УИД:25RS0023-01-2023-000365-85
Дело № 2-192/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года п. Ольга Приморского края
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Э.В. Штольп,
при секретаре судебного заседания Кульбякиной Н.В.,
с участием помощника прокурора Ольгинского района Синюковой К.Ю.,
представителей ответчика - по доверенности – ФИО5, генерального директора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Находкинского транспортного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду к Акционерному обществу «Ольгалес» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Находкинский транспортный прокурор обратился в Ольгинский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к АО «Ольгалес» с требованиями об обязании в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причалов №, №, №, в морском порту Ольга.
В обоснование заявленных требований со ссылкой на действующее законодательство указано, что АО «Ольгалес» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы, что является нарушением требований природоохранного законодательства и закрепленных в Конституции Российской Федерации прав жителей Приморского края на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
В судебном заседании действующий по поручению истца помощник прокурора Ольгинского района Синюкова К.Ю. исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме заявленных требований.
Представители ответчика АО «Ольгалес» ФИО4, ФИО5 в судебном заседании выразили несогласие с исковыми требованиями. Признавая необходимость производства экологической экспертизы, указали, что АО «Ольгалес» предпринимает все меры для выполнения требований законодательства о её проведении, заключило два договора на создание экологического проекта с компанией «Экология», однако с учетом действующего порядка подготовки и проведения экологической экспертизы, принимая во внимание необходимый объем работы по подготовке проектной документации, непосредственное проведение экологической экспертизы, возможного возращения материалов для исправлений и доработки, полагают, что заявленный прокурором срок 12 месяцев для производства экспертизы недостаточен, просят предоставить два года для выполнения требований законодательства о необходимости производства экологической экспертизы по деятельности во внутренних морских водах.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В силу положений ст. 33 этого Федерального закона в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.
В соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Пунктом 2 статьи 34 названного Федерального закона установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
При этом, в силу абз. 2 этого пункта все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц от 04.09.2023 следует, что основным видом деятельности АО «Ольгалес» является транспортная обработка грузов.
Осуществление ответчиком производственной деятельности на находящихся в его пользовании 3 гидротехнических сооружений, на территории участка № морского порта Ольга – причалы №, №, №, подтверждается предоставленными истцом данными, указанными в письме № от 06.06.2023 ФФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Ольга, и сведениями изложенными в письме Дальневосточного межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования № от 07.06.2023.
При этом, как установлено судом и не отрицается ответчиком, который на это указывает в своем ответе на предписание прокурора № от 04.09.2023, осуществляя производственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации, АО «Ольгалес» не имеет положительного заключения государственной экологической экспертизы, что является нарушением вышеприведенных норм, устанавливающих обязанность субъектов, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и территориальном море, получить такое заключение на очередной срок вне зависимости от начала её осуществления.
Поскольку получение положительного заключения государственной экологической экспертизы обязательно как на стадии реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, так и в процессе её осуществления, заявленное истцом требование о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение природоохранного законодательства, является законным и обоснованным.
При установленных обстоятельствах понуждение ответчика к получению положительного заключения ГЭЭ будет являться достаточной мерой восстановления нарушенного права.
В соответствие со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При этом суд полагает, что требование прокурора о возложении на АО «Ольгалес» обязанности устранить рассматриваемое нарушение законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заявлено без учета действующего порядка подготовки проектной документации и соблюдения всех административных процедур для прохождения государственной экологической экспертизы. Так, из представленных договоров от 02.10.2023, заключенных ответчиком с ООО «Экология» на создание экологического проекта, усматривается, что в рамках их исполнения ответчику предстоит собрать значительный объем документации (22 пункта), а также произвести запросы в различные уполномоченные органы (47), после чего собранную проектную документацию направить в уполномоченные органы для производства экологической экспертизы.
Руководствуясь принципами разумности и справедливости, необходимостью обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, с учетом предполагаемой длительности совершаемых действий, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение восемнадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию в бюджет Ольгинского муниципального округа Приморского края государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Находкинского транспортного прокурора, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду к Акционерному обществу «Ольгалес» о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «Ольгалес» (ИНН 2523000591) в срок, не превышающий 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах Российской Федерации с использованием причалов №, №, № на территории участка № морского порта Ольга.
Взыскать с Акционерного общества «Ольгалес» (ИНН 2523000591) в доход бюджета Ольгинского муниципального округа государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 01 ноября 2023 года.
Председательствующий судья Э.В.Штольп