Дело 12-21/2022
Р Е Ш Е Н И Е
с. Завьялово 26 сентября 2022 г.
Судья Завьяловского районного суда Алтайского края
Мирко Олег Николаевич,
находящийся по адресу: ул. Школьная, 1, с. Завьялово Завьяловского района Алтайского края, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Герлаха И.В. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесенное руководителем Инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края Малыхиным Д.В. 18 августа 2022 г. № 05-07/10, в отношении Герлаха Игоря Владимировича, <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от 25 мая 2022 г., составленному заместителем начальника организационно-методологического отдела Инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края ФИО1, на основании акта проверки от 29 сентября 2021 г. Инспекцией в адрес Отдела по физической культуре, спорту и делам молодёжи Администрации Завьяловского района было направленно представление от 1 декабря 2021 г. № 05/141 об устранении выявленных нарушений, а так же о принятии мер по устранению причин и условий, им способствовавших. Срок исполнения представления был установлен до 17 марта 2022 г.
В представлении были указаны, в частности, следующие требования: устранить выявленные нарушения, выразившиеся в приёмке и оплате ООО «СТРОЙГРАД» фактически не выполненных работ и работ по завышенной стоимости на общую сумму 2 330 661,60 руб.; принять необходимые меры по устранению причин и условий выявленных нарушений, в том числе организовать в Отделе по физической культуре, спорту и делам молодёжи систему внутреннего контроля, обеспечивающую надлежащую приёмку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с условиями заключённых контрактов (договоров) (пункт 3).
По состоянию на 28 марта 2022 г. Отделом по физической культуре, спорту и делам молодёжи Администрации Завьяловского района не был исполнен пункт 3 представления.
Отделом по физической культуре, спорту и делам молодёжи Администрации Завьяловского района не были устранены нарушения, отражённые в п. 3 представления в указанный в представлении срок.
Распоряжением Администрации Завьяловского района Алтайского края от 23 мая 2019 г. Герлах И.В. назначен на должность начальника Отдела по физической культуре, спорту и делам молодёжи, он замещает главную муниципальную должность муниципальной службы, выполняет организационно-распорядительные функции.
Таким образом, Герлах И.В. допустил бездействие, в результате которого не было исполнено представление Инспекции в установленный срок, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано время совершения административного правонарушения: 18 марта 2022 г. с 0 часов 01 минуты до 24 часов, место его совершения – ул. Центральная, д. 11, с. Завьялово Завьяловского района Алтайского края.
Постановлением руководителя Инспекции финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края Малыхина Д.В. от 18 августа 2022 г. № 05-07/10 Герлах И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Герлах И.В. подал жалобу, в которой указал, что ему назначено максимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, несмотря на то, что тяжких последствий от его действий не наступило, отягчающих наказание обстоятельств не установлено. На представление Инспекции 16 марта 2022 г. был направлен ответ. 23 марта 2022 г. Инспекцией было вынесено предписание, в котором Инспекция просит в срок до 29 июня 2022 г. принять меры по возмещению в краевой бюджет ущерба, причинённого Алтайскому краю, в сумме 2 330 661,60 руб.
5 мая 2022 г. Отдел по физической культуре, спорту и делам молодёжи Администрации Завьяловского района Алтайского края подал исковое заявление о взыскании с ООО «СТРОЙГРАД» денежных средств в сумме 2 330 661,60 руб. в качестве неосновательного обогащения.
16 мая 2022 г. исковое заявление было принято к производству суда, судебные заседания проходили 23 июня 2022 г., 30 августа 2022 г., 14 сентября 2022 г.
14 июня 2022 г. Отделом в Инспекцию было направлено письмо № 211/П/1061 о том, что в настоящее время исполнить предписание не представляется возможным в связи с отсутствием возможности выделения дополнительных средств из районного бюджета суммы ущерба, причинённого Алтайскому краю, положенной к возврату в краевой бюджет. В письме Отдел просил перенести срок возмещения суммы ущерба в краевой бюджет до вступления решения суда в законную силу.
Герлах И.В. просил обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
Герлах И.В., уведомлённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Часть 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до двух лет.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ:
- в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2);
- при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3);
- физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4);
- в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1).
Таким образом, положениями указанной выше статьи гарантируется право на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении, составление протокола об административном правонарушении в отношении указанного лица допускается лишь при его надлежащем извещении.
Из протокола об административном правонарушении в отношении Герлаха И.В. следует, что он был составлен 25 мая 2022 г. в отсутствие Герлаха И.В.
В материалах дела имеется извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, направленное Герлаху И.В., зарегистрированное 13 мая 2022 г. (с исходящим номером 63-П-500 л.д. 87).
Однако согласно почтовому уведомлению письмо с данным извещением было вручено Герлаху И.В. лишь 25 мая 2022 г., на данном уведомлении проставлен штамп отделения Почты России в с. Завьялово от 26 мая 2022 г. (л.д. 88).
С учётом расстояния от с. Завьялово Завьяловского района Алтайского края до г. Барнаула, составляющего около 250 км, Герлах И.В., получив извещение о составлении протокола об административном правонарушении 25 мая 2022 г., то есть в день его составления, был лишён возможности участвовать при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Герлаха И.В. были грубо нарушены требования ст. 28.2 КоАП РФ, существенно нарушено право Герлаха И.В. на защиту.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 существенным недостатком протокола об административном правонарушении является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Несмотря на это, на стадии подготовки к рассмотрению дела должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Герлаха И.В., не был возвращён составившему его должностному лицу для устранения нарушений.
Допущенная должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении ошибка, выразившаяся в составлении протокола в отсутствие Герлаха И.В. и в отсутствие данных о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола, является существенным нарушением предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ процессуальных требований, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, такое нарушение не может быть восполнено при новом рассмотрении дела.
Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании вышеизложенного протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством по настоящему делу об административном правонарушении, так как он составлен с нарушением требований названного Кодекса.
Учитывая, что протокол об административном правонарушении в отношении Герлаха И.В. является недопустимым доказательством, основания для привлечения Герлаха И.В. к административной ответственности отсутствовали.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность вынесенного должностным лицом постановления.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление должностного лица в отношении Герлаха И.В. подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием в действиях Герлаха И.В. состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 20 ░░. 19.5 ░░░░ ░░, ░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░. № 05-07/10, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.