Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-95/2023 ~ М-76/2023 от 02.05.2023

УИД: 35RS0021-01-2023-000111-24

Гражданское дело 2-95/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тарногский Городок                                                                03 июля 2023 года

Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Ординой О.А.,

при секретаре Дмитриевской В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районам в интересах неопределенного круга потребителей к отделу по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о возложении обязанности,

установил:

Управление Роспотребнадзора по Вологодской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районам (далее по тексту - территориальный отдел) обратилось в суд с иском в интересах в интересах неопределенного круга потребителей к отделу по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о возложении обязанности, указав в обоснование иска, что территориальным отделом в мае 2021 года была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Верховского сельского поселения, в ходе которой были установлены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.13684-21, а именно: контейнерная (специальная) площадка для накопления ТКО на территории кладбища с. Поцкий Погост не оборудованы твердым покрытием и ограждением, что является нарушением ст. 11 Закона № 52-ФЗ, п. 65, п. 3 СанПиН 2.1.3684-21; отсутствует обвалка территорий кладбищ с. Верховский Погост, с. Поцкий Погост, (нарушение ст. 11 Закона № 52-ФЗ, п. 53 СанПиН 2.1.3684-21; контейнерные площадки в населенных пунктах Верховского сельского поселения – с. Верховский Погост, д. Аносовская, д. Баранская, д. Бурцевская, д. Великая, д. Власьевская, д. Доронинская, д. Игнатовская, д. Каплинская, д. Карелинская, д. Кичигинская, д. Кузьминская, д. Макаровская, д. Мартьяновская, д. Павловская, д. Патракеевская, д. Першинская, д. Рудновская, д. Цибунинская) не оборудованы ограждением, что является нарушением п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.

По факту выявленных нарушений в адрес администрации Верховскогосельского поселения было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 33/02-24 от 04.06.2021, в дальнейшем сроки продлевались уведомлением от 01.09.2022. В адрес администрации Тарногского муниципального округа был направлен запрос о наличии нарушений, указанных в предписании, из ответа следует, что имеющиеся нарушения не устранены.

Отмечают, что обязанность выполнения указанных выше требований обусловлена необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предоставление гарантий безопасности оказываемых услуг для жизни и здоровья людей.

Согласно ч.1 ст. 1 Закона Вологодской области №5112-03 от 28.04.2022 года «О преобразовании всех поселений, входящих в состав Тарногского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Тарногского муниципального округа Вологодской области» преобразование осуществляется путем объединения всех входящих в состав Тарногского муниципального района поселений в Тарногский муниципальный округ. В соответствии с п.3 ст. 1 Закона №5112-03 днем создания Тарногского муниципального округа является день вступления данного закона в силу, т.е. 01.06.2022 (ч.1ст.8 Закона №5112-03). Тарногский муниципальный округ является правопреемником Тарногского муниципального района и преобразованных муниципальных образований (ч.4 ст. 1 Закона №5112-03). На территории Тарногского муниципального округа имеет место нарушения требований санитарного законодательства, которые ранее был установлены в ходе проведения плановой проверки в отношении администрации Маркушевского сельского поселения.10.03.2022 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации №336 «Об особенностях организации и осуществления государственно) контроля (надзора), муниципального контроля. В соответствии с п.п. «а» п.3 Постановления внеплановая проверка проводится связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизнь тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Имеющиеся нарушения не влекут непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, в связи с чем предписание об устранении нарушен санитарно - эпидемиологических требований с определенным сроком исполнения, которого нарушение должно быть устранено, не проверялось. У территориального отдела отсутствовала правовая возможность самостоятельно проконтролировать устранение выявленных нарушений санитарного законодательства. Отдел по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа уполномочен на устранение нарушений санитарно - эпидемиологических требований.

Истец просит обязать ответчика отдел по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о возложении обязанности в срок до 01.11.2023 обязать: 1) оборудовать контейнерную (специальную) площадку для накопления ТКО на территории кладбища с. Поцкий Погост твердым покрытием и ограждением в соответствии с п. 65, п. 3 СанПиН 2.1.3684-21; провести обвалку территорий кладбищ с. Верховский Погост, с. Поцкий Погост в соответствии с п. 53 СанПиН 2.1.3684-21; оборудовать ограждением контейнерные площадки в населенных пунктах Верховского сельского поселения – с. Верховский Погост, д. Аносовская, д. Баранская, д. Бурцевская, д. Великая, д. Власьевская, д. Доронинская, д. Игнатовская, д. Каплинская, д. Карелинская, д. Кичигинская, д. Кузьминская, д. Макаровская, д. Мартьяновская, д. Павловская, д. Патракеевская, д. Першинская, д. Рудновская, д. Цибунинская) в соответствие с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.

В судебное заседание представитель истца Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районам не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом (повестка получена 27.06.2023). Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика отдела по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом путем направления повестки (получена 20.06.2023).

В судебном заседании от 05.06.2023 представитель ответчика отдела по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области Нечаев В.Н. исковые требования признал частично, не согласен с требования в части возложения обязанности по проведению обваловки территорий кладбищ, поскольку обвалование территории кладбищ требуется только при условии ее затопления паводковыми водами. Территории общественных кладбищ не подвержены затоплению паводковыми водами, имеют уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, имеют сухую песчаную почву, уровень грунтовых вод находится более 2-х метров от поверхности земли. В данной части просит в удовлетворении иска отказать. В остальной части требований просил увеличить срок для исполнения выявленных нарушений, поскольку в сроки, указанные в иске исполнить решение не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств.

Из возражений ответчика следует, что Отдел по работе с территориями администрации округа приступил к исполнению полномочий по решению вопросов местного значения на территории Тарногского муниципального округа Вологодской области создан пять месяцев назад. Отделу потребуется время для выполнения перечисленных в иске работ, сначала необходимо провести ревизию всего имущества, разработать план мероприятий для осуществления вопросов местного значения, составить новую схему обращения с отходами, заявить о денежных средствах в администрацию округа и только потом начать работы. Полагают срок для исполнения данных работ нереальным, готовы выполнить работы, но с увеличением срока.

Представитель третьего лица администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом путем направления повестки (получена 20.06.2023). В возражениях на иск указано, что срок исполнения нереальный, так как бюджет округа является дотационным и на выполнение данных работ средства в бюджете округа не заложены и будут ли они выделены в этом году, неизвестно. Отдел по работе с территориями администрации округа создан 4,5 месяца назад, тогда же принял имущество для вопросов местного значения округа. Отделу по работе с территориями требуется время для выполнения вышеперечисленных работ. Полностью поддерживает позицию отдела по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа.

Заслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Закон N 52-ФЗ) определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно ст.11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями требования СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что при устройстве кладбища должны предусматриваться, в том числе, обваловка территории кладбища; (пункт 53); на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил (пункт 64).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 3).

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 23 ч.1 ст. 16): участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п.24 ч.1 ст.16) относятся к вопросам местного значения муниципального округа.

Из материалов дела следует, что Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах в период с 19.05.2021 по 04.06.2021 года была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Верховского сельского поселения, в ходе которой установлено, что в ходе которой были установлены нарушения требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.13684-21, а именно: контейнерная (специальная) площадка для накопления ТКО на территории кладбища с. Поцкий Погост не оборудованы твердым покрытием и ограждением, что является нарушением ст. 11 Закона № 52-ФЗ, п. 65, п. 3 СанПиН 2.1.3684-21; отсутствует обвалка территорий кладбищ с. Верховский Погост, с. Поцкий Погост, (нарушение ст. 11 Закона № 52-ФЗ, п. 53 СанПиН 2.1.3684-21; контейнерные площадки в населенных пунктах Верховского сельского поселения – с. Верховский Погост, д. Аносовская, д. Баранская, д. Бурцевская, д. Великая, д. Власьевская, д. Доронинская, д. Игнатовская, д. Каплинская, д. Карелинская, д. Кичигинская, д. Кузьминская, д. Макаровская, д. Мартьяновская, д. Павловская, д. Патракеевская, д. Першинская, д. Рудновская, д. Цибунинская) не оборудованы ограждением, что является нарушением п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.

По данным фактам постановлением Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах от 11.06.2021 глава администрации Верховского сельского поселения привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (отсутствие обваловки (ограждение) территорий кладбищ), администрация Верховского сельского поселения постановлением от 11.06.2021 привлечена по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.

По факту выявленных нарушений в адрес администрации Верховского сельского поселения было вынесено предписание об устранении выявленных нарушении обязательных требований №393/02-24 от 04.06.2021 сроком до 01.09.2022.

28.04.2022 Постановлением ЗС Вологодской области от 19.04.2022 N 132 принят Закон Вологодской области от N 5112-ОЗ "О преобразовании всех поселений, входящих в состав Тарногского муниципального района Вологодской области, путем их объединения, наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа и установлении границ Тарногского муниципального округа Вологодской области".

Согласно п. 1 ст. 1 Данного закона преобразованы путем объединения все входящие в состав Тарногского муниципального района Вологодской области поселения: Верховское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Заборское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Илезское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Маркушевское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Спасское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области, Тарногское сельское поселение Тарногского муниципального района Вологодской области в Тарногский муниципальный округ Вологодской области с административным центром в селе Тарногский Городок. Закон вступил в законную силу 01.06.2022.

Тарногский муниципальный округ является правопреемником Тарногского муниципального района и преобразованных муниципальных образований (ч.4 ст. 1 Закона №5112-03).

Таким образом, на территории Тарногского муниципального округа имеет место нарушения требований санитарного законодательства, которые ранее был установлены в ходе проведения плановой проверки в отношении администрации Верховского сельского поселения.

Решением Представительного Собрания Тарногского муниципального района № 13 от 19.09.202 ликвидированы администрации сельских поселений Тарногского муниципального района как юридические лица, в том числе и администрация Верховского сельского поселения.

Из выписки из ЕГРН следует, что администрация Верховского сельского поселения прекратила действие юридического лица 20.03.2023.

По решению представительного собрания Тарногского муниципального округа Вологодской области от 13.12.2022 №61 создан орган администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области – Отдел по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области в форме муниципального казенного учреждения и наделено правами юридического лица.

На основании п. 1.2 Положения об отделе, указанный отдел осуществляет реализацию отдельных полномочий по решению вопросов местного значения и иных управленческих полномочий в пределах, установленных разделом 3 Положений по всей территории округа.

В силу п.3.1.14 отдел осуществляет строительств и о ремонт контейнерных площадок для накопления ТКО.

Согласно п.3.1.16 отдел определяет порядок деятельности общественных кладбищ, организует работу по содержанию кладбища.

Таким образом, исполнение требований относительно оборудованием контейнерной (специальных) площадки для накопления ТКО на территории кладбища с. Поцкий Погост твердым покрытием и ограждением, проведение обвалки территорий кладбищ с. Поцкий Погост, с. Верховский Погост, оборудование контейнерных площадок в населенных пунктах Верховского сельского поселения ограждением, входит в полномочия Отдела по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области.

Ответчиком предоставлено постановление Администрации Верховского сельского поселения Тарногского муниципального района Вологодской области № 52 от 14.12.2020, которым утвержден проект устройства общественных кладбищ, расположенных на территории Верховского сельского поселения.

В разделе 4 проекта (определение мероприятий по устройству имеющихся и функционирующих на территории поселения кладбищ с целью соблюдения гигиенических требований при организации захоронений и правил эксплуатации кладбищ) в отношении кладбищ Верховское и Поцкое относительно обваловки территории отражено об отсутствии необходимости в обваловке территорий кладбища, так как кладбища находятся на возвышенности с песчаным грунтом, нет сточных вод.

Проект разработан на основании требований СанПиН 2.1.2882-11 (в настоящее время утратил силу), между тем, п. 2.7 которого, также предусматривал, что при устройстве кладбища в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть обваловку территории.

Те обстоятельства, что территории общественных кладбищ с. Верховский Погост и Поцкий Погост не подвержены затоплению паводковыми водами, имеют уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, имеют сухую песчаную почву, уровень грунтовых вод находится более 2-х метров от поверхности, лишь подтверждают то, что земельные участки под кладбищами соответствуют требованиям п. 51 СанПиН 2.1.3684-21, предъявляемым к участкам, отводимым под кладбища и не свидетельствует о том, что не требуется исполнять положения п. 53 данного СанПиН.

При этом суд исходит из того, что в силу положений п. 1 настоящих СанПиН санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. В силу положений пункта 1.2 настоящих СанПиН эти санитарные требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией кладбищ.

Соответственно, доводы о том, что обваловка территорий кладбищ не требуется, подлежат отклонению.

Доказательств невозможности выполнения требований об обваловке территорий кладбищ, ответчиком не представлено.

При этом суд принимает во внимание, что содержание и благоустройство мест захоронения является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, территории кладбища, не имеющих обваловки по его периметру, подлежат приведению в соответствии с требованиями п. 53 СанПиН 2.1.3684-21 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока, в течение которого подлежат совершению определенные действия суд, принимает во внимание финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения до 01 сентября 2024 года, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Вологодской области (ОГРН ) в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районам в интересах неопределенного круга потребителей к Отделу по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (ИНН ) удовлетворить.

Возложить на отдел по работе с территориями администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (ИНН ) обязанность в срок до 01.09.2024:

оборудовать контейнерную (специальную) площадку для накопления ТКО на территории кладбища с. Поцкий Погост твердым покрытием и ограждением в соответствии с п. 65, п. 3 СанПиН 2.1.3684-21;

провести обвалку территорий кладбищ с. Верховский Погост, с. Поцкий Погост в соответствии с п. 53 СанПиН 2.1.3684-21;

оборудовать ограждением контейнерные площадки в населенных пунктах Верховского сельского поселения – с. Верховский Погост, д. Аносовская, д. Баранская, д. Бурцевская, д. Великая, д. Власьевская, д. Доронинская, д. Игнатовская, д. Каплинская, д. Карелинская, д. Кичигинская, д. Кузьминская, д. Макаровская, д. Мартьяновская, д. Павловская, д. Патракеевская, д. Першинская, д. Рудновская, д. Цибунинская - в соответствие с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                     О.А. Ордина

Решение принято в окончательной форме 03.07.2023

Судья Тарногского районного суда                       О.А. Ордина

02.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.06.2023Предварительное судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее