Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 02 апреля 2024 года
Дело № 2-108/2024
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Уваровской О.А., при секретаре Галеевой О.А., с участием помощника прокурора <адрес изъят> Тарнуева Д.И., представителя ответчиков- Муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», Муниципального унитарного предприятия «Водоканал-Сервис» Петренко Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес изъят> к Муниципальному казенному учреждении «Администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал-Сервис» об обязании провести капитальный ремонт водовода,
установил:
прокурор <адрес изъят> обратился в суд с уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал-Сервис» в котором заявил требования: обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» организовать проведение капитального ремонта водовода от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема; обязать Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал-Сервис провести капитальный ремонт водовода от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» установлено, что имеются сети водоснабжения, которые находятся в ветхом состоянии (имеют большой процент износа).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал-Сервис» <адрес изъят> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности МУП «Водоканал Сервис» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Согласно акту технического обследования магистрального водовода 2x500 мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема. Магистральный водопровод хозяйственно-питьевого назначения, условным диаметром 500 мм (от насосной стации узла III подъема до насосной стации узла IV подъема). Выполнен по проекту ЛЕННИИП градостроительства <номер изъят>-ДВК и фактически введены в эксплуатацию в 1979 году. Материал трубопровода - сталь. Глубина заложения - 3,1 - 3,5 метра. Характеристика грунта - песок средней крупности, суглинок, болотистый грунт. Год постройки - 1978 год. Износ трубопровода (бухгалтерский) - 100 %. Общая протяженность двух водоводов 0 500 мм составляет 23,67 км. Объект принадлежит МУП «Водоканал-Сервис» на праве хозяйственного ведения. Собственник - муниципальное образование «<адрес изъят>».
Доля населения, получающая воду через данный водовод 100 % от общей численности жителей <адрес изъят>. Водовод является единственным водопитателем городской системы водоснабжения, между тем, его дальнейшая эксплуатация в проектном режиме невозможна по причине ветхого технического состояния и аварийности. Необходима замена 23767 м. нитки водовода (от насосной станции узла III подъема до насосной—станции узла IV подъема) с применением полиэтиленовых труб, с переподключением в новую трубу действующих потребителей.
ДД.ММ.ГГГГ на магистральном водоводе 2x500 мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема (частично расположенном на территории <адрес изъят> и <адрес изъят>) произошли утечки холодной воды, причиной утечек являются сквозные свищи, образующиеся в результате электрохимической коррозии стального трубопровода.
Тем самым, большой процент износа и не проведение ремонта части сетей водоснабжения, входящих в комплекс коммунальных сооружений на территории городского округа муниципального образования «<адрес изъят>», создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и угрозу безопасности жизни, здоровью граждан и их имуществу, нарушение прав неопределенного круга лиц на надежное и бесперебойное водоснабжение, постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В судебном заседании уточненное исковое заявление прокурора было поддержано помощником прокурора <адрес изъят> Тарнуевым Д.И.
Представитель ответчика Петренко Л.В., действующая на основании доверенности, выданной и.о. мэра городского округа МО образования «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ, уточненные требования признала частично, представила письменные возражения. Из письменных возражений следует, что Администрацией принимаются меры к решению вопроса по приведению системы холодного водоснабжения в надлежащее состояние, проведены капитальные ремонты, решается вопрос о проведении капитального ремонта участка водовода, указанного в иске прокурора, МУП «Водоканал-Сервис» проводятся текущие ремонты. Ежегодно администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» участвует в отборе по предоставлению субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований <адрес изъят> по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры <адрес изъят> на 2019-2025 годы» государственной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности <адрес изъят>» на 2019-2025 годы». За последние пять лет с 2019 года по 2023 год проведен: капитальный ремонт участка Выноса водовода Ду 2x500мм по коммуникационному мосту через реку Ока, в районе садоводства Мостовик <адрес изъят>; капитальный ремонт водовода по <адрес изъят>; капитальный ремонт водовода по <адрес изъят>; капитальный ремонт напорного канализационного коллектора (от КНС промкомзоны до канализационного колодца КК-5 по <адрес изъят>); капитальный ремонт канализационного коллектора (от КК-18 по <адрес изъят> до <адрес изъят>); капитальный ремонт сетей водопровода в мкр. Южный <адрес изъят>; капитальный ремонт участка магистрального водовода Ду 2x500мм по мостовому переходу через <адрес изъят>; капитальный ремонт водовода по <адрес изъят> до микрорайона 11 (ВК-5/Окинский) в городе Саянске.
С целью реализации в 2024 году мероприятия по капитальному ремонту магистрального водовода Ду 2x500мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема (далее - капитальный ремонт магистрального водовода) согласно условиям Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований <адрес изъят> на реализацию первоочередных мероприятий по модернизации объектов теплоснабжения и подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры, которые находятся или будут находиться в муниципальной собственности, а также мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, которые находятся или будут находиться в муниципальной собственности, утвержденного постановлением правительства <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>-пп, в июне 2023 году администрацией городского округа была подана заявка о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований <адрес изъят> по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры <адрес изъят> на 2019-2024 годы» государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной хозяйства и повышение энергоэффективности <адрес изъят>» на 2019-2024 годы» (заявка от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>).
Стоимость реализации мероприятия на два года 2024-2025 годы составляет 988 359 830,0 рублей. Однако, в связи с отсутствием достаточного финансирования па 2024-2025, годы заявка была возвращена (письмо от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>).
В связи с тем, что в 2023 году участились случаи утечек на магистральном водоводе, в частности на участке сети от <адрес изъят> до <адрес изъят>, расположенном вблизи русла <адрес изъят>, администрация городского округа написала письма в министерство жилищной политики и энергетики <адрес изъят> oт ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> и <адрес изъят> Кобзеву И.И. от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> о возможности предоставления в 2024 году субсидии из областного бюджета местному бюджету на реализацию мероприятия: «Капитальный ремонт магистрального водовода Ду 2x500мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема».
На настоящий момент, имеется положительное заключение ГАУИО «Ирэкспертиза» на проектную документацию в части проверки достоверности определения сметной стоимости «Капитальный ремонт магистрального водовода Ду 2x500мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>.
В связи с тем, что сметная стоимость капитального ремонта магистрального водовода из расчета на 2024-2026 год составляет 1 012 554 242,0 рублей, ДД.ММ.ГГГГ администрация обращалась в министерство жилищной политики и энергетики <адрес изъят> о возможности подачи заявки о предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры (письмо от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>). Согласно ответу министерства жилищной политики и энергетики <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ средства областного бюджета в подпрограмме распределены, в случае увеличения лимитов бюджетных обязательств на 2024 и 2025 годы и проведения дополнительного отбора в 2024 году, министерство готово рассмотреть возможность предоставления субсидии.
Администрация городского округа предпринимает все необходимые меры для проведения капитального ремонта магистрального водовода. В виду значительных финансовых затрат замена труб водовода за счет средств МУП «Водоканал-Сервис» невозможна. Выручка у предприятия в среднем 200 000 тыс. руб. в год, прямые расходы 222 000, тыс. руб. в год. Производить ремонт за счет кредитных средств так же невозможно, так как кредитование на такую сумму и при таком финансовом состоянии предприятия возможно лишь с залогом имущества, а собственного имущества МУП «Водоканал-Сервис» не имеет, и у предприятия нет свободных денежных средств для оплаты процентов. Включить данный вид работ в тариф также невозможно, так как это приведет к значительному увеличению тарифов в несколько раз для всех категорий, включая население.
Остановка для капитального ремонта всей протяженности участка водовода указанного в иске одномоментно невозможна, в силу объективных причин. Полная остановка данного участка целиком приведет к нарушению водоснабжения.
Магистральный водовод Ду 2x500мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема является одним из главных источников питьевой воды населения <адрес изъят> (кол-во потребителей 38 820 чел.), части <адрес изъят> (кол-во потребителей 984 чел.), поселений <адрес изъят> (кол-во потребителей 1 752 чел.), ИК-32 (кол-во потребителей 620 чел.), АО «Саянскхимласт», Ново-Зиминской ТЭЦ, ОАО «Саянский Бройлер», СПК «Окинский», указанные объекты будут обесточены.
Ремонт водовода предполагает отключение одной из двух веток, переключение на функционирующую всех абонентов, подготовка к ремонту проводится не менее 14 дней. В соответствии с проектно-сметной документацией продолжительность ремонта составляет 21 месяц. Согласно проектно-сметной документации, получившей положительное заключение экспертизы, работы рекомендуется выполнять в теплый период года. Представитель полагает, что с учетом проектно-сметной документации, на основании вышеизложенного разумным сроком для выполнения капитального ремонта является октябрь 2027 года.
Представитель ответчика Петренко Л.В., действующая на основании доверенности, выданной руководителем МУП «Водоканал-Сервис ДД.ММ.ГГГГ уточненные требования признала частично, ранее данные отзывы поддержала. Дополнительно пояснила, что запрошенный прокурором срок для проведения капитального ремонта не реален.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Федеральным законом от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон 131-ФЗ), устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопрос непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2). Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека, как важнейших социально-правовых ценностей.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона 131 предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования нрава собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из п. 4.3 части 1 ст. 17 названного Федерального закона 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 год 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон 416-ФЗ).
Пп. 1, 4 и 5 части 1 ст. 3 Федерального закона 416-ФЗ закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона 416-ФЗ водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости в муниципальной собственности находится магистральный водовод Ду 2х500 мм от насосной станции узла Ш подъема до насосной станции узла IV подъема.
В соответствии с п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. 294, 296).
Указанное сооружение было закреплено за МУП «Водоканал Сервис» на праве хозяйственного ведения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал-Сервис» <адрес изъят> зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности МУП «Водоканал Сервис» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет, в том числе, имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.
В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Вместе с тем закрепление сетей водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал-Сервис» само по себе не освобождает орган местного самоуправления, как собственника, от обязанности производить капитальный ремонт переданного в хозяйственное ведение имущества.
Собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, децентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 10 Федерального закона 416-ФЗ).
В соответствии с подп. а) и. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подп. «а» п. 33 указанных Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Подпунктом «в» пункта 3 Правил установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168, устанавливают требования по технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения.
На основании пункта 2.1.1. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, основными задачами служб эксплуатации систем водоснабжения являются обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем водоснабжения - водозаборных сооружений, очистных сооружений, водопроводной сети, резервуаров и водонапорных башен, насосных станций.
Надлежащая эксплуатация систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения обеспечивается своевременным проведением капитальных и текущих ремонтов.
В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Правил к капитальному ремонту сетей водоснабжения относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водозаборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренних поверхности труб и т.д.
Приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (далее - Требования),
На основании пункта 19 Требований износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
В тex случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.
В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
В материалы дела представлены акты технического обследования водопроводной системы <адрес изъят>.
Из акта технического обследования магистрального водовода 2x500 мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного комиссией МУП «Водоканал-Сервис», следует, что магистральный водопровод хозяйственно-питьевого назначения, условным диаметром 500 мм (от насосной стации узла III подъема до насосной стации узла IV подъема) выполнен по проекту ЛЕННИИП градостроительства <номер изъят>-ДВК и фактически введен в эксплуатацию в 1979 году. Материал трубопровода - сталь. Глубина заложения - 3,1 - 3,5 метра. Характеристика грунта - песок средней крупности, суглинок, болотистый грунт. Год постройки - 1978 год. Износ трубопровода (бухгалтерский) - 100 %. Общая протяженность двух водоводов диаметром 500 мм составляет 23,67 км. Объект принадлежит МУП «Водоканал-Сервис» на праве хозяйственного ведения. Собственник - муниципальное образование «<адрес изъят>».
В ходе осмотра сооружения проводилось его неоднократное вскрытие для устранения утечек (свищей). В месте вскрытия объекта исследования обнаружены свищи. Следы устранения протечек – это приваренные к поверхности объекта исследования стальные заглушки. На внутренней поверхности объекта исследования обнаружены биообрастания в виде охристых отложений красно-оранжевого цвета, напоминающих оксид железа. Под отложениями установлены значительные следы коррозии, в последствии перерастающие в свищи. В коррозированных местах толщина стенки уменьшается от 3 мм до сквозных отверстий. Вид коррозии – смешанный, главным образом, язвенная коррозия. Состояние трубы сходно на всех вскрытых участках, что говорит об идентичности характера и причин утечек.
Необходимо проведение работ по замене стального трубопровода на трубы из полимерных материалов на участке от насосной стации узла III подъема до насосной стации узла IV подъема.
Комиссия пришла к выводу, что необходима замена 23676 м. нитки водовода (от насосной стации узла III подъема до насосной стации узла IV подъема) с применением полиэтиленовых труб, с переподключением в новую трубу действующих потребителей. Метод восстановления водоводов - открытым способом и методом горизонтально -направленного бурения на болотистых участках где открытым способом невозможно.
На настоящий момент, имеется положительное заключение ГАУИО «Ирэкспертиза» на проектную документацию в части проверки достоверности определения сметной стоимости «Капитальный ремонт магистрального водовода Ду 2x500мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>. Сметная стоимость капитального ремонта магистрального водовода из расчета на 2024-2026 год составляет 1 012 554 242,0 рублей.
Реализация мероприятий «Капитальный ремонт магистрального водовода ДУ 2*500 мм oт насосной станции узла III подъема до насосной станции узда IV подъема» включена в Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городскою округа муниципального образования «<адрес изъят>» на 2016-2030 годы», утверждённую решением Думы городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>).
Сети водоснабжения является одним из важных объектов жизнеобеспечения населения <адрес изъят>. Ненадлежащее состояние системы холодного водоснабжения <адрес изъят>, своевременное непроведение ремонтных работ может в любой момент привести к выходу системы из строя, возникновению перебоев поставки холодной воды в городе Саянске, что, безусловно, повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на бесперебойное поступление тепла и водоснабжение.
В связи с изложенным, суд соглашается с мнением прокурора <адрес изъят>, что непроведение своевременного капитального ремонта сетей водоснабжения создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав неопределенного круга лиц на надежное и бесперебойное тепло, водоснабжение.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту- Федеральный закон № 68-Ф3) предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ).
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п. п. "г" и "ж" п. 2 ст. 11).
Мероприятия, направленные на осуществление текущей (операционной) деятельности регулируемой организации и на поддержание объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) и (или) водоотведения в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов, за исключением строительства, реконструкции и модернизации таких объектов подлежат включению в производственную программу. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» установлен порядок разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем (далее соответственно - регулируемые организации, производственные программы), требования к содержанию производственных программ, порядок рассмотрения разногласий при утверждении производственных программ и порядок осуществления контроля за их выполнением.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что факт неисполнения обязанности по проведению капитального ремонта сетей водоснабжения ответчиками нашел свое подтверждение. Кроме того, выявленные нарушения носят длящийся характер и продолжают иметь место в настоящее время, ответчиками не устранены. Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что допущенные нарушения, которые создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, являются недопустимыми и подлежат устранению.
Разрешая требование о сроке проведения капитального ремонта сетей холодного водоснабжения суд исходит из следующего.
Магистральный водовод Ду 2x500мм от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема является одним из главных источников питьевой воды населения <адрес изъят> (кол-во потребителей 38 820 чел.), части <адрес изъят> (кол-во потребителей 984 чел.), поселений <адрес изъят> (кол-во потребителей 1 752 чел.), ИК-32 (кол-во потребителей 620 чел.), АО «Саянскхимласт», Ново-Зиминской ТЭЦ, ОАО «Саянский Бройлер», СПК «Окинский», указанные объекты будут обесточены.
Остановка для капитального ремонта всей протяженности участка водовода указанного в иске одномоментно невозможна, в силу объективных причин. Полная остановка данного участка целиком приведет к нарушению водоснабжения. Ремонт водовода предполагает отключение одной из двух веток, переключение на функционирующую всех абонентов, подготовка к ремонту проводится не менее 14 дней. В соответствии с проектно-сметной документацией продолжительность ремонта составляет 21 месяц. Согласно проектно-сметной документации, получившей положительное заключение экспертизы, работы рекомендуется выполнять в теплый период года.
В виду значительных финансовых затрат замена труб водовода за счет средств МУП «Водоканал-Сервис» невозможна. Выручка у предприятия в среднем 200 000 тыс. руб. в год, прямые расходы 222 000, тыс. руб. в год. Производить ремонт за счет кредитных средств так же невозможно, так как кредитование на такую сумму и при таком финансовом состоянии предприятия возможно лишь с залогом имущества, а собственного имущества МУП «Водоканал-Сервис» не имеет, и у предприятия нет свободных денежных средств для оплаты процентов. Включить данный вид работ в тариф также невозможно, так как это приведет к значительному увеличению тарифов в несколько раз для всех категорий, включая население.
Полное финансирование проведение капитального ремонта со стороны администрации невозможно, ввиду отсутствия бюджетных средств.
Заявка городского округа муниципального образования <адрес изъят> о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований <адрес изъят> по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры <адрес изъят> на 2019-2024 годы» государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной хозяйства и повышение энергоэффективности <адрес изъят>» на 2019-2024 годы» (заявка от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят>) на мероприятие «Капитальный ремонт магистрального водовода 2*500 мм от насосной станции узла Ш подъема до насосной станции узла IV подъема» на 2024-2025 год, в общей сумме 859 873,0 тыс. рублей, возращена в соответствии с пунктом 4 Положения. В настоящее время средства областного бюджета на 2024-2025 годы по подпрограмме распределены в полном объеме.
Таким образом, с учетом проектно-сметной документации, наличия финансирования, погодных условий на основании вышеизложенного, суд считает возможным установить разумным сроком для выполнения капитального ремонта не позднее 01 октябрь 2027 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес изъят> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора <адрес изъят> к Муниципальному казенному учреждении «Администрации городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования «<адрес изъят>» организовать проведение капитального ремонта водовода от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема; обязать Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал-Сервис провести капитальный ремонт водовода от насосной станции узла III подъема до насосной станции узла IV подъема в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в течение месяца со дня его принятия может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Саянский городской суд <адрес изъят>.
Судья: О.А.Уваровская