№
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Компанеец А.Г., при секретаре судебного заседания ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, Администрации города Омска о признании права на получение жилого помещения, признании незаконным бездействия в части не передачи документов в органы местного самоуправления, возложении обязанности по включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Администрации города Омска о признании права на получение жилого помещения, признании незаконным бездействия в части не передачи Министерством обороны Российской Федерации документов в органы местного самоуправления, возложении обязанности по включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование указал, что является получателем пенсии за выслугу лет через военный комиссариат Омской области по линии Министерства обороны Российской Федерации. Пенсия назначена бессрочно с 16.01.1997г. Имеет звание старшего прапорщика запаса. В нарушение действовавшего ранее и действующего в настоящее время законодательства РФ, он не был обеспечен жилым помещением как лицо, имеющее общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (ч. 6 ст. 15 Федерального закона №4455-1 от 11.02.1993 г.). Согласно нормы, содержащейся в ч. 14. ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 г., обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Он обратился в Военный комиссариат Омской области с целью реализации своих жилищных прав. Военный комиссариат Омской области перенаправил его обращение в ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, филиал Центральный, территориальный отдел «Омский». На своё обращение он получил ответ от 12.05.2021г. №, из которого следовало, что все квартирно-эксплуатационные части (КЭЧ) реорганизованы и ими в ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, филиал Центральный, территориальный отдел «Омский» списки лиц, состоящих на учёте в качестве нуждающихся, не передавались. Считает, что список, в котором содержится информация, что он признан лицом, имеющим право на получение жилого помещения и поставлен на учёт в качестве нуждающегося, утрачен.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в порядке статьи 43 ГПК РФ привлечены ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Центральный» территориальный отдел «Омский», ФКУ "Военный комиссариат Омской области".
В судебном заседании истец ФИО3 и его представитель ФИО10, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков- Министерства обороны РФ и Администрации г. Омска, участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежаще.
Представитель третьего лица Филиал "Центральный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации" участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежаще. Представил письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении требований.
Представитель ФКУ "Военный комиссариат Омской области" участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежаще, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении иска.
Представители Департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Центральный» территориальный отдел «Омский» участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежаще.
Заслушав истца, представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, личного (пенсионного) дела ГО-33132, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее по тексту также Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 (с изменениями) утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 6 названных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпунктам "а", "з", "и" пункта 7 Правил учета N 1054 основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади, проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади либо избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
В соответствии с абз. 2 п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 29,12.2020 № 742 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированной организации Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», ФГ"АУ «Росжилкомплекс» является специализированной организацией Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющей полномочия Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
В соответствии с п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1768, нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, признаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на условиях и в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Основания и порядок реализации военнослужащими права на безвозмездное получение от государства жилого помещения по договору социального найма регламентированы в настоящее время Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ и приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30.09.2010 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Согласно Федеральному Закону от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы. Льготы и гарантии, установленные указанным законом в области жилищного обеспечения, действуют только в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, признанных в установленном порядке, нуждающимися в получении жилья и состоящих на учете в едином реестре.
Действующий Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» регулирует вопросы жилищного обеспечения исключительно военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, сохраняющих право находиться на учете нуждающихся в получении жилья.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся в период прохождения военной службы до момента исключения из списков личного состава части.
Судом установлено, что старший прапорщик ФИО3 уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ по ст. 49 ч. 2 п. «г» Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих.
Как следует из письменного ответа департамента жилищной политики Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 впервые обратился в Администрацию города Омска с заявлением о принятии на учет и документами, предусмотренными статьей 16 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере».
Приказом директора департамента общественных отношений и социальной политики Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 было отказано в признании малоимущим в целях принятия на учет, в связи с отсутствием необходимых документов (отсутствие документов подтверждающих: состав семьи, доходы членов семьи за последний год, предшествующий месяцу подачи заявления, стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению).
Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ФИО3 отказано в принятии на учет в связи с тем, что представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете, о чем он был извещен письмом департамента от ДД.ММ.ГГГГ № №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 повторно обратился в Администрацию города Омска с заявлением о принятии на учет и документами, предусмотренными статьей 16 Закона Омской области.
Из представленных документов было установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 43,2 кв. м, принадлежащем на праве собственности племяннице.
В жилом помещении зарегистрированы по месту жительства семь человек (ФИО3, сестра ФИО3, муж сестры, семья племянницы из четырех человек).
ФИО1 директора департамента общественных отношений и социальной политики Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в признании граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» ФИО3 отказано в признании малоимущим в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в связи с превышением размера дохода (40925,06 руб.) величины двух прожиточных минимумов по основным социально-демографическим группам населения в Омской области (17864,00 руб.).
Распоряжением директора департамента от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете», ФИО3 отказано в принятии на учет в связи с тем, что представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете, о чем он был извещен письмом директора департамента от ДД.ММ.ГГГГ № №.
По информации Военного комиссариата Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в военный комиссариат Омской области с заявлением об оказании содействия по сбору документов для решения жилищного вопроса.
Заявление ФИО3 в соответствии с п. 3 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» было перенаправлено по компетенции в ФГАУ «Центральное Управление» жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) МО РФ (ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Центральный, Территориальный отдел «Омский») и в Департамент жилищной политики Администрации г. Омска.
Из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» следует, что с 01.01.1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Частью 14 ст. 15 вышеуказанного Закона на органы местного самоуправления была возложена обязанность по обеспечению военнослужащих, имевших общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета также внебюджетных источников финансирования.
На органы военного управления приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.11.1998 г. №517 была возложена обязанность по представлению в органы местного самоуправления сведений о военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и необходимых документов, связанных с постановкой на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ часть 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» изложена в новой редакции.
Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих- граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жильем военнослужащих – граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за сет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляются за сет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Вышеуказанным Федеральным законом не было установлено, что действия положений ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» распространяются на правоотношения, возникшие до 01.01.2005 г., т.е. не имеют обратной силы.
Таким образом, на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы после 01.01.2005 г. и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что на момент увольнения ФИО3 с военной службы (с учетом применения законодательства во времени) действовало Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, установленное приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 № 285, Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, установленного Приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 № 75, регламентирующие порядок постановки на учет и предоставление жилых помещений по месту прохождения службы, а также Закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих».
В соответствии с нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок обеспечения военнослужащих по избранному месту жительства, действовавшими в период увольнения ФИО3 с военной службы, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечивались исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь, по не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.
Военнослужащему, уволенному с воинской службы в отставку, выдавалось удостоверение о праве на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.03.1989 № 237-74, от 20.01.1960 № 74 и постановлениями Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, для предъявления в районный военный комиссариат и райисполком для постановки на учет по льготной очереди.
Кроме того, согласно п. 12 Положения «О порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» военнослужащие, уволенные в запас или в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечивались жилой площадью исполкомами Советов депутатов трудящихся в порядке, установленном Советом: Министров СССР.
Требования действующего порядка, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280, не предусматривают постановку на учет нуждающихся граждан, уволенных с военной службы.
Законодательством, действующим на момент увольнения истца из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, обязанность по обеспечению военнослужащих постоянными жилыми помещениями возлагалась на органы местного самоуправления. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 № 80 (п. 14 - 16), Постановление Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054 (п. 1,4-21).
Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в действие с 01.01.2005, в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, согласно которым жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых, предусмотрена военная служба; обеспечение жильем военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Вместе с тем, из содержания ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», как и ранее действующих норм аналогичного содержания, следует, что предоставляемые Федеральным законом государственные гарантии по обеспечению жилыми помещениями из фондов Министерства обороны Российской Федерации распространяются только на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В целях признания нуждающимися военнослужащими до увольнения подавался рапорт на имя командира войсковой части (с пакетом документов) с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Органы местного самоуправления по итогам рассмотрения ходатайства и документов военнослужащего производили постановку на учет, сообщая о принятом решении военнослужащему и командиру части в трехмесячный срок. Сведения о постановке на учет заносились в личные дела военнослужащих.
Соответственно, до 01.01.2005 года (до внесения изменений в Федеральный Закон «О статусе военнослужащих») функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. Соответственно, учет нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем (как в форме ГЖС, так и путем предоставления жилого помещения по договору социального найма) возлагались на органы местного самоуправления, куда уволенному в период до 01.01.2005 года военнослужащему необходимо было обратиться для реализации своих жилищных прав.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, истец с рапортом на постановку на очередь нуждающихся в жилом помещении в воинскую часть не обращался. Доводы исковой стороны об утрате его рапорта опровергаются собранными по делу доказательствами.
Так, судом обозревалось личное дело ст. прапорщика ФИО3, в котором рапорт (заявление) о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, отсутствует. Из представленной исковой стороной переписки, из всех имеющихся документов следует, что ФИО3 не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве Обороны Российской Федерации. Впервые за улучшением жилищных условий обратился только в 2015 году.
К показаниям допрошенных в качестве свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9 суд относится критически, поскольку они противоречат собранным по делу доказательствам. При отсутствии в личном деле и иных документах заявления истца на постановку его на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, при установлении факта обращения истца в органы местного самоуправления только в 2015 году, то есть спустя 18 лет после увольнения из рядов Вооруженных Сил РФ, показания свидетелей, что они были очевидцами передачи истцом непосредственному руководителю при приеме на службу заявления о постановке его на очередь на получение жилого помещения не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
ФИО3 перед увольнением право на получение жилья в избранном месте жительства вследствие своего бездействия не реализовал. Между тем, право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер и для его реализации необходимо выполнение определенных действий, как то: обращение с заявлением в органы местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся, подготовка документов, свидетельствующих об отсутствии жилых помещений в данном населенном пункте либо о несоответствии размера имеющегося жилого помещения нормам принятия на учет и другое.
Информации по обеспечению жильем в личном деле ФИО3 № отсутствует так же, как и не имеется информации об обращениях ФИО3 по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Более того, как следует из личного дела ФИО3, старший прапорщик запаса ФИО3 уволен по статье 49 ч.2 п. «г» в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих. Основанием увольнения явилось несоответствие должности по моральным и деловым качествам. Ходатайство аттестационной комиссии 165 АК от ДД.ММ.ГГГГ
В выписке из приказа командира войсковой части 21954 № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из списков личного состава отсутствует какая-либо информация относительно нуждаемости ФИО3 в жилом помещении.
Согласно материалам пенсионного (личного) дела в представлении на увольнение в запас указано, что ФИО3 проживает с супругой в частном доме у её дочери. Иной информации по обеспечению жильем в деле не имеется.
При этом заявление военному комиссару Омской области о предоставлении жилого помещения датируется ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных выше обстоятельствах, с момента увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации ФИО3 утратил статус военнослужащего и связанные с ним гарантии по обеспечению жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации, что в свою очередь, исключает возможность признания его нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания, в соответствии с действующими правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, как следует из вышеозначенных правовых норм, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, возможно только при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Будучи уволенным из воинской части по основанию несоответствия занимаемой должности по моральным и деловым качествам, истец к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в случае продолжительности военной службы 10 лет и более, не относится.
Принимая во внимание приведенные выше положения закона, а также установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, Администрации города Омска о признании права на получение жилого помещения, признании незаконным бездействия в части не передачи документов в органы местного самоуправления, возложении обязанности по включению в список лиц, нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Г.Компанеец
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.