УИД: 66RS0029-01-2023-001381-59
Дело № 2-1263/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 03 октября 2023 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Николаева Ю.Г.,
при секретаре Потаповой Т.В.,
с участием истца помощника Камышловского межрайонного прокурора Курмангалеевой С.К.,
представителей ответчиков Тутолминой И.В., Клименко А.В., Биджиевой О.В., действующих на основании доверенностей, распоряжения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Обуховский детский сад», Администрации Камышловского муниципального района, Управлению образования Администрации Камышловского муниципального района о возложении обязанности,
установил:
Камышловский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указал, что Камышловской межрайонной прокуратурой проведены надзорные мероприятия по подготовке образовательных организаций к 2023/2024 учебному году, соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних в образовательных учреждениях. В рамках надзорных мероприятий установлено, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО управления надзорной деятельности и профилактической работы главного управления МЧС России по <адрес> в ходе плановой выездной проверки Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Обуховский детский сад» (далее - МКДОУ «Обуховский детский сад»), расположенного по адресу: 624852, <адрес>, выявлен ряд нарушений, в том числе установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части ширины не менее 1,2 м) эвакуационных выходов из групповых ячеек на наружные открытые лестницы, что является нарушением требований ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Надзорным органом выдано предписание № 21/1/12 от 28.04.2021 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, которое ответчиком не исполнено, срок устранения нарушений истек 25.04.2022, т.е. более года назад. Просит обязать МКДОУ «Обуховский детский сад» устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений (в части ширины не менее 1,2 м) эвакуационных выходов из групповых ячеек на наружные открытые лестницы, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу; обязать администрацию Камышловского муниципального района, Управление образования Администрации Камышловского муниципального района выделить МКДОУ «Обуховский детский сад» средства для устранения требований пожарной безопасности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Камышловского межрайонного прокурора Курмангалеева С.К. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что ранее в адрес администрации Камышловского муниципального района вносились представления об устранении указанных нарушений законодательства, однако они не исполнены.
Представитель Администрации Камышловского муниципального района Клименко А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы, указанные в отзыве.
Представитель Управления образования администрации Камышловского муниципального района Тутолмина И.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала представленный отзыв.
Заведующая МКДОУ «Обуховский детский сад» Биджиева О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, указанные в отзыве.
Согласно отзывам представителей ответчиков следует, что нарушение требований пожарной безопасности, указанное в отношении муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Обуховский детский сад Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО (далее - отдел надзорной деятельности)), не устранено в связи с тем, что эвакуационные пути и выходы из групповых ячеек на наружные открытые лестницы являются несущими конструкциями и их расширение без наличия проектно-сметной документации обеспечить невозможно. Мероприятия по выполнению требований пожарной безопасности, указанных в ходе проверки, планируется обеспечить в рамках проведения капитального ремонта здания детского сада в рамках участия в реализации мероприятий федеральной программы по капитальному ремонту зданий дошкольных образовательных учреждений на условиях софинансирования. В настоящее время проведено обследование здания специализированной организацией для подготовки проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Обуховского детского сада, в рамках которого предполагается обеспечить наличие эвакуационных путей и выходов из групповых ячеек на наружные открытые лестницы шириной не менее 1,2 м.
Кроме того, Администрацией Камышловского муниципального района направлена информация в Министерство образования и молодежной политики Свердловской области о потребности в части осуществления расходов по проведению ремонтных работ текущего и капитального характера, направленных на приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства. Для возможности планирования участия Камышловского муниципального района в региональных мероприятиях по капитальному ремонту зданий детских садов требуется разработка проектно-сметной документации. Стоимость проектирования на капитальный ремонт здания Обуховского детского сада, исходя из коммерческих предложений организаций, готовых выполнить данную работу, составляет 2300000 рублей. Здание по вышеуказанному адресу 1983 года постройки, сведений о том, что оно подвергалось реконструкции, капитальному ремонту или техническому перевооружению, не имеется.
Изучив исковое заявление, заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством
об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Статьями 37 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Нормами ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В соответствии с Уставом МКДОУ «Обуховский детский сад» является муниципальным казенным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование Камышловский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Камышловского муниципального района.
В соответствии с п. 7.12 Устава МКДОУ Обуховский детский сад финансирование учреждения осуществляется за счет бюджета Камышловского муниципального района на основании бюджетной сметы, составленной на основании показателей муниципального задания и утвержденной Управлением образования. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МКДОУ «Обуховский детский сад» является имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также средства бюджета Камышловского муниципального района.
Судом установлено, что МКДОУ «Обуховский детский сад» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выявленное нарушение требований пожарной безопасности не устранено в части, а именно: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части ширины не менее 1,2 м) эвакуационных выходов из групповых ячеек на наружные открытые лестницы.
Судом отклоняются доводы ответчиков об отсутствии оснований для исполнения указанного предписания, поскольку он является действующим, в установленном порядке не оспорено.
Доводы ответчиков о том, что исполнение предписания возможно только при реконструкции, капитальном ремонте или техническом перевооружении здания детского сада не основаны на действующем законодательстве и не могут быть приняты судом во внимание.
Кроме того судом учитывается, что соблюдение действующих на момент эксплуатации здания норм и правил пожарной безопасности является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, и прежде всего малолетних детей. Организация надлежащего размера эвакуационных выходов в данном случае направлена на исключение и снижение неблагоприятных факторов пожара при возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При рассмотрении вопроса о сроке исполнения возлагаемых на ответчика обязанностях для устранения выявленных нарушений, а именно при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений (в части ширины не менее 1,2 м) эвакуационных выходов из групповых ячеек на наружные открытые лестницы, судом учтены срок проведения прокурорской проверки, предшествующей обращению прокурора в суд с настоящим иском, а также необходимость соблюдения норм и правил пожарной безопасности. С учетом изложенного суд полагает разумным и обоснованным установить срок для Администрации Камышловского муниципального района, Управления образования Администрации Камышловского муниципального района – три месяца со дня вступления решения в законную силу, для МКДОУ «Обуховский детский сад» - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу. При этом суд исходит из того, что в случае объективных причин, препятствующих исполнить решение суда в установленный срок, у ответчиков имеется право обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для частичного удовлетворения исковых требований Камышловского межрайонного прокурора.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Камышловского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Камышловского муниципального района (ИНН № Управление образования Администрации Камышловского муниципального района (№) выделить Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Обуховский детский сад» денежные средства для устранения требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области, а именно при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений (в части ширины не менее 1,2 м) эвакуационных выходов из групповых ячеек на наружные открытые лестницы, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Обуховский детский сад» (ИНН №) устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Камышловского ГО, Камышловского МР и Пышминского ГО управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области, а именно при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений (в части ширины не менее 1,2 м) эвакуационных выходов из групповых ячеек на наружные открытые лестницы, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 06.10.2023.
Председательствующий Ю.Г. Николаев