей исходя из рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером :3 в размере 29 251628 рублей и рыночной стоимости части данного земельного участка, находящегося в пользовании истца, в размере 10 815 728 рублей; 3) обязать ответчика администрацию города Сочи заключить с истцом Ковальчук И. С. дополнительное соглашение к договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора (договор аренды) от 11.05.2005г. с условием об установлении ежегодной арендной платы в размере 162 236 рублей.

              В судебном заседании представитель истца Ковальчук И.С.Ильин А.Е. исковые требования поддержал и мотивировал их тем, что Ковальчук И.С. на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды со множественностью лиц на стороне арендатора (договор аренды) от 11.05.2005г. , договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 03.11.2005г., соглашения о безвозмездной передаче прав и обязанностей арендатора от 12.12.2016г. является арендатором части земельного участка с кадастровым номером :3, общей площадью 3330 м2, находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>. Площадь части земельного участка, находящейся в пользовании истца, составляет 1232 м2. Пользователем остальной части арендованного земельного участка является ООО «Хоста».

            Ответчиком администрацией г. Сочи в одностороннем порядке на основании дополнительного соглашения от 25.02.2019г. и отчета об оценке величины годовой арендной платы от 27.12.2018г. установлена арендная плата за земельный участок в размере 747 050 рублей; за часть, находящуюся в пользовании истца, в размере 276 220,17 рублей.

            Истец считает, что установленный ответчиком в дополнительном соглашении к договору размер арендной платы является недостоверным, так как не соответствует рыночной стоимости объекта аренды. В порядке досудебного урегулирования спора истец обратилась к ответчику с соответствующим заявлением (с приложением обоснования в виде отчета об оценке) от 25.07.2019г. о перерасчете размера арендной платы, на которое получен ответ об отказе в этом.

            Согласно заключению специалиста (рецензии) на отчет от 27.12.2018г. (на основании которого установлен спорный размер арендной платы), выполненного ООО «Агентство оценки, экспертизы и консалтинга», исследованный отчет не соответствует требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки. Выбор оценщиком методов оценки в рамках сравнительного подхода не обоснован. Расчеты стоимости объекта оценки не соответствуют описанным в отчете методам. Использованная в расчетах рыночная информация, указанная в отчете, не содержится в полном объеме в Приложении к отчету. В отчете выявлены технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчета, приводящие к нарушению требований законодательства Российской Федерации.

Выявленные в отчете логические, методологические, арифметические ошибки и нарушения влияют на величину рыночной стоимости, величину (размер) годовой арендной платы арендуемого земельного участка.

Итоговая рыночная стоимость объекта оценки не удовлетворяет требованиям ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ», федеральных стандартов оценки, и, соответственно, не может быть рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.

Согласно Отчету об оценке от 01.07.2019г., составленного по заданию истца ООО «Центр экономических и правовых экспертиз» (оценщик - Чекерес О.Ю.): - рыночная стоимость арендованного земельного участка составляет 29 251 628 рублей; - рыночная ставка годовой арендной платы за пользование земельным участком составляет 438 774 рублей; - рыночная стоимость части земельного участка, находящейся в пользовании заявителя составляет 10 815 728 рублей; -    рыночная ставка годовой арендной платы части земельного участка, находящейся в пользовании заявителя составляет 162 236 рублей.

Согласно ч.1 ст.39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 16.1)7.2009г. от ДД.ММ.ГГГГ Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов (в том числе): - принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организации, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; - принцип запрела необоснованных предпочтений, н соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Согласно Постановлению администрации города Сочи от 18.07.2016г. «О Порядке расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи. предоставленные без проведения торгов» и Приложения к нему:

- пункт 7 Приложения к постановлению - в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов арендная плата определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и рассчитывается в размере: подпункт б) - 1,5 процента от рыночной стоимости земельного участка в отношении земельных участков, для которых иной порядок определения размера арендной платы не установлен пунктами 1 - 5 настоящего Порядка, а также в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, предоставляемых в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации или во исполнение решения суда.

Согласно ст.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

          Представитель администрации города Сочи в судебное заседании не явился, суду представил письменные возражения на иск и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ООО «Консалтинговая компания «Мир» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении или рассмотрении дела в его отсутствие не ходатайствовал.

С учетом мнения представителя истца, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке сторон.

          Выслушав доводы и пояснения представителя истца, изучив возражения представителя администрации г.Сочи и материалы дела, представленные письменные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.

         Пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

          В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

          К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.

В соответствии со ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно п. 3.5. договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ , размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора, в дальнейшем может пересматриваться в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с инфляцией и индексацией цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативно-правовые акты РФ, Краснодарского края и органов местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных п. ДД.ММ.ГГГГ. Изменения размера арендной платы фиксируется и оформляется приложением к настоящему договору. В случаях уклонения арендатора от его подписания, приложение подписывается только Арендодателем.

Размер годовой арендной платы по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ установлен в соответствии постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке расчета регулируемой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов», на основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору аренды, Отчета об оценке величины годовой арендной платы от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 747 050 руб. в год. Размер годовой арендной платы за часть земельного участка площадью 1 232 кв.м, находящуюся в пользовании истца составляет - 276 220,17 руб. в год.

Исчисления арендной платы в соответствии с указанным дополнительным соглашением установлено с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Федеральным законом от 29.071998 -Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ согласован, подписан сторонами и зарегистрирован в установленном порядке в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.

При согласовании договора аренды в части размера годовой арендной платы, протокол разногласий не поступал в адрес департамента имущественных отношений администрации города Сочи, и таких данных суду не предоставлено.

В соответствии с постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке расчета регулируемой арендной, платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи, предоставленные без проведения торгов» (далее-Постановление) утратило силу постановление Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности в городе Сочи».

Согласно п. 1 Постановления утвержден порядок определения размера годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в соответствии с которыми размер годовой арендной платы определяется одним из следующих способов:

    на основании кадастровой стоимости земельных участков;

    в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;

    на основании земельного налога;

    на основании рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 2.1. Постановления, арендная плата по договорам аренды, заключенным до вступления в силу настоящего постановления, подлежащая расчету на основании рыночной стоимости земельного участка, в случае, если рыночная стоимость земельного участка на дату вступления в силу настоящего постановления не определена, подлежит исчислению и уплате сходя из рыночной стоимости земельного участка после ее определения в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности с даты определения рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки является обязательным для объектов оценки, принадлежащих государству или муниципальным образованиям, в том числе для определения стоимости этих объектов в целях их передачи в аренду.

В соответствий с позицией, выраженной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, кадастровая стоимость, так и рыночная стоимость, будучи условными, считаются достоверными и подлежат признанию не в силу состоявшегося согласования или доказанного факта уплаты цены по известной реальной сделке, а в силу закона, поскольку их величина исчислена и обоснована в отчете оценщика по законно установленным правилам и не опровергнута (не пересмотрена, не исправлена) впоследствии законными же средствами; имеющиеся же допустимые различия в методах оценки делают неизбежными не только несовпадение установленной на основании отчета оценщика стоимости с реальной ценой состоявшейся сделки, но и определенные расхождения между результатами разных оценок в отношении одного объекта недвижимости, притом что и тот и другой результаты считаются достоверными постольку, поскольку они законно получены либо в процедурах массовой государственной кадастровой оценки, либо в порядке приведения кадастровой стоимости объекта к его рыночной стоимости на основании индивидуальной оценки.

Также, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ изложено, что установление кадастровой стоимости равной рыночной, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

На основании ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации плата за пользование земельным участком, относящимся к публичной собственности, относится к    категории регулируемых цен. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в публичной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

           Таким образом, условия договора аренды соответствуют действующему законодательству, нормативному правовому акту, установившему порядок определения (расчета) арендной платы в отношении муниципальных земель на территории города Сочи.

            Истцом в материалы настоящего гражданского дела к исковому заявлению представлены: заключение специалиста на отчет от 27.12.2018г. ООО «Агентство оценки, экспертизы и консалтинга» и Отчёт об оценке от 01.07.2019г. ООО «Центр экономических и правовых экспертиз».

        Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Таким образом, заключение (отчет) оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает заключение (отчет) с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Оценивая представленные заключение и отчет, сравнивая и определяя их полноту, научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд пришел к выводу о том, что данные заключение и отчет в полной мере не могут являться допустимыми и достоверными доказательствами.

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 398-О) наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

           При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм действующего законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Ковальчук И.С.

           На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

            ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

                 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.

              ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░                                                                               ░.░. ░░░░░░░

2-1667/2020 ~ М-1172/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ковальчук Ирина Сергеевна
Ответчики
ООО Консалтинговая компания Мир
Администрация
Другие
ООО Хоста
Суд
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края
Судья
Круглов Николай Александрович
Дело на сайте суда
sochi-centralny--krd.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2020Передача материалов судье
03.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.04.2020Подготовка дела (собеседование)
21.05.2020Подготовка дела (собеседование)
21.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.06.2020Предварительное судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее