ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
Резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании 29 декабря 2023 года.
Мотивированное постановление изготовлено в полном объеме 31 декабря 2023 года.
с. Ермаковское ул. К.Маркса, 120 31 декабря 2023 года
Судья Ермаковского районного суда Красноярского края Максиян О.Г.,
с участием:
помощника прокурора Ермаковского района Красноярского края Кудренко А.П.,
лица, привлекаемого к административной ответственности Коваленко В.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Коваленко Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, не трудоустроенного, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, <адрес>,
привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Коваленко В.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
В период с апреля 2022 года Коваленко В.В. систематически размещал в сети Интернет материалы и комментировал публикации дискредитирующие решение о проведении специальной военной операции на территории Украины.
ДД.ММ.ГГГГ пользователь «ФИО20» на своей странице в социальной сети «Вконтакте» разместил пост с фотографией (перевод текста на фотографии: <данные изъяты>
30 июня 2022 года пользователь Коваленко В.В. на странице пользователя «<данные изъяты>) под постом от 27 июня 2022 года (<адрес>) c надписью на украинском языке (перевод): «<данные изъяты>».
7 апреля 2022 года пользователь Коваленко В.В. в сообществе «ФИО11» с адресом «<адрес>z в диалоге с пользователем «<данные изъяты>» опубликовал следующую информацию: «<данные изъяты>
Кроме того, Коваленко В.В. размещал в общедоступной сети Интернет и иную дискредитирующую цели проведения специальной военной операции информацию.
Таким образом, Коваленко В.В. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ – публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Нарушителю разъяснена ст. 51 Конституции РФ и права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право пользоваться юридической помощью защитника. При этом, в расписке о разъяснении прав, Коваленко В.В. расписаться отказался.
После разъяснения прав, ходатайств об отложении рассмотрения дела, объявлении перерыва для подготовки к судебному заседанию, а так же для получения консультации защитника и приглашения защитника в судебное заседание, а так же иных ходатайств от Коваленко В.В. не поступило.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Коваленко В.В. пояснил, что он выступает против войны, в сети интернет высказывает лишь свое мнение, на что имеет право, защищает слабых, которой является Украина. Он не является гражданином РФ, является гражданином Украины.
Выслушав Коваленко В.В., исследовав материалы об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в публичном действии - это активное действие, направленное (или адресованное) на неопределенный круг лиц. Дискредитация ("подрыв доверия") - умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к кому-либо, умаление его достоинства и авторитета. Дискредитация может выражаться через речевые тактики путем обвинения, нагнетание отрицательных факторов, оскорбления, навешивания ярлыков, умаляющих сравнений. Целью действий является подрыв в глазах иных лиц достоинства и авторитета, в данном случае Вооруженных Сил Российской Федерации. Призыв - это обращение с предложением или просьбой о ФИО6-либо действии.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов.
На основании статьи 79.1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Статьей 10.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 4 Закона об обороне Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 5, пункту 1 статьи 10.1 Закона об обороне Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 данного Закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года
№ 71 и № 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
В связи с просьбами о военной помощи глав ДНР и ЛНР, в соответствии с частью 7 статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций, во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, 24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации принято решение о проведении Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории независимых ДНР и ЛНР в целях защиты граждан названных Республик, подвергающихся актам агрессии со стороны Республики Украина на протяжении восьми лет; демилитаризации и денацификации Республики Украина; защиты интересов Российской Федерации и ее граждан; поддержания международного мира и безопасности.
Вина Коваленко В.В. подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, а в частности:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 декабря 2023 года, согласно которого с апреля 2022 года Коваленко В.В. систематически размещал в сети Интернет материалы и комментировал публикации дискредитирующие решение о проведении специальной военной операции на территории Украины. В размещаемых Коваленко В.В. публикациях в сети Интернет имеются лингвистические и психологические признаки убеждения адресата в негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации (л.д. 1-5);
- объяснением Коваленко В.В. от 19 декабря 2023 года, согласно которых, он в 2022 году активно использовал социальные сети по вопросам обсуждения тем проведения специальной военной операции на территории Украины. В обсуждениях этой темы он участвовал через социальную сесть «Вконтакте», где у него была создана личная страница под именем «ФИО21 ФИО1» (л.д. 6);
- протоколом получения компьютерной информации от 01 октября 2023 года, согласно которому в адресную строку в сети Интернет введен адрес <адрес>, осуществлен переход на страницу социальной сети «Вконтакте» под названием «ФИО22 ФИО1» и фототаблицей (л.д.8-28);
- протоколом опроса специалиста ФИО12 от 05 октября 2023 года, согласно которому в размещаемых Коваленко В.В. публикациях в сети Интернет имеются лингвистические признаки убеждения адресата в негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации и исполнения своих полномочий государственными органами Российской Федерации, то есть их дискредитация (л.д. 29-33).
Собранные по делу доказательства суд признает относимыми и допустимыми, полученными с соблюдением закона, а также последовательными, логичными, согласующимися между собой и достаточными для разрешения дела.
Доводы Коваленко В.В. о том, что его действия были направлены исключительно на выражение мнения в соответствии с правом, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, не могут быть признаны состоятельными.
Конституция Российской Федерации не дает оснований для признания безусловной правомерности публичной деятельности, направленной на дискредитацию, склонение к отрицанию конституционно значимых нравственных ценностей, предопределенных историческими, культурными и иными традициями многонационального народа Российской Федерации. Так, указанное право, закрепленное ч. 1 ст. 29 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Возбуждение в отношении Коваленко В.В. дела об административном правонарушении не может рассматриваться как ограничение его права на свободу выражения мнения, поскольку совершенные им действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности. Следовательно, реализация лицом своих гражданских прав, в том числе предоставленных в силу международных соглашений, включая право на свободное выражение мыслей и мнений, не должны приводить к нарушению норм действующего национального законодательства.
Отрицание Коваленко В.В. своей вины в совершении административного правонарушения суд расценивает как защитную линию поведения, которая опровергнута исследованными доказательствами.
Суд квалифицирует действия Коваленко Владимира Владимировича по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ – публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
При привлечении Коваленко В.В. к ответственности соблюдены все существенные условия процессуального законодательства.
Неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, по делу не установлены.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно ст.4.2 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, согласно ст.4.3 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.
Частью 1 ст. 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения, личности, имущественного положения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить Коваленко В.В. наказание в виде административного штрафа.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, с учетом которых могут быть применены положения ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении Коваленко В.В. от наказания в связи с малозначительностью правонарушения, а так же обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 23.1, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Коваленко Владимира Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт № №, выданный Территориальным пунктом УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Назначить Коваленко Владимиру Владимировичу административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ермаковский районный суд Красноярского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.Г. Максиян
Разъяснить нарушителю, что
- в соответствии со ст. 32.2 ч.1 КоАП РФ Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
- в соответствии со ст. 32.2 ч.5 КоАП РФ, При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
- в соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
- с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
Неуплата штрафа в установленный срок, в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, влечёт наложение административного наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.