Дело №2-5/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2022 года г. Королёв МО
Королёвский городской суд Московской области в составе: судьи Коноваловой С.В., при секретаре Стетюха Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5/2022 по иску Администрации г.о. Королев к Фоминой Татьяне Георгиевне, Синченко Тамаре Федоровне о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Королев Московской области обратилась с исковым заявлением в Королевский городской суд Московской области к Синченко Т.Ф. и Фоминой Т.Г. о признании объекта капитального строения самовольно возведенным и сносе объекта.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в Администрацию городского округа Королев Московской области ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо № от Государственного строительного надзора Московской области с уведомлением о выявлении двух самовольно возведенных объектов капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> Из представленных материалов проверки Главстройнадзора МО установлено на земельном участке по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположены два самовольных объекта капитального строительства, а именно: нежилое одноэтажное здание и здание мойки самообслуживания, возведенные в отсутствие разрешения на строительство объекта капитального строительства, требуемого в соответствии с п.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ № 190-ФЗ от 29.12.2004г., а также же в отсутствие согласования строительства с сетевой организацией, требуемого в соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. № 160. Истец просит суд: признать объект капитального строительства с кадастровым номером № одноэтажное хозяйственное строение, назначение – нежилое, площадью <данные изъяты>.м., по адресу: <адрес> самовольно возведенным и обязать ответчиков осуществить снос объекта капитального строительства с кадастровым номером № – одноэтажное хозяйственное строение, назначение – нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> за счет средств ответчиков в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, признать здание мойки самообслуживания расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, а также на прилегающих землях неразграниченных форм собственности по адресу: №, самовольно возведенным и осуществить снос мойки самообслуживания за счет средств ответчиков в течении трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебное заседание представитель истца явился и просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчиков Кайнер И.В. явилась признала исковые требования частично.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что по общему правилу самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Таким образом, осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в приведенной правовой норме.
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 03 июля 2007 года N 595-О-П, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных ст. 222 ГК РФ обстоятельств влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", с иском о сносе самовольной постройки вправе обратиться собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что по спору о сносе самовольной постройки подлежат выяснению вопросы о принадлежности земельного участка, на котором строение возведено, наличие или отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведенной постройкой, соответствие возведенной надстройки градостроительным и строительным нормам и правилам.
Судом установлено, что ответчики Фомина Т.Г., Синченко Т.Ф. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером: № общей площадью <данные изъяты> кв.м., вид разрешенного использования: под размещение автостоянки и для иных видов жилой застройки. Земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий – охранная зона инженерных коммуникаций «Охранная зона ЛЭП 110 кВ Клязьма-Тополь с отпайкой на ПС № 9 Подлипки». Истец не является собственником линии ЛЭП 110 кВ Клязьма-Тополь с отпайкой на ПС №9 Подлипки. На вышеуказанном земельном участке возведено нежилое здание с кадастровым номером: № общей площадью <данные изъяты> кв.м. право общей долевой собственности на здание зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. сделана запись регистрации № и № соответственно.
В соответствии, со ст. 222 п.4 ГК РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Органы местного самоуправления не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Согласно ст. 104 ЗК РФ в целях защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов энергетики устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий-охранная зона объектов энергетики. При обнаружении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. № 160, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, уполномоченные должностные лица указанного органа составляют протоколы о соответствующих административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обнаружении сетевыми организациями фактов осуществления в границах охранных зон действий, запрещенных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, или действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, без получения письменного решения о согласовании сетевой организации, указанные лица направляют заявление о наличии таких фактов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает данный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554, в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
В сфере градостроительства применяется, в том числе постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222, санитарно-защитные зоны устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека.
В силу пункта 3 Правил, решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее - санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
В соответствии с п. 25 Правил, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, предусматривающий разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии нормативов и проектов санитарным правилам и принятие решения об установлении санитарно-защитной зоны. При несоблюдении данного порядка отображение в документах градостроительного зонирования санитарно-защитной зоны объекта противоречит действующему законодательству.
Истцом в соответствии со ст.56 ГПК РФ не представлено надлежащих доказательств в подтверждение того, что ответчиками производились действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровья граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Как указано выше, на нежилое здание с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты> кв.м. право общей долевой собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Едином государственном реестре прав недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации № и №, указанное здание самовольной постройкой не является.
Нарушения, допущенные при возведении объекта капитального строительства с кадастровым номером № - одноэтажное хозяйственное строение, назначение - нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> не установлены, доказательств наличия угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведенной постройкой истцом также не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о признании объекта капитального строительства с кадастровым номером № - одноэтажное хозяйственное строение, назначение - нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, самовольно возведённым, а также обязании ответчика осуществить снос объекта капитального строительства с кадастровым номером № - одноэтажного хозяйственного строения, назначение - нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, за счет средств ответчика в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу надлежит отказать.
Как следует из технического заключения, изготовленного <данные изъяты> - здание мойки (самообслуживания) не отвечает признакам недвижимого имущества неразрывно связанного с землей, перемещение которого невозможно без нанесения соразмерного ущерба объекту исследования. Как следует из указанного заключения, представленных фотографий, автомойка размещена на сборно-разборной железобетонной плите, стены отсутствуют, посты разграничены банерами, кровля изготовлена из стальных листов, установленных на оцинкованных металлических профилях.
В соответствии с заключением кадастрового инженера Мытищинского филиала ГБУ Московской области МОБТИ от ДД.ММ.ГГГГ Макаровой С.Л., нежилое здание с кадастровым номером № полностью расположено в границах земельного участка с кадастровым номером №, мойка расположена в границах вышеуказанного земельного участка частично.
Суд приходит к выводу, что избранный истцом способ защиты своего права в виде сноса указанного объекта явно неравнозначен нарушенному праву, удовлетворение исковых требований привело бы к существенному нарушению прав истцов, что является нарушением баланса интересов сторон. В этой связи суд приходит к выводу о том, что на основании представленных доказательств, с учетом технического заключения, изготовленного <данные изъяты> а также в соответствии с заключением кадастрового инженера Мытищинского филиала ГБУ Московской области МОБТИ от ДД.ММ.ГГГГ Макаровой С.Л., имеются основания для признания здания мойки самообслуживания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № а также на прилегающих землях неразграниченной государственной собственности, по адресу: <адрес> самовольно возведённым и обязании ответчика частично демонтировать самовольно возведённое здание мойки самообслуживания, расположенное на прилегающих землях неразграниченной государственной собственности, по адресу: <адрес> за счет средств ответчика в течении одного года со дня вступления решения в законную силу в соответствии с заключением кадастрового инженера Мытищинского филиала ГБУ Московской области МОБТИ от ДД.ММ.ГГГГ Макаровой С.Л.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г.о. Королев к Фоминой Татьяне Георгиевне, Синченко Тамаре Федоровне о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой – удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований о признании объекта капитального строительства с кадастровым номером № - одноэтажное хозяйственное строение, назначение - нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: <адрес> самовольно возведённым, а также обязании ответчика осуществить снос объекта капитального строительства с кадастровым номером № - одноэтажного хозяйственного строения, назначение - нежилое, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> за счет средств ответчика в течение трёх месяцев со дня вступления решения в законную силу - отказать.
Признать здание мойки самообслуживания, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 50:45:0050101:24, а также на прилегающих землях неразграниченной государственной собственности, по адресу: Московская область, г.Королёв, мкр.Юбилейный, ул. М.К.Тихонравова, д.7, самовольно возведённым. Обязать ответчика частично демонтировать самовольно возведённое здание мойки самообслуживания, расположенное на прилегающих землях неразграниченной государственной собственности, по адресу: Московская область, г.Королёв, мкр.Юбилейный, ул. М.К.Тихонравова, д.7 за счет средств ответчика в течении одного года со дня вступления решения в законную силу в соответствии с заключением кадастрового инженера Мытищинского филиала ГБУ Московской области МОБТИ от 14.01.2022г. Макаровой С.Л.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Коновалова С.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.03.2022 года