Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1190/2023 ~ М-400/2023 от 07.03.2023

Дело № 2-1190/2023

32RS0003-01-2023-000488-19

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2023 года г. Брянск

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Слепуховой Н.А.,

при секретаре Мартыненко В.С.,

с участием старшего прокурора Брянского района Брянской области Дружининой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брянского района Брянской области к Супоневской сельской администрации о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брянского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Супоневской сельской администрации, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района, в связи с обращением генерального директора ООО «Русский капитал» Матюховой М.М., проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления на территории с.Супонево Брянского района Брянской области. Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Проверкой установлено, что воздушная линия электропередач ВЛ-6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д.19 с. Супонево Брянский район) на кадастровый учет не поставлена, в реестре муниципальной собственности не состоит и право собственности в органах Росреестра на неё не зарегистрировано.

По информации ООО «БрянскЭлектро» №681 от 20.10.2022, общество не является балансодержателем вышеуказанного линейного объекта.

Согласно положениям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В свою очередь, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Воздушная линия электропередач ВЛ-6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д.19 с. Супонево Брянский район) является недвижимым имуществом, входящим в состав сложного объекта.

По результатам проведенной в ноябре 2022 года проверки прокуратурой района в связи с ненадлежащим исполнением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации внесено представление главе Супоневской сельской администрации.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления, нарушения не устранены.

По информации Супоневской сельской администрации №1600 от 28.12.2022, решение вопроса о постановке бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства в соответствие ст. 225 ГК РФ, должна осуществлять электросетевая организация.

На основании вышеприведенных положений закона, а также нахождение спорного объекта на территории Супоневского сельского поселения, правом подачи заявления о постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного обладает Супоневская сельская администрация Брянского района.

Следовательно, необращение Супоневской сельской администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии воздушной линии электропередач ВЛ-6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д. 19 с. Супонево Брянский район) на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, что создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где она проложена.

На основании изложенного просит суд обязать МО «Супоневская сельская администрация Брянского района Брянской области обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии воздушной линии электропередач ВЛ-6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д. 19 с. Супонево Брянский район) на учет, как бесхозяйного имущества.

В судебном заседании представитель истца Дружинина А.М. поддержала заявленные исковые требования и просила об их удовлетворении.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещенные своевременно о дате и времени судебного заседания. Суд в соответствии со ст. 235 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в отсутствие ответчика – в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой района, в связи с обращением генерального директора ООО «Русский капитал» Матюховой М.М., проведена проверка исполнения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления на территории с.Супонево Брянского района Брянской области.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерал: федеральным органом исполнительной власти.

В силу положений ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации организация в границах поселения электроснабжения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Проверкой установлено, что воздушная линия электропередач ВЛ-6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д.19 с. Супонево Брянский район) на кадастровый учет не поставлена, в реестре муниципальной собственности не состоит и право собственности в органах Росреестра на неё не зарегистрировано.

По информации ООО «БрянскЭлектро» №681 от 20.10.2022, общество не является балансодержателем вышеуказанного линейного объекта.

Согласно положениям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В свою очередь, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Именно такой подход положен в основу позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", которым в пункте 38 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В контексте градостроительного законодательства линейные объекты являются разновидностью объектов капитального строительства, но имеют иной правовой режим в части процедур проектирования, строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 2 Раздела I "Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи", указанный перечень может быть несколько расширен.

Так, к линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства, расположенных в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к таким объектам.

Общими для всех линейных объектов является следующий перечень характеристик: длина объекта намного превышает его ширину; объект является сооружением; объекту свойственна связь с земельными участками; в состав линейного объекта могут входить площадочные объекты, технологически связанные с линейным объектом.

К линейным объектам не относятся сети инженерно-технического обеспечения, располагающиеся в границах того земельного участка, на котором размещено здание, энергоснабжение которого они обеспечивают.

В ситуации, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом в любом случае.

Таким образом, поскольку в пункте 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линейные объекты отнесены к сооружениям, которые, в свою очередь, относятся к объектам капитального строительства, все упоминания о линейных объектах, имеющиеся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, касаются объектов капитального строительства.

Исходя из вышеизложенного, воздушная линия электропередач ВЛ-6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д.19 с. Супонево Брянский район) является недвижимым имуществом, входящим в состав сложного объекта.

Кроме того, в соответствии с п.п.4,6 ст.З Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта.

Воздушная линия электропередачи ВЛ 0,6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д.19 с. Супонево Брянский район) является единым недвижимым комплексом, к которому применяются правила о неделимых вещах, при этом сведения о собственнике объекта отсутствуют, не обращение администрации в регистрирующий орган с заявлением о постановке указанного выше сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной в ноябре 2022 года проверки прокуратурой района в связи с ненадлежащим исполнением законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации внесено представление главе Супоневской сельской администрации.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения представления, нарушения не устранены.

По информации Супоневской сельской администрации №1600 от 28.12.2022, решение вопроса о постановке бесхозяйного объекта электросетевого хозяйства в соответствие ст. 225 ГК РФ, должна осуществлять электросетевая организация.

Согласно п.п. 4-5 ч.6 ст.14 Федерального закона РФ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» к перечню мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности относятся мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организация постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В соответствии с п.п. 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 3 Федерального закона РФ от 13.07.2015 №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции федерального органа в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, относится, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно п.5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу приведенных норм закона орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании вышеприведенных положений закона, суд считает, что нахождение спорного объекта на территории Супоневского сельского поселения, правом подачи заявления о постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного обладает Супоневская сельская администрация Брянского района.

При таких обстоятельствах, не обращение Супоневской сельской администрации в уполномоченный орган с заявлением о принятии воздушной линии электропередач ВЛ-6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д. 19 с. Супонево Брянский район) на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, что создает угрозу аварийной ситуации в пределах территорий муниципального образования, где она проложена.

Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Принимая во внимание, что выполнение действий по обращению в уполномоченный орган с заявлением о принятии воздушной линии на учет как бесхозяйного имущества требует времени и финансовых затрат, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда до 1 июля 2024 года, которого, по мнению суда, достаточно для исполнения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 235-237 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Брянского района Брянской области - удовлетворить.

Обязать МО «Супоневская сельская администрация Брянского района Брянской области» обратиться в уполномоченный орган с заявлением о принятии воздушной линии электропередач ВЛ-6 кВ ф.622 ПС Карачижская, граница начинается от кабельных наконечников ТП0155 - ТП0179 (угловой столб ул. Пересвета, д.45 до ул. Пересвета, д. 19 с. Супонево Брянский район) на учет, как бесхозяйного имущества в срок до 1 июля 2024 года.

Копию заочного решения направить ответчику с уведомлением о вручении, разъяснив право, подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Брянский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Брянский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.А. Слепухова

2-1190/2023 ~ М-400/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Брянского района Брянской области
Ответчики
Супоневская сельская администрация
Другие
филиал ПАО "Россети Центр"-"Брянскэнерго"
ООО "Русский капитал"
Суд
Брянский районный суд Брянской области
Судья
Слепухова Н.А.
Дело на странице суда
briansky--brj.sudrf.ru
07.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Подготовка дела (собеседование)
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
09.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
06.07.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
09.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2023Дело оформлено
11.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее