Дело № 2-3801/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года г. Челябинск
Металлургический районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Соха Т.М.,
при секретаре Силине Д.В.,
с участием старшего помощника прокурора Металлургического района г. Челябинска Каблуковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Металлургического района г. Челябинска, действующего в интересах Российской Федерации, в лице Министерства социальных отношений Челябинской области к Ермоловой А.А. о взыскании денежных средств, полученных в результате неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Металлургического района г. Челябинска обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в лице Министерства социальных отношений Челябинской области, с учетом уточнения требований (л.д. 127-139), просит взыскать с Ермоловой А.А. в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области денежные средства, полученные в результате неосновательного обогащения, в размере 148 047 руб. 21 коп.
В обоснование своих требований указал, что приговором Металлургического районного суда г. Челябинска от хх.хх.хх Р.Е.В. признана виновной в совершении 18 преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. ..., ч. 2 ст. ... УК РФ, 11 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. ... УК РФ, 4 преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. ... УК РФ, и осуждена к лишению свободы сроком на ... руб. На основании ст. 73 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы, назначенное Р.Е.В.., считать условным с испытательным сроком ... лет. Судом установлено, что Р.Е.В. приказом №/лс от хх.хх.хх начальника Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска В.Л.М. назначена на должность ... Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска с хх.хх.хх. Согласно должностной инструкции ... Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска Р.Е.В.. № от хх.хх.хх, утвержденной хх.хх.хх начальником Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинск, ... Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска Р.Е.В. для решения стоящих перед ней задач и обеспечения функций, возложенных на отдел, вела работу по предоставлению государственных услуг в соответствии с Административными регламентами и иными нормативно-правовыми актами по приему граждан и предоставлению государственных услуг, в том числе ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (п. 4 раздела III должностной инструкции).
В силу п. 4.1.3 раздела III указанной должностной инструкции в рамках данной работы ведущий специалист при поступлении документов непосредственно от заявителя (его представителя) при его личном обращении, поступлении документов заявителя по почте, либо через единый портал государственных услуг принимает документы, выполняя при этом следующие действия:
- устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя, полномочия представителя (при личном обращении заявителя либо его представителя);
- проводит первичную проверку представленных документов на предмет соответствия их установленным законодательством РФ требованиям, удостоверяясь, что: копии документов соответствуют их оригиналам и принадлежат заявителю, выполняет на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов (при личном обращении заявителя либо его представителя); тексты документов написаны разборчиво; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений; документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
- осуществляет экспертизу документов, представленных заявителем для получения государственной услуги, в том числе: сопоставляет представленные заявителем документы с перечнем документов, необходимых для получения государственной услуги, указанных в Административном регламенте;
- оказывает помощь в заполнении гражданами заявлений установленного образца;
- осуществляет прием документов для назначения, продления и выплаты пособий на детей, распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала, выдачи удостоверения многодетной семьи Челябинской области, выплаты единовременного социального пособия на подготовку к учебному году;
- регистрирует заявления в журналах регистрации заявлений на предоставление государственных услуг в соответствии с вышеуказанными Административными регламентами и иными нормативно-правовыми актами;
- формирует личное дело получателя детских пособий и других государственных услуг и своевременно принимает решение о назначении и выплате пособий или решение об отказе в назначении, сообщению заявителю о решении в соответствии с Административными регламентами по предоставлению государственных услуг.
Приговором установлено, что в период с хх.хх.хх по хх.хх.хх Гавриленко А.А. (в настоящее время – Ермолова А.А.) в отсутствие законных оснований получила выплату из средств федерального бюджета и бюджета Челябинской области пособие на ее малолетнего ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в размере 148 047 рублей 21 копейка, что является неосновательным обогащением и подлежит возмещению в доход казны Российской Федерации. До 01.01.2023. денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет осуществляло Министерство социальных отношений Челябинской области, которое являлось главным распорядителем данных выплаченных денежных средств.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Металлургического районного суда г. Челябинска Каблукова Ю.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель Министерства социальных отношений Челябинской области Гриб О.А., действующая на основании доверенности (л.д. 111), поддержала исковые требования прокурора, по основаниям, указанным в уточненном письменном отзыве (л.д. 145-147).
В судебном заседании представитель третьего лица Государственного внебюджетного фонда – Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) Иванов А.И., действующий на основании доверенности (л.д. 164), исковые требования прокурора с учетом уточнения поддержал.
Представитель третьего лица Металлургического управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя. Ранее интересы третьего лица представляла представитель Черниязова Ю.З., действующая на основании доверенности (л.д. 112), поддержала требования прокурора, по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 98-100). В последующем был представлен уточненный отзыв, из которого следует, что ответчик неосновательно получила денежные средства в размере 141 683 руб. 71 коп. (л.д. 156-158).
Ответчик Ермолова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом по месту регистрации (л.д. 85, 122).
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дела без участия представителя, представил письменный отзыв, в котором указал, что Министерство финансов Российской Федерации не может представлять интересы Российской Федерации в качестве взыскателя, так как не является администратором доходов федерального бюджета, указанных в исковом заявлении (л.д. 152-153, 161).
В соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена заблаговременно 30 августа 2023 года на интернет-сайте Металлургического районного суда г. Челябинска. Поскольку в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей истца, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В силу п. 4 ст. 1109 указанного кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведённых норм материального права следует, что приобретённое за счёт другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, а не получившая встречного предоставления сторона вправе требовать возврата переданного контрагенту имущества.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения (сбережения) ответчиком имущества за счёт истца и отсутствие правовых оснований для такого обогащения, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения (сбережения) такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату.
Денежные средства и иное имущество не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, если будет установлено, что воля передавшего их лица осуществлена в отсутствие обязательства.
Основанием для освобождения от доказывания в соответствии с ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ являются вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, решением Металлургического УСЗН Администрации г. Челябинска от хх.хх.хх без номера на основании заявления Ермоловой (Гавриленко) А.А. назначена ежемесячная выплаты на ребенка Ермолову М.Е. в возрасте от трех до семи лет включительно по 5 330 руб. 50 коп. (л.д. 67).
Решением Металлургического УСЗН Администрации г. Челябинска от хх.хх.хх без номера на основании заявления Ермоловой А.А. назначена ежемесячная выплаты на ребенка Е.М.Е. в возрасте от трех до семи лет включительно по 5 847 руб. 00 коп. (л.д. 81).
В период с хх.хх.хх по хх.хх.хх Ермолова А.А. получила в счет социальной поддержки семей с детьми в возрасте от трех до семи лет 148 047 руб. 21 коп., что подтверждается справкой Металлургического УСЗН Администрации г. Челябинска от хх.хх.хх (л.д. 101).
Распоряжением Металлургического УСЗН Администрации г. Челябинска от хх.хх.хх ежемесячная выплата на ребенка прекращена с хх.хх.хх по причине «возврат денег из банка» (л.д. 72).
Приговором Металлургического районного суда г. Челябинска от хх.хх.хх, вступившим в законную силу хх.хх.хх, Р.Е.В. признана виновной в совершении 18 преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. ..., ч. 2 ст. ... УК РФ (18 преступлений), преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. ... УК РФ (11 преступлений), преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. ... УК РФ (4 преступлений). Ей назначено наказание в виде ... руб. На основании ст. 73 УК РФ основное наказание в виде лишения свободы, назначенное Р.Е.В.., считать условным с испытательным сроком ... лет (л.д. 24-45).
Приговором установлено, что Р.Е.В. приказом №/лс от хх.хх.хх начальника Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска В.Л.М. назначена на должность ... Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска с хх.хх.хх.
Согласно должностной инструкции ведущего специалиста отдела семьи и назначения детских пособий Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска Р.Е.В. № от хх.хх.хх, утвержденной хх.хх.хх начальником Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска В.Л.М. (далее - должностная инструкция), с которой Р.Е.В. ознакомлена хх.хх.хх, последняя в своей работе руководствовалась Конституцией РФ, действующим законодательством Российской Федерации, Челябинской области, нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления, Уставом города Челябинска, Инструкцией по делопроизводству в Администрации города Челябинска, Регламентом управления, Положением об управлении, Положением об отделе, Правилами внутреннего трудового распорядка управления, указанной должностной инструкцией.
В соответствии с п. 4 раздела III указанной должностной инструкции, ведущий специалист отдела семьи и назначения детских пособий Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска Р.Е.В. для решения стоящих перед ней задач и обеспечения функций, возложенных на отдел: вела работу по предоставлению государственных услуг в соответствии с Административными регламентами и иными нормативно-правовыми актами по приему граждан и предоставлению государственных услуг - ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Кроме того, согласно п. 4.1.3 раздела III указанной должностной инструкции в рамках данной работы ведущий специалист при поступлении документов непосредственно от заявителя (его представителя) при его личном обращении, поступлении документов заявителя по почте, либо через единый портал государственных услуг принимает документы, выполняя при этом следующие действия:
- устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя, полномочия представителя (при личном обращении заявителя либо его представителя);
- проводит первичную проверку представленных документов на предмет соответствия их установленным законодательством РФ требованиям, удостоверяясь, что: копии документов соответствуют их оригиналам и принадлежат заявителю, выполняет на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов (при личном обращении заявителя либо его представителя); тексты документов написаны разборчиво; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений; документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
- осуществляет экспертизу документов, представленных заявителем для получения государственной услуги, в том числе: сопоставляет представленные заявителем документы с перечнем документов, необходимых для получения государственной услуги, указанных в Административном регламенте;
- оказывает помощь в заполнении гражданами заявлений установленного образца;
- осуществляет прием документов для назначения, продления и выплаты пособий на детей, распоряжения средствами областного материнского (семейного) капитала, выдачи удостоверения многодетной семьи Челябинской области, выплаты единовременного социального пособия на подготовку к учебному году;
- регистрирует заявления в журналах регистрации заявлений на предоставление государственных услуг в соответствии с вышеуказанными Административными регламентами и иными нормативно-правовыми актами;
- формирует личное дело получателя детских пособий и других государственных услуг и своевременно принимает решение о назначении и выплате пособий или решение об отказе в назначении, сообщению заявителю о решении в соответствии с Административными регламентами по предоставлению государственных услуг.
Кроме того, согласно указанной должностной инструкции, ведущий специалист отдела семьи и назначения детских пособий Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска Р.Е.В.:
- вносила данные получателей пособий, денежных выплат, вводила в программно-технический комплекс информацию и данные, необходимые для назначения пособия, денежной выплаты (п. 4.1.4 раздела III);
- своевременно выносила решение о назначении или об отказе в назначении пособий, денежных выплат (п. 4.1.5 раздела III);
- своевременно предоставляла личные дела получателей государственных пособий на проверку начальнику отдела (п. 4.1.6 раздела III);
- составляла и отправляла ходатайства в Министерство социальных отношений Челябинской области о проверке обоснованности предоставления государственных услуг гражданам (п. 4.1.7 раздела III);
- заверяла сведения об отсутствии регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в связи с предоставлением доступа к Базовому государственному информационному ресурсу «Предоставление сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей» (п. 4.1.8 раздела III);
- оказывала содействие гражданам в получении документов, необходимых для назначения пособий, денежных выплат в рамках действующих Административных регламентов и иных нормативно-правовых документов (п. 4.1.9 раздела III);
- осуществляла передачу личных дел на выплату, проводила сверку, распечатывала список передаваемых дел, отрабатывала ошибки передачи (п. 4.1.10 раздела III);
- в случае необходимости проводила проверку представленных заявителями сведений о доходах, определяющих право на пособие (п. 4.1.16 раздела III);
- принимала и обрабатывала документы межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг (п. 4.1.20 раздела III);
- формировала межведомственные запросы согласно Административным регламентам (п. 4.1.20 раздела III).
Также, согласно раздела IV должностной инструкции, ведущий специалист отдела семьи и назначения детских пособий Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска Р.Е.В. имела право: принимать решения в соответствии со своими должностными обязанностями (п. 6.1); запрашивать в пределах компетенции в установленном порядке от органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений, от отделов управления материалы и информацию, необходимую для исполнения своих должностных обязанностей (п. 6.5); проверять достоверность представляемых заявителями сведений для осуществления права на государственное пособие (п. 6.6).
Таким образом, Р.Е.В. являлась должностным лицом Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска, наделенным полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
В соответствии с п.п. «а», «б» п. 3 Указа Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ Президента РФ) установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (п.п. «а» п. 3); размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (п.п. «б» п. 3).
В соответствии с п.п. «в» п. 5 Указа Президента РФ рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации до 01.07.2020 обеспечить: установление требований, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления им ежемесячной выплаты; получение необходимых для назначения ежемесячной выплаты документов (сведений), в том числе в электронном виде, от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций; возможность обращения граждан за назначением ежемесячной выплаты через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе без истребования от граждан документов, находящихся в распоряжении указанных в абзаце третьем настоящего подпункта органов и организаций.
В целях реализации Указа Президента РФ, Законодательным собранием Челябинской области принят Закон Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», подписанный Губернатором Челябинской области Текслером А.Л., в соответствии с которым установлен порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная денежная выплата).
Так, согласно ч. 1 ст. 2 Закона Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», право на ежемесячную выплату имеет один из родителей. усыновителей, опекун, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Челябинской области, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Кроме того, во исполнение Указа Президента РФ, а также Закона Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», постановлением Правительства Челябинской области от 30.04.2020 № 177-П «Об Административном регламенте предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно» и внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 18.07.2012 № 380-П» утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно» (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 7 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области (далее - органы социальной защиты населения) по месту жительства заявителей. При предоставлении государственной услуги органы социальной защиты населения взаимодействуют с органами записи актов гражданского состояния, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Пенсионным фондом Российской Федерации, филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», военными комиссариатами и воинскими частями - в части направления межведомственных запросов в указанные органы и организации.
Согласно п. 8 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является назначение и выплата ежемесячной выплаты. Исходя из п. 9 Регламента Срок для принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении заявителю государственной услуги не может превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты приостанавливается в случае непоступления запрашиваемых сведений в рамках межведомственного информационного взаимодействия. При этом решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты выносится не позднее 20 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
Из содержания п.п. 1-20 п. 11 Административного регламента следует, что для назначения ежемесячной выплаты заявителем представляется заявление о предоставлении государственной услуги по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее - заявление), а также в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации следующие документы (сведения): заявление о предоставлении государственной услуги по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее - заявление) (п.п. 1 п. 11); сведения о рождении ребенка (п.п. 2 п. 11); сведения о смерти ребенка или его законного представителя (пп. 3 п. 11); сведения о заключении (расторжении) брака (п.п. 4 п. 11); выписка (сведения) из решения органа опеки и попечительства об установлении опеки над ребенком (п.п. 5 п. 11); сведения о законном представителе ребенка (п.п. 6 п. 11); сведения о лишении (ограничении, восстановлении) родительских прав, сведения об отмене ограничения родительских прав, сведения об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (п.п. 7 п. 11); сведения об ограничении дееспособности или признании родителя либо иного законного представителя ребенка недееспособным (п.п. 8 п. 11); сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, о денежном довольствии (денежном содержании), вознаграждении за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (п.п. 9 п. 11); сведения о суммах пенсии, пособий и иных мер социальной поддержки в виде выплат, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации (п.п. 10 п. 11); сведения о выплатах правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (п.п. 11 п. 11); сведения о пособии по безработице (материальной помощи и иных выплатах безработным гражданам) (п.п. 12 п. 11); сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п.п. 13 п. 11); сведения о дивидендах, процентах и иных доходах, полученных по операциям с ценными бумагами (п.п. 14 п. 11); сведения о доходах от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики (п.п. 15 п. 11); сведения о доходах по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (п.п. 16 п. 11); сведения о доходах от продажи, аренды имущества (п.п. 17 п. 11); сведения о недвижимом имуществе, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (п.п. 18 п. 11); сведения об ином имуществе, формируемые в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации (п.п. 19 п. 11); сведения о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации (п.п. 20 п. 11).
Согласно п.п. 1-4 п. 12 Административного регламента заявление на предоставление государственной услуги заявитель вправе представить в орган социальной защиты населения следующими способами: посредством личного обращения заявителя (п.п. 1 п. 12); через многофункциональный центр (п.п. 2 п. 12); в электронном виде с использованием федерального портала (п.п. 3 п. 12); посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления (п.п. 4 п. 12).
Также, в соответствии с п.п. 4-6 п. 16 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является: превышение размера среднедушевого дохода семьи по отношению к величине прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (п.п. 4 п. 16); наличие недостоверных или неполных данных в заявлении (п.п. 5 п. 16); родители, усыновители, опекуны не считаются занятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» либо не относятся к категориям лиц, указанным в абзацах 6 - 13 п. 5 настоящего Административного регламента (п.п. 6 п. 16). В абзаце 6 - 13 п. 5 Административного регламента указаны следующие категории лиц: имеют статус безработных (абзац 6 п. 5); принадлежат к категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, к которым относятся: лица, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства (абзац 8 п. 5); лица, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения) (абзац 9 п. 5); лица, находящиеся в розыске до признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими (абзац 10 п. 5); неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, детьми-инвалидами и получающие компенсационные выплаты по уходу за указанными лицами (абзац 11 п. 5); граждане, осужденные к аресту или лишению свободы (абзац 12 п. 5); матери, осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста четырнадцати лет, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (абзац 13 п. 5).
Согласно п.п. 1-4 п. 24 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя выполнение следующих административных процедур: прием, регистрация, проверка документов, представленных заявителем для получения государственной услуги, направление межведомственных запросов (п.п. 1 п. 24); принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги (п.п. 2 п. 24); уведомление заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги (п.п. 3 п. 24); внесение данных получателя ежемесячной выплаты в банк данных учетной документации и оформление выплатных документов (п.п. 4 п. 24).
В соответствии с п.п. 3-8 п. 25 Административного регламента при поступлении документов непосредственно от заявителя (его представителя) при личном обращении либо поступлении документов заявителя по почте должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги, принимает документы, выполняя при этом следующие действия: устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность заявителя, полномочия представителя (при личном обращении заявителя либо его представителя); проверяет заявление на предмет полноты заполнения; проводит первичную проверку представленных документов на предмет их соответствия установленным законодательством Российской Федерации требованиям, удостоверяясь, что: копии документов соответствуют их оригиналам и принадлежат заявителю, выполняет на них надпись об их соответствии подлинным экземплярам, заверяет своей подписью с указанием фамилии и инициалов (при личном обращении заявителя либо его представителя); тексты документов написаны разборчиво; в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений; документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание; осуществляет экспертизу документов, представленных заявителем для получения государственной услуги, в том числе: сопоставляет представленные заявителем документы с перечнем документов, необходимых для получения государственной услуги, указанных в пункте 11 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; проводит проверку представленных документов на предмет их соответствия требованию, установленному абзацем вторым пункта 13 настоящего Административного регламента (В случае направления заявления на предоставление государственной услуги, а также документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Административного регламента, по почте заказным письмом верность копий данных документов должна быть засвидетельствована в установленном законом порядке, подлинники документов не направляются) (п.п. 3 п. 25); 4) при выявлении основания для отказа в приеме документов, предусмотренного абзацем первым пункта 15 настоящего Административного регламента (Основанием для отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги является непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя), должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги, уведомляет заявителя о наличии основания для отказа в принятии документов, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах, возвращает документы и предлагает принять меры по устранению недостатков. Возврат заявления и приложенных к нему документов, направленных по почте, осуществляется с указанием причины возврата способом, позволяющим подтвердить факт и дату возврата (п.п. 4 п. 25); при отсутствии основания для отказа в приеме документов, предусмотренного абзаце первом пункта 15 настоящего Административного регламента (Основанием для отказа в приеме документов для предоставления государственной услуги является непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Административного регламента, обязанность по представлению которых возложена на заявителя), должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги, вносит в журнал регистрации заявлений о назначении ежемесячной выплаты запись о приеме заявления (п.п. 5 п. 25); после присвоения заявлению номера и даты регистрации должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги, запрашивает документы (сведения), указанные в подпунктах 2 (за исключением случая регистрации записи акта о рождении ребенка за пределами Российской Федерации), 3 - 20 пункта 11 настоящего Административного регламента, а также сведения, необходимые для подтверждения отнесения заявителя к одной из категорий, указанных в абзацах пятом - тринадцатом пункта 5 настоящего Административного регламента, в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а в случае отсутствия доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Межведомственный запрос оформляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (п.п. 6 п. 25); результатом административной процедуры является регистрация заявления и прилагаемых к нему документов, направление межведомственных запросов (п.п. 7 п. 25).
В соответствии с п.п. 1-9 п. 29 Регламента Принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной услуги: юридическим фактом для начала данной административной процедуры является регистрация заявления и прилагаемых к нему документов, поступление ответов на межведомственные запросы (п.п. 1 п. 29); ответственным за выполнение административной процедуры является должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги (п.п. 2 п. 29); должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги: формирует из документов, необходимых для получения государственной услуги, личное дело; проверяет документы на наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренных пунктом 16 настоящего Административного регламента (п.п. 3 п. 29); при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 16 настоящего Административного регламента, должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги: готовит проект решения о предоставлении государственной услуги (решение о назначении ежемесячной выплаты) в одном экземпляре с указанием порядкового номера и даты оформления; производит исчисление величины среднедушевого дохода семьи на основании сведений о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, которая определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 12 и на число членов семьи. При этом доход семьи для исчисления величины среднедушевого дохода семьи определяется как общая сумма доходов семьи за 12 последних календарных месяцев, предшествующих календарному полугодию перед месяцем подачи заявления о предоставлении государственной услуги (далее именуется - расчетный период), исходя из состава семьи на дату подачи заявления о предоставлении государственной услуги (п.п. 4 п. 29); при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 16 настоящего Административного регламента, должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги, готовит проект решения об отказе в предоставлении государственной услуги в двух экземплярах с указанием причин отказа. Решение об отказе в предоставлении государственной услуги содержит следующие сведения: номер и дату вынесения; фамилию, имя, отчество заявителя; адрес заявителя; вид пособия, за которым обращался заявитель; фамилию, имя, отчество ребенка, дату его рождения; дату подачи заявления и номер регистрации; причину отказа в назначении ежемесячной выплаты со ссылкой на законодательство Российской Федерации, Челябинской области (подпункт, пункт, статья, название, номер и дата принятия нормативно-правового акта); порядок обжалования решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты; перечень представленных для назначения ежемесячной выплаты документов, отметку о возврате их заявителю (п.п. 5 п. 29); должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги, визирует проект решения о предоставлении государственной услуги либо проект решения об отказе в предоставлении государственной услуги, передает проект решения о предоставлении государственной услуги либо проект решения об отказе в предоставлении государственной услуги с приложением документов заявителя на подпись руководителю органа социальной защиты населения либо его заместителю при наличии приказа о делегировании ему права подписи вышеуказанных документов, предварительно согласовав с начальником структурного подразделения (отдела) органа социальной защиты населения, ответственного за предоставление государственной услуги (п.п. 6 п. 29); руководитель органа социальной защиты населения (его заместитель) осуществляет проверку сформированных документов, подписывает их и передает подписанные документы: решение о назначении ежемесячной выплаты - должностному лицу органа социальной защиты населения, ответственному за предоставление государственной услуги, для внесения данных получателя в банк данных учетной документации и оформления выплатных документов; решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты - должностному лицу органа социальной защиты населения, ответственному за предоставление государственной услуги, для регистрации и направления его заявителю со всеми его документами (п.п. 7 п. 29); результатом административной процедуры является поступление от руководителя органа социальной защиты населения (его заместителя) личного дела с решением о назначении ежемесячной выплаты должностному лицу органа социальной защиты населения, ответственному за предоставление государственной услуги, для выплаты получателю государственной услуги ежемесячной выплаты или решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты для направления его заявителю (п.п. 8 п. 29).
В период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, у Р.Е.В., являющейся должностным лицом, из корыстных побуждений, в целях незаконного личного обогащения, возник и сформировался преступный умысел, направленный на получение взятки лично и через посредника за использование своего должностного положения для совершения в пользу взяткодателя заведомо незаконных действий, путем превышения должностных полномочий и совершения служебного подлога, выраженного в изготовлении ряда служебных документов, содержащих недостоверные сведения, изготовлении заведомо незаконного решения о назначении пособий, гарантировано предоставляющих взяткодателю право на получение ежемесячной денежной выплаты согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» в нарушение законных оснований и порядка выдачи ежемесячных денежных выплат, установленных вышеуказанным Административным регламентом.
Реализуя свой преступный умысел, Р.Е.В. в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, находясь на территории города Челябинска, из корыстных побуждений, вступила во внеслужебную связь с И.Х.И., с которым у нее ранее сложились доверительные отношения.
В указанный период времени на территории города Челябинска, между И.Х.И. и Р.Е.В. достигнута преступная договоренность, заключавшаяся в незаконном использовании последней должностного положения и оказания содействия лицам, обратившимся к И.Х.И. для гарантированного получения ежемесячной денежной выплаты согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» в нарушение оснований и порядка выдачи выплат, установленных данным нормативно-правовым актом и вышеуказанным Административным регламентом.
При этом, согласно достигнутой договоренности, И.Х.И. должен был в кругу своих знакомых и третьих лиц приискать лиц, желающих за денежное вознаграждение гарантировано получить вышеуказанную денежную выплату, после чего И.Х.И. должен был выступить посредником между приисканными им лицами и Р.Е.В. для передачи необходимых для начала процедуры назначения пособия документов, в том числе путем передачи документов от данных лиц И.Х.И.. для дальнейшей передачи данных документов Р.Е.В., а также для передачи незаконного денежного вознаграждения в сумме не менее 10 000 рублей за совершение последней вышеуказанных незаконных действий.
Также И.Х.И., согласно отведенной ему преступной роли должен был обеспечить поступление денежных средств от приисканного им взяткодателя на контролируемый им расчетный счет, в целях дальнейшего перевода денежных средств, переданных в качестве взятки на расчётный счет Р.Е.В.
После этого, И.Х.И. в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, осознавая и понимая, что между ним и Р.Е.В. имеется преступная договоренность на незаконное оказание содействия лицам для гарантированного получения пособия согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» в нарушение оснований и порядка выдачи выплат, установленных данным нормативно-правовым актом и Административным регламентом, достоверно зная, что Р.Е.В. является должностным лицом - ... Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска и в силу занимаемого ею должностного положения может способствовать совершению вышеуказанных действий, выступая в роли посредника, в помещениях торгового павильона, расположенного по адресу ... в ходе личной беседы предложил ранее знакомому Е.Е.Ю. за незаконное денежное вознаграждение в размере не менее 10 000 рублей, предназначавшееся Р.Е.В., получить ежемесячную денежную выплату согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».
В дальнейшем в период времени с хх.хх.хх по хх.хх.хх, Е.Е.Ю. находясь в помещениях торгового павильона, расположенного по адресу ... несмотря на отсутствие у него и его супруги законных оснований для получения ежемесячной денежной выплаты согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» согласился на вышеуказанное предложение И.Х.И.
После этого, в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, в помещениях торгового павильона, расположенного по адресу ... в ходе телефонного разговора И.Х.И. выступая в роли посредника между Е.Е.Ю. и Р.Е.В., используя сложившиеся между последней и им самим доверительные отношения, действуя во исполнение отведённой ему преступной роли, сообщил Р.Е.В. о согласии Е.Е.Ю. на передачу незаконного денежного вознаграждения для гарантированного получения последней ежемесячной денежной выплаты согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».
После получения указанной информации Р.Е.В., в целях реализации преступного умысла, окончательно приняла решение совершить действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, а именно изготовить документы, в том числе решение о назначении пособия, содержащие недостоверные сведения, при которых данная выплата гарантировано будет произведена Е.Е.Ю. (и его супруге Гавриленко А.А.), за незаконное денежное вознаграждение, несмотря на отсутствие законных оснований для получения ежемесячной денежной выплаты согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» у Е.Е.Ю. (и его супруги Гавриленко А.А.), то есть осознавая, что ее действия будут являться незаконным, в нарушение п. 4.1 раздела III, п.п. 4.1.3-4.1.10 раздела III должностной инструкции, а также в нарушение пп. 1 п. 11, пп. 1-4 п. 12, пп. 4-6 п.16, пп. 1-4 п. 24, пп. 3-8 п. 25, пп. 5-8 п.29 Административного регламента, а также ч. 1 ст. 2 Закона Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».
После этого И.Х.И., в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, в помещениях торгового павильона, расположенного по адресу ... высказал Е.Е.Ю. предложение о целесообразности оформления выплаты на его супругу – Гавриленко А.А. и требование о необходимости передачи в его распоряжение копий личных документов последнего в целях дальнейшей их передачи Р.Е.В. для совершения вышеуказанных преступных действий.
В свою очередь Е.Е.Ю. в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, согласился с предложением И.Х.И. и, придя в помещения торгового павильона, расположенного по адресу ... передал из рук в руки И.Х.И. копии личных документов (его и членов его семьи), а именно копию свидетельства о рождении Е.М.Е.; копию свидетельства о заключении брака между Е.Е.Ю. и Гавриленко А.А.; копию свидетельства о рождении Ж.К.Е., копию паспорта Гавриленко А.А.; копию паспорта Е.Е.Ю.; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования Е.М.Е.; копию трудовой книжки Е.Е.Ю.; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования Е.Е.Ю.; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования Гавриленко А.А.; копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования Ж.К.Е., а также реквизиты расчетного счета Гавриленко А.А., открытого в ПАО «Сбербанк» для перевода денежных средств.
Полученные от Е.Е.Ю. копии документов, действуя во исполнение отведённой ему преступной роли, И.Х.И. в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх в помещения торгового павильона, расположенного по адресу ..., передал из рук в руки Р.Е.В., которая забрала их себе.
После этого, действуя в целях реализации преступного умысла в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, Р.Е.В., находясь в находясь в помещениях Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска, расположенном по адресу: ул. Дегтярева д.49 «б» в Металлургическом районе города Челябинска, действуя умышленно, из корыстных побуждений, согласно ранее достигнутой через И.Х.И. с Е.Е.Ю. преступной договоренности, совершая действия явно выходящие за пределы ее полномочий, используя полученные из переданных И.Х.И. документов сведения, собственноручно изготовила заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет от имени Гавриленко А.А., датированное хх.хх.хх, а также собственноручно подписала данное заявление от лица Гавриленко А.А., приобщив его к материалам дела получателя пособия Гавриленко А.А.
Непосредственно после этого, в указанный период времени, Р.Е.В., продолжая реализацию своего преступного умысла на совершение незаконных действий в пользу Е.Е.Ю. (и его супруги Гавриленко А.А.), используя должностное положение, и совершая действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, находясь в помещениях Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска, расположенном по адресу: ... в ..., без фактического присутствия заявителя Гавриленко А.А., достоверно осознавая, что последняя данного заявления в адрес Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска не подавала и не подписывала, несмотря на указанные обстоятельства, зарегистрировала ранее изготовленное вышеуказанное заявление, присвоив ему № (от хх.хх.хх), а также приложила вышеуказанные личные документы Е.Е.Ю. и его супруги Гавриленко А.А. к материалам дела получателя пособия Гавриленко А.А.
Кроме того, Р.Е.В., действуя в целях реализации своего преступного умысла, в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх находясь в помещениях Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска, расположенном по адресу: ул. Дегтярева д.49 «б» в Металлургическом районе города Челябинска, на своём рабочем месте, при помощи сервиса предоставления сведений о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц запросила сведения о доходах супруги Е.Е.Ю. – Гавриленко А.А. и убедившись, что доход последней превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, используя программное обеспечения персонального компьютера на ее рабочем месте, совершая действия явно выходящие за пределы ее полномочий, в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, видоизменила полученные сведения, значительно занизив доходы супруги Е.Е.Ю. – Гавриленко А.А. до требуемой величины прожиточного минимума на душу населения, после чего распечатала видоизменный документ и приобщила его к материалам дела получателя пособия Гавриленко А.А.
Кроме того, Р.Е.В., действуя в целях реализации своего преступного умысла, в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, находясь в помещениях Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска, расположенном по адресу: ул. Дегтярева д.49 «б» в Металлургическом районе города Челябинска, на своём рабочем месте, при помощи сервиса предоставления сведений о факте осуществления трудовой деятельности запросила сведения о трудовой занятости супруга Гавриленко А.А. – Е.Е.Ю. и убедившись, что последний не осуществлял трудовой деятельности в период с января по август 2020 года, что свидетельствовало о том, что родители не считаются занятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации» и служило основанием для отказа в начислении выплаты, в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, находясь в помещениях Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска, расположенном по адресу: ул. Дегтярева д.49 «б» в Металлургическом районе города Челябинска, на своём рабочем месте, используя программное обеспечения персонального компьютера на ее рабочем месте, совершая действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, видоизменила полученные сведения, указав, что супруг Гавриленко А.А. – Е.Е.Ю. осуществлял трудовую деятельность и являлся занятым в период с апреля по июль 2020 года, после чего распечатала видоизменный документ и приобщила его к материалам дела получателя пособия Гавриленко А.А.
Затем, в период времени с хх.хх.хх до хх.хх.хх, Р.Е.В. находясь в помещениях Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска, расположенном по адресу: ул. Дегтярева д.49 «б» в Металлургическом районе города Челябинска, завершая реализацию своего преступного умысла на совершение незаконных действий в пользу взяткодателя Е.Е.Ю. и его супруги Гавриленко А.А., достоверно осознавая и понимая, что последние не имеют права на получение ежемесячной денежной выплаты согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», используя должностное положение, на основании вышеуказанных документов, изготовила «Решение о назначении пособия Постановление Правительства Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 г. «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» без номера от 15.09.2020 на имя Гавриленко А.А. (далее - Решение), осознавая, что указанный документ является официальным, предоставляющим право на получение указанного пособия, действуя из корыстных побуждений, внесла в него заведомо ложные сведения об общем доходе семьи в размере 433 330 рублей 61 копейка, среднедушевом доходе семьи в размере 9027 рублей 72 копейки за период с хх.хх.хх по хх.хх.хх, тем самым удостоверив юридически значимый факт о назначении Гавриленко А.А. в период с хх.хх.хх по хх.хх.хх ежемесячной выплаты на ребенка Е.М.Е. от трех до семи лет в размере 5330 рублей 50 копеек, которое подписала собственноручно от своего имени.
После чего Р.Е.В. в указанный период времени предоставила данное решение на подпись начальнику отдела семьи и назначения детских пособий Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска В.Е.А. и заместителю начальника Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска Н.А.В.
В свою очередь, неосведомленные о преступном умысле Р.Е.В., В.Е.А. и Н.А.В. в указанный период времени подписали указанное решение.
На основании изготовленного Р.Е.В. вышеуказанного Решения, Металлургическим управлением социальной защиты населения Администрации города Челябинска Гавриленко А.А. в период с хх.хх.хх по хх.хх.хх назначена ежемесячная выплата в размере не менее 5330 рублей 50 копеек.
После этого, в течении дня хх.хх.хх Е.Е.Ю., находясь в помещениях торгового павильона, расположенного по адресу ..., завершая выполнение условий ранее достигнутой договоренности с И.Х.И., с расчетного счета своей супруги Гавриленко А.А., открытого в отделении ПАО «Сбербанк», расположенном по адресу ..., произвел перечисление не менее 10 000 рублей на расчётный счет И.Х.И., открытый в отделении ПАО «Сбербанк России», расположенном по адресу: ...)
В свою очередь И.Х.И., находясь в помещениях торгового павильона, расположенного по адресу ... в период времени с хх.хх.хх по хх.хх.хх, произвел перечисление денежной суммы в качестве незаконного денежного вознаграждения предназначавшегося Р.Е.В. в размере не менее 10 000 рублей со своего расчётного счета, открытого в отделении ПАО «Сбербанк России», расположенном по адресу: ...) на расчетный счет Р.Е.В., открытый в отделении ПАО «Сбербанк России», расположенном по адресу: ...).
Тем самым, Р.Е.В. в период времени с хх.хх.хх по хх.хх.хх, получила через посредника взятку в виде денег в размере не менее 10 000 рублей, путем осуществления вышеуказанных денежных переводов и зачисления указанных денежных средств на вышеуказанный личный лицевой счет за совершение в пользу Е.Е.Ю. и его супруги Гавриленко А.А. незаконных действий, а именно изготовление документов, содержащих недостоверные сведения, изготовление «Решения о назначении пособия Постановление Правительства Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 г. «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» без номера от хх.хх.хх, послуживших основанием для необоснованного, в отсутствие на то законных оснований начисления Гавриленко А.А. ежемесячной денежной выплаты согласно Закону Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».
Вышеуказанными незаконно полученными денежными средствами Р.Е.В. распорядилась по своему усмотрению в личных целях.
Преступные действия Р.Е.В. повлекли за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившиеся в дискредитации эффективности проводимых государством в рамках утвержденных программ мер государственной социальной поддержки семей с детьми, а также в дискредитации и подрыве авторитета органов местного самоуправления в связи с формированием устойчивого общественного мнения среди граждан о низкой эффективности и бесполезности проводимых органами государственной власти и местного самоуправления всех уровней мероприятий в сфере противодействия коррупции; безнаказанности должностных лиц органов местного самоуправления, совершающих должностные преступления коррупционной направленности; в подтверждении негативного мнения о коррумпированности и вседозволенности должностных лиц органов местного самоуправления, использующих занимаемые ими должности для незаконного обогащения, а также повлекли необоснованную в отсутствие на то законных оснований выплату из средств федерального бюджета и бюджета Челябинской области Гавриленко А.А. пособия на ее малолетнего ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, предусмотренного указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» за период с хх.хх.хх по хх.хх.хх в сумме 148 047 рублей 21 копейка.
В последующем Металлургическое УСЗН Администрации г. Челябинска представило уточненную справку № от хх.хх.хх, согласно которой за период с января 2020 года по хх.хх.хх Ермоловой А.А. были получены денежные средства в размере 141 683 руб. 71 коп. (л.д. 159-160).
Таким образом, установленные вступившим в законную силу приговором суда обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего гражданского дела, поскольку в результате противоправности действий Р.Е.В., ответчик Ермолова А.А. неосновательно обогатилась на сумму 141 683 руб. 71 коп. при отсутствии правовых оснований для такого обогащения, о которых ей было достоверно известно, тем самым нанеся ущерб Российской Федерации.
Как следует из п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).
В соответствии с п. 4 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 администрирование доходов федерального бюджета в случае вынесения федеральным судом судебного акта либо перечисления денежных средств ответчиком до вынесения федеральным судом судебного акта о взыскании денежных средств по иску (заявлению) прокурора, поданному в защиту интересов Российской Федерации и разрешенному в пользу Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 15.10.2021 № 1756).
Согласно Закону Челябинской области от 24.12.2005 № 430-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» органам местного самоуправления были переданы полномочия по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в том числе прием документов от граждан и назначение ежемесячной денежной выплаты на детей от 3 до 7 лет, полномочия по выплате такого пособия закреплены за исполнительным органом Челябинской области, уполномоченному в сфере социальных отношений.
До 01 января 2023 года полномочия по осуществлению ежемесячных выплат осуществляло Министерство социальных отношений Челябинской области (пп. 14 п. 8 Постановления Губернатора Челябинской области «Об утверждении положения, структуры и штатной численности Министерства социальных отношений Челябинской области»).
Таким образом, в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области с Ермоловой А.А. подлежат взысканию неосновательно полученные денежные средства в размере 141 683 руб. 71 коп.
В соответствии с ч. 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации
Поскольку прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 4 033 руб. 67 коп., подлежит взысканию с ответчика Ермоловой А.А. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Металлургического района г. Челябинска удовлетворить.
Взыскать с Ермоловой А.А. (хх.хх.хх года рождения, уроженки ..., паспорт гражданина Российской Федерации серия №) в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области (ИНН 7453136193, КПП 745301001, ОГРН 1047424530780, дата государственной регистрации 16.08.2004 г.) денежные средства, полученные в результате неосновательного обогащения, в размере 148 047 рублей 21 копейка.
Взыскать с Ермоловой А.А. (хх.хх.хх года рождения, уроженки ..., паспорт гражданина Российской Федерации серия №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 160 рублей 94 копейки.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Т.М. Соха
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 года.